Знания vs. Навыки

Знания vs. Навыки Обучение, Безопасность, Техника безопасности, Образование, Инструкция, Охрана труда

Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. ©Иоганн Гёте

Привет народ, с вами СОТ!

Хочу с вами поделиться слегка модернизированной схемой обучения по охране труда на основе теории ступеней развития. Если смотреть на схему, то получается совсем недостаточно просто предоставить информацию и дать знания, если мы стремимся качественно провести обучение, но давайте по порядку.

Информация – это обработанные и структурированные данные, имеющие актуальность, контекст и цель.

Знания – это осознанная и усвоенная информация, которую обучаемый помнит и может воспроизвести.

Умения – это уровень владения знаниями в той степени, в которой их можно применять в практической деятельности. Некоторые умения быстрее наработать с наставником. Формируется путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навыки – это умения, доведенные до автоматизма в результате осознанного и многократного повторения одних и тех же действий или решения типовых задач.

Мастерство – навык, доведенный до высшей степени профессионализма.

Упражнение – это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка (например, в рамках стажировок на рабочем месте). Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие психологической системы действия у стажирующегося определяется по следующим признакам:

● ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

● частичная автоматизация действия;

● наличие системы обратной связи и сформированный на её основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

● саморегуляция недостатков и исправление ошибок;

● систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык частично или полностью сформированным и закончить регулярные упражнения по его отработке. Однако, если упражнения прекратить полностью (с помощью наставника или самостоятельно) и больше не выполнять действие, то навык может постепенно ослабевать. Для его восстановления потребуется новая порция упражнений. Таким образом, абсолютно логичным выглядит проведение внепланового инструктажа при перерыве в работе продолжительностью более 60 календарных дней. Отсюда можно сделать вывод, что для сохранения навыка безопасного и качественного выполнения работы, необходимо его постоянное закрепление. Чем чаще выполняется работы и поддерживается навык, тем ниже вероятность того, что работник совершит ошибку.

Еще раз отмечу, что для поддержания навыка важно контролировать все этапы обучения и не упускать такой важный психический процесс как забывание, которое представляет собой утрату способности воспроизводить ранее усвоенную информацию.

Навык – это информация, автоматизированная в действии, поэтому его утрата отчасти будет определяться процессом забывания информации.

Как итог, совсем не лишним для поддержания навыков будут являться обновление информации в форме периодических инструктажей, минуток по безопасности, стоп-часов и т.п..