Железные дороги Австралии.
Австралийский континент расположен в Южном полушарии.
Материк простирается на 3180 км с севера на юг и на 4000 км с востока на запад.
Ввиду того, что длительное время континент находился в изоляции от остальных участков суши и поэтому там сохранились многие уникальные виды животных, в том числе различные сумчатые – коала и кенгуру, яйцекладущие – утконос и ехидна.
Своеобразие фауны страны отображено на государственном гербе.
Австралийская железнодорожная сеть состоит из в общей сложности 33819 км пути трёх стандартов ширины колеи: капская колея (1067 мм), европейская колея (1435 мм) и ирландская колея (1600 мм).
Из общей протяжённости электрифицированы всего 2540 км.
Трансконтинентальная железная дорога вошла в эксплуатацию в 2004 г, соединив Аделаиду с Дарвином.
По этой дороге происходят пассажирские и контейнерные перевозки.
Самым знаменитым пассажирским поездом считается «Ган», который совершает рейс за 3 дня.
Этот поезд регулярно пересекает Австралию с севера на юг.
Почему именно «Ghan»?
Когда-то центр Австралии был малоизучен.
Огромную помощь в его освоении в то время оказали погонщики знаменитых афганских верблюдов.
В честь них железнодорожную линию, соединившую Аделаиду и Алис-Спрингс в далеком 1929 году, решили назвать «Афганский экспресс».
Скоро это название сократили до «Афган», а потом и вовсе до «Ган».
К нему так привыкли, что поезд официально стали называть «Ghan».
Когда-то его маршрут был протяженностью 1420 км, но в 2003 году завершилось строительство новой ветки, которая вела от Алис-Спрингс в северный порт Дарвин.
Общая протяженность железной дороги стала 2979 км.
Теперь этот поезд — визитная карточка Австралии.
Он ходит раз в неделю, круглый год. Перерыв бывает в самое жаркое время года.
Так как состав – рекордсмен по длине, людей вдоль платформы вынуждены развозить автобусы.
У него 44 вагона и 2 локомотива.
1096 м-это рекордная длина, если говорить о современных пассажирских поездах.
Поезд V/Line VLocity в Виктории.
Большинство железнодорожных операторов было когда-то государственными агентствами, но после приватизации в 1990-х частные компании стали управлять большей частью перевозок в Австралии.
Железнодорожным транспортом в Австралии часто пренебрегали в пользу автомобильных дорог.
Так, с 1946 года по 1990 год общая протяжённость железных дорог страны сократилась с 44800 км до 39700 км.
Двухэтажный электропоезд CityRail V set.
На заре своего существования железные дороги в Австралии создавались частными компаниями обособленно друг от друга для нужд отдельных британских колоний — Нового Южного Уэльса, Виктории и Южной Австралии.
Это привело к очевидной проблеме несовместимости железнодорожных веток.
Несмотря на совет Лондона принять единый стандарт ширины колеи, большинство колоний упустили этот момент, сделав этот вопрос национальной проблемой на долгие годы.
В настоящее время реконструкция существующих и строительство новых железных дорог между штатами осуществляется на основе европейской колеи (1435 мм).
При этом, например, штат Виктория сохранил для всей пригородной сети Мельбурна ирландскую колею (1600 мм).
На крупнейшей в Мельбурне железнодорожной станции Саутерн Кросс — «Южный Крест» (англ: Southern Cross railway station, Melbourne), реконструированной в 2000-х годах, из 22-х путей 2/3 используют местную ирландскую колею, а 1/3 — стандартную европейскую.
Поэтому сегодня в Австралии используются две системы электрификации: постоянный ток 1.5 кВ и переменный ток 25 кВ, 50 Гц.
Только в 2008 году в Аделаиде был принят план, согласно которому напряжение 25 кВ переменного тока принимается за стандарт.
Показатель плотности железнодорожной сети в целом по континенту один из самых низких в мире.
Поезда Transperth Trains и дороги Indian Pacific на двойной колее в городе Перт.
Тепловозы нашли применение на австралийских железных дорогах с начала 1950-х. Большинство тепловозов строилось на заводах в Австралии по лицензиям крупных производителей тепловозов из Великобритании и США, с использованием их технологий и оборудования.
Тепловоз DSB MZ — шестиосный тепловоз, строившийся на заводах Шведской компании NOHAB с 1967 по 1978 год, по лицензии американской компании General Motors.
Тепловоз DSB MZ использующийся на железных дорогах в Австралии.
Можно сказать, что поездки между крупными городами страны по железной дороге обойдутся не дешевле чем перелеты на самолете.
В то же время у железнодорожного транспорта есть ряд преимуществ перед остальными видами: чаще всего пути проложены по живописным маршрутам.
Наконец, железная дорога – единственный способ добраться до мелких городов, которые находятся вдали от аэропортов.
Междугородние пассажирские перевозки организованы не на государственном уровне, а на уровне штатов.
В Австралии есть несколько частных транспортных компаний, наиболее главные из которых помечены на карте снизу: «Great Southern Railways», «CountryLink» (голубой цвет), «V/Line» (зеленый цвет), «Queensland rail»(бордовый цвет) и «Transwa» (оранжевый цвет).
Стоимость билетов на некоторые направления:
Мельбурн - Аделаида, стоимость билета в одну сторону – 100$, время в пути - 9 ч 30 минут;
Аделаида – Сидней, стоимость билета в одну сторону – 130$, время в пути - 24 ч.
Проездной «Rail Explorer Pass» позволяет неограниченно путешествовать на линиях «The Ghan», «The Indian Pacific» и «The Overland» в любых направлениях в течение 3 или 6 месяцев. С помощью этого проездного можно перемещаться между Пертом, Каргурли, Аделаидой, Сиднеем, Мельбурном, Элис Спрингс и Дарвином.
Стоимость проездного – 450$ (3 месяца) и 590$ (6 месяцев).
Indian Pacific – один из немногих оставшихся в мире трансконтинентальных пассажирских поездов.
Он соединяет восточное и западное побережья Австралии, покрывая четыре с половиной тысячи километров за три дня.
BHP Billitron принадлежит железнодорожная ветка Маунт Ньюман.
Ее используют для перевозки полезных ископаемых.
Она появилась в 1969 году, соединяет города Ньюман и Порт-Хендленд.
В среднем вся дорога занимает около 8 ч.
Поезд составляли из 250 вагонов, он тянулся на 2,5 км.
Но в 2001 году был установлен рекорд.
По дороге запустили поезд, в нем было 682 вагона, а общая его протяженность — 7,3 км.
Он смог перевезти 82 тонны руды.
Его тянули 8 локомотивов.
Чтобы оптимизировать тяговую и тормозную силу, тепловозы распределили по всей длине поезда.
Железная дорога
3.7K постов6.4K подписчиков