Зависит ли социально-экономическое развитие от наших ценностей?

Привет, Пикабу!

Около года была пассивным наблюдателем, как люди пишут здесь что-то стоящее и котиков. Решила попробовать себя в роли автора и сделала для вас краткий обзор исследования. Буду рада отзывам, критике и пожеланиям.


World Values Survey (WVS) уже не первый год Мировую культурную карту Инглхарта-Вельцеля (Inglehart-Welzel World Cultural Map) и 2022 год не стал исключением. Исследование, по которому и составлена карта, основывается на предположении политологов и социологов Рональда Инглхарта и Кристиана Вельцеля о том, что социально-экономическое развитие стран напрямую зависит от самобытных ценностных ориентаций населения.


Авторами с одной стороны сравниваются традиционные ценности и светско-рациональные ценности, а с другой – противопоставляются ценности выживания и ценности самовыражения.

Что подразумевают Инглхарт и Вельцель под ценностями, которые противопоставляли в своих исследованиях?


Если к традиционным ценностям они относят важность религии, связей между родителями и детьми, а также приоритет традиционных семейных ценностей. Традиционалистские общества полностью отвергают развод, аборты, эвтаназию и самоубийство. В свою очередь общества, которые более привержены светско-рациональным ценностям меньше уделяют внимание религии, традиционным семейным ценностям и авторитету, а разводы, аборты, эвтаназию и самоубийства считают относительно приемлемыми.


Что касается ценностей выживания, то здесь делается акцент на экономической и физической безопасности. Р. Инглхарт и К. Вельцель связывают это с относительной этноцентричностью мировоззрения и низким уровнем доверия и толерантности к другим культурам и мировоззрениям. Ценности самовыражения, напротив, придают первостепенное значение охране окружающей среды, растущей терпимости к иностранцам, ЛГБТ-сообществу и гендерному равенству, а также растущим требованиям участия в принятии решений в экономической и политической жизни государства.


По каким показателям политологи определяли приверженность этим ценностям?

Р. Инглхарт и К. Вельцель выявили десять показателей – по пять для каждой из двух групп противопоставляемых ценностей.


Первая группа показателей – традиционные ценности против светско-рациональных ценностей (Traditional values vs. Secular-rational values):

1. Бог очень важен для респондента (да/нет);

2. Для ребенка важнее научится религии и послушанию, чем самостоятельности и решительности (да/нет) – показатель автономности и самостоятельности;

3. Аборт не позволителен (да/нет);

4. Респондент имеет сильное чувство национальной гордости (да/нет);

5. Респондент проявляет большее уважение к власти (да/нет).


Вторая группа – ценности выживания против ценностей самовыражения (Survival values vs. Self-expression values):

1. Для респондента ставит в приоритет экономическую и физическую безопасность, а не самовыражение и качество жизни (да/нет) – показатель ценностей материалиста или постматериалиста;

2. Респондент считает себя не очень счастливым человеком (да/нет);

3. Гомосексуальность не допустима (да/нет);

4. Респондент не подписывал и не будет подписывать какую-либо петицию (да/нет);

5. Необходимо с большой осторожностью доверять людям (да/нет).


Для того, чтобы была возможность сравнить получившиеся результаты во времени эти 10 показателей были использованы в каждой волне проводившихся опросов.


Итак, что же по результатам?

Зависит ли социально-экономическое развитие от наших ценностей? Исследования, Ученые, Социология, Длиннопост

Глядя на карту, мы видим, что авторы условно разделили мир географически или по религиозным признакам на 8 больших групп: Африканские и мусульманские страны; Латинская Америка; Западная и Южная Азия; Православная Европа; Католическая Европа; Протестантская Европа; Конфуцианские страны; Англоговорящие страны.


P.S. Маленькая ремарка автора Несмотря на то, что исследование довольно авторитетное и Р.Инглхарт и К. Вельцель даже издали на эту тему книгу «Модернизация, культурные измерения и демократия», все равно остается неясным, почему авторы отнесли Южную Корею и Японию к группе конфуцианских стран, а также почему авторы не руководствовались чисто географическим принципом или чисто религиозным принципом.


Традиционные ценности + ценности выживания: в большинстве африканских и мусульманских стран; в ряде стран Латинской Америки: Перу, Боливия, Тринидад, Никарагуа, Венесуэла и Гватемала; православных странах: Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Кипр, Румыния, Черногория; а также в Индии и Мьянме.


Традиционные ценности + ценности самовыражения: характерно для части стран Латинской Америки; в некоторых странах Западной и Южной Азии: Вьетнам, Израиль, Таиланд; а также в ЮАР, Португалия и Польша.


Светско-рациональные ценности + ценности выживания: такой комбинации ценностей наиболее привержены страны православной Европы, большая часть конфуцианских стран, а также Чили, Малайзия и Сингапур, Литва, Латвия, Венгрия, Хорватия.


Светско-рациональные ценности + ценности самовыражения: характерны для стран католической и протестантской Европы, англоговорящих стран, а также Японии.


По данным прошлых лет можно увидеть, что в мире постепенно происходят сдвиги от традиционных ценностей и преклонения перед авторитетами к идеям самосовершенствования и гражданского участия (хотя происходит это далеко не со всеми странами – стоит внимательно посмотреть на смещение показателей православных стран). А также мы видим, что ранее авторы выделяли группу Балтийских стран, которые позднее продемонстрировали стремление к ценностям самовыражения, что и дало возможность авторам объединить их с группами католической и протестантской Европы.

Зависит ли социально-экономическое развитие от наших ценностей? Исследования, Ученые, Социология, Длиннопост

По этой карте видно, что социально-экономическое развитие тесно связано с основными культурными ценностями общества. Все общества с «высоким доходом» (по определению Всемирного банка) занимают относительно высокие места по обоим измерениям, попадая в зону ближе к верхнему правому углу. И наоборот, все общества с «низким доходом» попадают в зону в левом нижнем углу. Общества со средним уровнем доходов попадают в промежуточную культурно-экономическую зону.


Кроме того, изменяющийся характер рабочей силы определяет три различных этапа социально-экономического развития: аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество. Переход от аграрного способа производства к промышленному тесно соотносится с переходом от традиционных ценностей к все большей светскости и рационализации. Смещение от ценностей выживания к самовыражению связано с ростом экономики услуг. То есть, переход от традиционных к светско-рациональным ценностям, а также смещение от ценностей выживания к ценностям самовыражения отражают индустриализацию и подъем постиндустриального общества соответственно. Исследование ясно и четко рисует границу и показывает созависимость ценностей, которым мы привержены, и социально-экономического развития. Тем не менее, если брать в расчет другие показатели, то можно заметить, что даже из этого исследования есть исключения: Китай, Индия, Сингапур и т.д.


Спасибо, что дочитали до конца. Если вам интересны такие темы, подписывайтесь и оставляйте комментарии. Это будет мотивацией писать дальше.


Источник: The Inglehart-Welzel World Cultural Map - World Values Survey 7 (2022): https://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp


Для наиболее интересующихся ссылка на книгу Р.Инглхарта и К. Вельцеля: https://www.hse.ru/data/2012/02/24/1266136909/inglehart_welzel.pdf