Зло это кто-то или что-то? Бог создавал зло или не создавал?

Зло это кто-то или что-то? Бог создавал зло или не создавал?

Текста много, я сжал как смог. Для ЛЛ - выделил жирным основные тезисы.
Кто хочет полный текст, через VPN тут


Проблема зла

Кажется, что следующие четыре утверждения вместе взятые заключают в себе логическое противоречие:

  1. Бог существует.

  2. Бог всеблаг.

  3. Бог всемогущ.

  4. Зло существует.

Похоже, что приняв любые три из этих утверждений, мы вынуждены отбросить четвертое.

Если Бог существует, желает только добра и достаточно могущественен, чтобы добиться всего, чего желает, зла быть не должно.
Если Бог существует, желает только добра, но зло есть, следовательно, Бог не добивается всего, чего желает. Тогда Он не всемогущ.
Если Бог существует и Он всемогущ, а зло есть, значит, Бог хочет, чтобы зло было. Тогда Он не всеблаг.
Наконец, если «Бог» означает «всеблагое и всемогущее существо», а зло есть, значит, такого Бога нет.

Определение зла

Существуют две распространенные ошибки в понимании зла: восприятие его как существа и смешение морального и физического зла.

Зло не является существом или вещью. Оно реально, но проявляется в неправильном порядке действий и намерений. Например, меч сам по себе не зло, зло в его неправильном применении. Августин определяет зло как нарушение порядка в любви или воле, расхождение между человеческой и божественной волей.

Важно различать моральное зло (грех) и физическое зло (страдание). Источник греха - свободная воля человека, а страдания - взаимодействие человека с природой. Согласно Книге Бытия, физическое зло (боль, болезни) - следствие морального зла (грехопадения).

Понимание этих различий помогает более точно анализировать проблему зла и его происхождения.

Связь между страданием и грехом: грехопадение

Принцип единства души и тела, поддерживаемый многими современными психологами: мы не призраки в машинах, не души, заключенные в телах, как в клетке, и не замаскированные ангелы: мы представляем собой единство души и тела, или же «психосоматическое единство». Душа, или личность, — это наша форма, а тело — наша материя. Согласно этому принципу, грех, отчуждающий душу (личность) от Бога, отчуждает от Него и тело, что приводит к боли и смерти.

Важно признать историчность грехопадения. Иначе это означало бы, что Бог создал нас грешными изначально, и что у нас нет свободы выбора, так как все выбирают грех.

Аргументы в пользу исторической истины грехопадения:

1. Миф о потерянном рае есть у большинства народов и религий.

2. Люди желают счастья, уверенности и мудрости, но никто не имеет этого в полной мере, как будто мы помним Эдем и не можем вернуться.

Образ трех колец, подвешенных к магниту, иллюстрирует смысл творения и грехопадения:
Магнит - Бог, верхнее кольцо - душа, среднее - тело, нижнее - природа.
Когда душа (верхнее кольцо ) отрывается от Бога, распадается гармония между кольцами, они все распадаются, что ведет к страданию и смерти. Таким образом, грех и страдание проистекают от человека, а не от Бога.

Определение свободной воли

Свободная воля противопоставляется детерминизму, который объясняет все поступки наследственностью и окружающей средой. Свобода воли добавляет третью причину - наши желания, не полностью обусловленные генетикой и средой.

Наследственность и окружение влияют на поступки, но не определяют их полностью, подобно тому, как краски и рама влияют на картину, но не создают ее целиком.

Простейший аргумент в пользу свободы воли - наше использование слов для оценки, убеждения и морального суждения других людей, что было бы бессмысленно по отношению к роботам. Без свободы воли моральные смыслы исчезли бы из языка и жизни.

Вопрос, почему Бог дал нам свободу воли - ложный, так как свобода воли не может быть "дана", она неотъемлема от человеческой природы, иначе мы были бы просто животными или машинами.

Определение всемогущества

Всемогущество Бога - ключевой аспект проблемы зла. Хотя Бог создал мир без греха, источник зла - человеческая свобода. Мир без свободы был бы миром без любви, так как любовь требует свободного выбора.

