Жизнь - это нелепая игра случая, или что-то большее?

В недельном дайджесте PhysOrg встретил две интересных новости. Первая - численное моделирование показывает, что Венера могла бы быть обитаема, если бы в результате формирования Юпитера она не оказалась «пододвинутой» к Солнцу. Вопрос о том, что было бы в сценарии «обитаемой Венеры» с Землей в статье, к сожалению, не обсуждается.


Вторая - мюнхенские ученые доказали (на сколько это вообще можно сделать), что около 2 миллионов лет назад произошел взрыв сверхновой. Хотя взрыв звезды произошел достаточно далеко и не нес угрозу для существования жизни, космические события могли повлиять на ход эволюции.


«Взрыв мог привести к интенсификации процесса образования облаков. Возможно, есть связь между взрывом сверхновой и эпохой плейстоцена, ледниковым периодом, который начался 2,6 миллиона лет назад», - отметил соавтор исследования доктор Томас Фестерманн.


Добавим, что примерно в то же самое время у предков современного человека начал увеличиваться размер мозга, в результате чего появился Человек умелый.


Из теории о том, что и на зарождение жизни на Земле, и на формирование разумного существа в ходе эволюции, значительное влияние оказывают случайные космические события можно вывести два альтернативных заключения, или же, выражаясь в терминах Лосева, две альтернативных мифологии.


Первая – что мир бессмысленен и хаотичен. В ходе случайных флуктуаций в галактике Млечный путь сформировалась адаптивная система на планете Земля, вертящейся вокруг звезды по имени Солнце. Эта адаптивная система на протяжении нескольких миллиардов лет очень удачно играла в орлянку. В настоящее время система находится в выигрыше. Но итог игры предопределен, а пик выигрыша - наверняка уже пройден, и вскоре система вдрызг проиграется: или в результате ядерной войны, или еще чего похуже. (Почему в этой игре нельзя победить – смотрите интересный обзор с симуляторами.)


Вторую гениально выразил Тютчев: на этот бессмысленный случайный мир таинственных духов, играющих случаями, «над этой бездной безымянной, покров наброшен златотканый высокой волею богов».


Тютчев называет этот покров днем. Мы же, начитавшись современных физиков-теоретиков, смело можем сказать, что этот покров – сама Вселенная. Но тогда кто его набросил?


Тютчев отказывается отвечать на этот вопрос: у него высокие боги боятся бездны. А вот Прометей Эсхила прямо говорит: это эфир, «всех и вся заливающий светом».


Но что такое этот прометеевский эфир? Ответа в сохранившемся наследии Эсхила, к сожалению, нет. Но мы знаем, что своего, по выражению Маркса, «благородного и святого мученика», пострадавшего за людей, Эфир не только спасает, но и понимает. Иначе зачем вперед смотрящему взывать к нему словами: «Без вины страдаю!».


Больше материалов - в моем блоге: https://t.me/IngeniumNotes

Жизнь - это нелепая игра случая, или что-то большее?