9

Зарождение оп-арта: искусство играет с нашим восприятием

Искусство или обман зрения? Разгадываем тайны оп-арта.

Зарождение оп-арта: искусство играет с нашим восприятием Культура, Искусство, Длиннопост

Вид экспозиции ретроспективы Хулио Ле Парка в Пале Токио, Париж. 2013.

Представьте себе произведение искусства, которое заставляет ваши глаза играть в прятки с вашим мозгом, создавая иллюзии движения и глубины там, где их нет. Именно таким удивительным эффектом обладает оп-арт — направление, которое перевернуло представление об абстрактном искусстве в середине XX века.

Оп-арт, сокращение от «оптическое искусство», — это захватывающее направление геометрического абстрактного искусства, которое поражает воображение зрителя оптическими иллюзиями и визуальными эффектами. Художники оп-арта используют повторяющиеся простые формы, ритмические узоры, вибрирующие цветовые сочетания, муаровые паттерны и игру с передним и задним планом, чтобы создать впечатление движения и глубины на плоском холсте. Они мастерски манипулируют правилами перспективы, смешивают цвета для создания иллюзии света и тени, обманывая наше восприятие и вызывая у зрителя сильные эмоциональные отклики.

Ключевой период: конец 1950-х и 1960-е годы

Ключевые слова: визуальная иллюзия, иллюзия движения, оптические обманки, обман зрения

Знаковые художники оп-арта:

- Виктор Вазарели

- Бриджет Райли

- Ричард Анушкевич

- Франсуа Морелле

- Хесус Рафаэль Сото

- Хулио Ле Парк

- Джанни Коломбо

- Питер Коглер

Зарождение оп-арта: искусство играет с нашим восприятием Культура, Искусство, Длиннопост

Франсуа Морелле. 5 кадров 85°, 87°5, 90°, 92°5, 95°. 1969

Истоки оп-арта

Хотя термин «оп-арт» получил широкую известность в 1964 году благодаря статье в журнале Time, его корни уходят гораздо глубже. Первое упоминание термина приписывают художнику и писателю Дональду Джадду в его рецензии на выставку «Оптических картин» Джулиана Станчака. Однако идеи, лежащие в основе оп-арта, восходят к XIX веку, к работам Иоганна Вольфганга фон Гете о теории цвета и неоимпрессионистской живописи Жоржа Сера, которые исследовали, как взаимодействие цветов и форм влияет на человеческое восприятие.

Корни оп-арта можно найти в разнообразных художественных течениях, таких как импрессионизм, кубизм, футуризм и дадаизм. Однако наиболее тесно он связан с конструктивистскими идеями школы Баухаус. Эта немецкая школа искусства и дизайна акцентировала внимание на единстве формы и функции, рациональности и аналитическом подходе к творчеству. Такой фундамент привел к появлению графических форм и ярких цветов, отражающих дух контркультуры середины XX века.

В этот период художники, как Мауриц Корнелис Эшер, Виктор Вазарели и Йозеф Альберс, активно экспериментировали с тем, что мы сегодня знаем как оптическое искусство. Йозеф Альберс в своих работах исследовал восприятие цвета, создавая серии, где одно и то же цветовое сочетание выглядело по-разному в зависимости от окружения. Эшер известен своими математически выверенными композициями, где парадоксальные пространства и невозможные фигуры бросают вызов нашему пониманию реальности. Виктора Вазарели часто называют «дедушкой оп-арта»; его картина «Зебры» (1938), где переплетающиеся полосы создают иллюзию движения, считается одним из первых примеров оптического искусства.

Зарождение оп-арта: искусство играет с нашим восприятием Культура, Искусство, Длиннопост

Виктор Вазарели, Зебры, 1938.

Работы Вазарели вдохновили множество художников по всему миру. Бриджет Райли, британская художница, ранее работавшая в рекламе, приняла стиль оп-арта и скоро стала даже более известной, чем сам Вазарели. Южноамериканские художники, многие из которых жили в Париже, также активно экспериментировали в этом направлении, обогащая его новыми идеями и техниками.

Знаковым событием для оп-арта стала выставка Le Mouvement в 1955 году, прошедшая в парижской галерее Дениз Рене. Эта выставка объединила художников, использующих оптические иллюзии и визуальные обманы, и стала отправной точкой для движения. Работы вызывали у зрителей удивление и восторг, пробуждая новые эмоции и заставляя по-новому взглянуть на искусство.

