Вернее, может использовать в виде датчиков, но не используется (никогда не использовался) в стабилизаторах танкового вооружения непосредственный эффект гиростабилизации.
В "Шилке"(ЗСУ23-4) был установлен гироскоп, причем весьма приличного размера. Как в более современных не знаю. Он только выдавал сигнал для гидросистемы стабилизации.
Судя по всему, там немного другое, не стабилизатор вооружения, а гироазимутгоризонт антенны РЛС, это скорее навигационный комплекс, а не прицельный. Гидроприводы же в системе наведения вооружения, там стабилизация не упоминается нигде.
Нет, назначением гироскопа было именно компенсация колебаний при стрельбе в движении. И это управлялось СРП (счетно-решающий прибор). СРП обрабатывал данные, в том числе и с гироскопа, и управлял наведением стволов, а они управлялись именно гидравликой. Никакой дополнительной системы стабилизации не нужно. Гироскоп мы раскручивали тогда , когда машина стояла и начинали движение только после полной раскрутки гироскопа. А навигационная система на "Шилке" отсутствовала вообще.
Под навигацией я имел в виду не само позиционирование машины в пространстве, а позиционирование по углу антенны РЛС, там по сути задача именно навигационная (определение местоположения, скорости и ориентации движущихся объектов).
Нашел про стабилизацию на Шилке, там один гироазимутгоризонт является датчиком для стабилизации и антенны, и вооружения.
https://www.kaznu.kz/Content/ЗСУ-23-4 Шилка/page5.html
Если дальше углубляться, по принципу действия гиростабилизаторы делятся на непосредственные, силовые и индикаторные. Современные стабилизаторы, получается, все индикаторные, переходные (возможно такие, где гироскоп со средним по массе ротором управлял гидросистемами), и непосредственные — применяемые на некрупных приборах (ГСН, морской компас), где сами роторы стабилизируют платформу за счет вращения. На Шилке, учитывая один гироазимутгоризонт на две независимые стабилизированные платформы и наличие СРП, получается, что гироскоп так же не выполнял гиростабилизацию собственно за счет своего вращения (ту, которую тут рисуют по картинкам 1954 года, где ротор должен иметь существенную массу, сравнимую с массой стабилизируемой платформы), а был одним из датчиков. В общем, все сходится. Скорее всего, ранние танковые стабилизаторы были абсолютно такие же по реализации, как самые современные, но датчики были просто покрупнее.
Естественно. Гироскоп работал в качестве датчика, дающего информацию об отклонениях от горизонта. Собственно об этом я писал.
Спасибо товарищ, имеющий офицерское звание (чин) в армии, следующее за званием старшего лейтенанта.