Бог создал мир, где возможна безгрешность, но и грех тоже возможен. Свобода воли неизбежно включает возможность греха. Всемогущество Бога не противоречит логике - как не логично понятие "бесцветный цвет" так и не логичен "мир со свободой выбора без возможности выбрать зло".

Некоторые считают, что власть Бога не ограничена даже логикой, но это непонимание и Бога, и логики. Закон непротиворечивости - не человеческое изобретение, а универсальная истина, отражающая природу Бога.

Таким образом, всемогущий Бог согласно любви и логике не предотвращает грех насильно, предоставляя нам свободу. Как отмечал Льюис, "бессмыслица не перестает быть бессмыслицей, когда мы предваряем ее словами 'Бог может'".

Определение блага

Благо - это не просто гуманность или избавление от боли. Зубные врачи, хирурги, учителя и родители понимают, что иногда боль необходима для достижения большего блага.

Чем глубже мы любим, тем лучше понимаем истинное благо. К своим детям мы более требовательны, чем к чужим. К животным мы гуманны, но с людьми стремимся к большему - освобождению от порока и греха.

Бог допускает страдания ради нашего морального и духовного роста. Пример Иова показывает, как страдание может привести к более глубокому познанию Бога и большей радости.

Бог позволяет лишь то зло, которое может обернуться большим благом. Бог не избавляет нас от всех трудностей, чтобы мы могли развиваться самостоятельно, подобно тому, как мудрые родители не делают домашнее задание за детей.

Определение счастья

Счастье - понятие неоднозначное. Существует поверхностное и глубокое его понимание.

Поверхностное счастье:
- Субъективно (ощущение)
- Временно
- Случайно (везение)
- Внешне обусловлено (деньги, удовольствия)

Глубокое счастье:
- Объективно (состояние души)
- Долговременно
- Подконтрольно нам
- Внутренне обусловлено (мудрость, добродетель)

Божественное провидение ведет нас к истинному счастью через испытания. Страдания закаляют характер и дают мудрость. Глубокое счастье подобно якорю, удерживающему душу в бурях жизни.

Наше предназначение - стать "мечами", закаленными огнем испытаний. С этой точки зрения даже тяжелая земная жизнь - лишь "ночь в неудобной гостинице" на пути к вечности.

Предопределение и свобода

Всеведение Бога и Его вечность кажутся противоречащими свободе выбора человека. Если Бог знает наши решения заранее, можно ли считать их по-настоящему нашими? Это приводит к двум тревожным выводам: (1) человеческая свобода невозможна при существовании Бога; (2) Бог — источник греха.

Однако важно понимать, что Божественное знание не ограничено временными рамками, как наше. Бог трансцендентен по отношению ко времени. Его вечность — не бесконечно протяженное время, а особый род бытия вне временных категорий.

Более того, наша свобода — дар Божий. Бог как Творец является источником нашей свободы, не ограничивая ее. Без Бога мы не имели бы ни свободы, ни самого существования.

Бог поддерживает существование даже тех, кто использует свободу во вред другим и для ненависти к Нему Самому. Цена свободы оказывается непомерно высокой для Бога.

Практические выводы

Зло - это не столько аргумент против существования Бога, сколько признак духовного разрыва между человеком и Богом. Поэтому практический ответ на проблему зла важнее теоретического, как Спаситель важнее апологета.

Теоретическая проблема вызывает вопросы, практическая - грех и вину. Христос пришел решить вторую проблему, а не первую.

Вина, в отличие от стыда, указывает на нарушение завета с Богом и может быть снята только Христом. Психология может избавить от чувства вины, но не от самой вины. Только связь с Богом избавляет от вины.

Бог послал Сына, чтобы избавить нас от греха и вины. Вера в искупительную жертву Христа - единственный ответ на проблему зла. Наша надежда - в "благой вести" Евангелия.

Как сказал богослов Карл Барт, самая глубокая мысль за годы изучения богословия: "Иисус любит меня".