Выставка «Отзывчивый глаз» и пик популярности

В 1965 году оп-арт достиг вершины своего успеха. Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал выставку The Responsive Eye («Отзывчивый глаз»), представив 123 картины и скульптуры таких художников, как Виктор Вазарели, Бриджет Райли, Фрэнк Стелла, Карлос Крус-Диес, Хесус Рафаэль Сото и Йозеф Альберс. Посетители были очарованы тем, как искусство взаимодействует с наукой о восприятии, создавая захватывающие оптические иллюзии.

Однако не все были в восторге от нового направления. Критики, такие как Клемент Гринберг, выступали против оп-арта, считая его поверхностным. Кроме того, широкое разнообразие стилей и техник на выставке «Отзывчивый глаз» вызывало вопросы о том, насколько точно термин «оп-арт» отражает суть представленных работ.

Зарождение оп-арта: искусство играет с нашим восприятием Культура, Искусство, Длиннопост

Искривлённые пространства Питера Коглера

Концепции, стили и тенденции оп-арта

Художников оп-арта объединял интерес к тому, как человеческий глаз воспринимает изображения. Они создавали абстрактные композиции, исследуя послеобразы, муаровые эффекты, ослепление и другие оптические феномены. Хотя движение не имело единого манифеста или свода идей, всех их объединяло стремление изучать и преображать зрительное восприятие.

Часто оп-артисты использовали контрастные черно-белые цвета, создавая максимальное визуальное напряжение и заставляя глаз бороться за разгадку картинки: что впереди, а что позади? Однако некоторые художники экспериментировали и с цветом. Например, в серии работ Виктора Вазарели «Пластический алфавит» (1960–1980) исследовались способы, как цвет может создавать ощущение пространства и взаимодействовать с другими цветами, открывая новые горизонты для оптических экспериментов.

Зарождение оп-арта: искусство играет с нашим восприятием Культура, Искусство, Длиннопост

Бриджет Райли. Пламя. 1964

После оп-арта

Влияние оп-арта вышло далеко за пределы художественных галерей. Его динамичные узоры и контрастные цвета проникли в мир моды, рекламы и дизайна интерьеров. Одежда с геометрическими принтами, психоделические постеры и смелые интерьерные решения — все это отражало эстетические принципы оп-арта, делая его неотъемлемой частью культуры 1960-х годов. Однако к началу 1970-х интерес к оп-арту начал снижаться, уступая место новым движениям и направлениям в искусстве.

Сложные перцептивные эффекты, созданные художниками оп-арта, такими как Виктор Вазарели и Бриджет Райли, захватили воображение широкой публики. Однако многие художественные критики видели в этом явлении лишь мимолетный и диковинный тренд. Ирония заключалась в том, что коммерческий успех оп-арта послужил причиной его упадка. Когда некоторые художники обнаружили, что дизайны их работ без разрешения позаимствованы американскими производителями одежды, это вызвало волну негодования в художественном сообществе.

Зарождение оп-арта: искусство играет с нашим восприятием Культура, Искусство, Длиннопост

Ричард Анушкевич. Синяя звезда. 1991

Элементы оп-арта быстро проникли в массовую культуру: их можно было увидеть на плакатах, футболках и даже в иллюстрациях к книгам. Зрители, которые поначалу были очарованы гипнотическими узорами и иллюзиями движения, со временем начали осуждать оп-арт как не более чем обман зрения.

Несмотря на то, что к 1968 году движение утратило свою первоначальную популярность, наследие оп-арта продолжает жить. Систематические оптические эффекты и сегодня находят применение в изобразительном искусстве и архитектуре, вдохновляя новое поколение творцов на эксперименты с восприятием и формой.

Оп-арт показал, насколько глубоко можно исследовать взаимодействие искусства и человеческого восприятия. Он влиял не только на живопись и скульптуру, но и на дизайн, архитектуру и моду. Сегодня его наследие видно во многих областях, где визуальные эффекты играют ключевую роль. Оп-арт продолжает вдохновлять художников и зрителей, напоминая о бесконечных возможностях восприятия и творчества.

Зарождение оп-арта: искусство играет с нашим восприятием Культура, Искусство, Длиннопост

Хесус Рафаэль Сото. Куб и пространство. 1971

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.