Захват заложников в Сарапуле.

В 1981 году в маленьком городе Сарапуле в Удмуртии двое вооруженных солдат взяли в заложники целый класс.

Впрочем десятиклассники проявили такую выдержку, силу воли и характер, что захватившие их террористы к утру сами превратились в заложников собственного легкомыслия.



Зашли не в ту дверь


16 декабря 1981 года в школу №12 на окраине города Сарапула зашли двое солдат. Воинская часть располагалась неподалеку, в ней работали жены и учились дети военных, школа дружила с частью, и солдаты в ней были постоянно. Поэтому дежурного учителя ничуть не насторожило появление военных в зимних "бушлатах", которые объяснили, что ищут пропавшие в части боеприпасы, и, не исключено, виновники находятся в 12 школе.


В части накануне действительно пропало несколько противотанковых мин (и, как позже выяснилось, боеприпасы действительно стащили… семиклассники), весть об этом быстро разнеслась по небольшому городу и дежурный учитель спокойно впустила солдат в школу. Не смутили ее и автоматы на плечах - видимо, так надо.


Они походили по школьным этажам, словно действительно что-то или кого-то искали, и, в конце концов, зашли в 10 "в", где в это время шел урок биологии - последний в расписании этого класса. И для кого-то из них он действительно мог стать последним…


Вообще, можно сказать, террористам не повезло с самого начала. Они шли совсем в другой класс - 10 "а", где учился сын одного из высокопоставленных офицеров части, и тогда события могли пойти совсем по иному, куда более драматическому сценарию, но по случайности этот класс отпустили в тот день раньше. И, побродив по школе, они остановили выбор на кабинете биологии.


Здесь они все рассчитали правильно. Здание школы - трехэтажное, кабинет биологии находился на втором этаже, не в очень удобном для обзора и возможного обстрела снаружи месте. Это был не первый этаж, куда можно было легко проникнуть с земли, и не третий, куда можно было спуститься с крыши.



Учитель биологии, заместитель директора школы по воспитательной работе Людмила Верховцева также ничуть не удивилась приходу неожиданных визитеров.


- Доверие к армии в то время было абсолютным, - рассказывает она, - никому даже в голову не могло прийти, что солдат может сделать что-то плохое детям. И когда они сказали, что ищут в школе боеприпасы, и им надо переговорить с ребятами, я спокойно ответила, что мне нужно объяснить до конца материал. Они согласились, я попросила их сесть пока на переднюю свободную парту или выйти из класса.


Они вышли в коридор, где простояли до конца урока. После того, как прозвенел звонок на перемену, Людмила Верховцева отправилась к директору школы, чтобы сообщить о неожиданных гостях. И солдаты снова зашли в класс. К недоумению школьников, они тут же заперли дверь изнутри на ключ и попросили школьников завесить окна находившимися в классе учебными плакатами по биологии. Эта просьба удивила школьников, но никто пока ничего не подозревал, и они спокойно выполнили это странное задание.



Патроны - настоящие


Когда снова все расселись по местам, солдаты объяснили, что в части пропали боеприпасы, и есть большое подозрение, что это сделал кто-то именно из этого класса, а потому все вместе будут ждать прихода прокурора, а пока из класса никто не выйдет.


- Мы стали бурно обсуждать эту новость, - рассказывает бывший ученик 10 "в", а ныне стоматолог Альберт Хакимов, - хотя наш класс был в школе, скажем так, не самый примерный по поведению, но как-то не верилось, что это сделал кто-то из наших.


В это время в дверь постучал директор школы. Один из солдат, казах Ахмед Колпакбаев, снял автомат с предохранителя, передернул затвор и направил оружие на дверь.


- Мы даже не поняли, что он делает это специально, - говорит Хакимов, - мысли не было, что он собрался стрелять. Я ему кричу - ты что делаешь, осторожней, дверь толщиной со спичечный коробок. В смысле, что если автомат выстрелит, пули могут попасть в людей за дверью. Вверх…


И он действительно поднял автомат вверх и дал короткую очередь. Пуля попала в стену над дверным косяком и застряла в штукатурке. Даже после этого никто не понял, что происходит. Девчонки попадали в проходы между партами, но не от страха, а от грохота.


- Класс маленький, - рассказывает бывшая ученица 10 "а", а ныне учитель Татьяна Шишкина, - и когда он выстрелил, грохот был неимоверный. Уши у всех заложило. Но испуга, как ни странно, не было.


Только после этого солдаты объявили, что класс взят в заложники. На смятых листах бумаги они написали "ультиматум" и с ним отправили к директору школы Мишу Перевощикова - самого сильного ученика в классе. Видимо, преднамеренно, чтобы убрать возможного лидера. Как вспоминают бывшие ученики 10 "в", было такое ощущение, что террористы с самого начала стали побаиваться детей.


- Они были какие-то маленькие, щуплые, физически многие из нас были сильнее, и была даже мысль скрутить их, - вспоминает Хакимов. - Но мы понимали, что если это не удастся, тут же прозвучат выстрелы, и неизвестно, чем это может кончиться. К тому же капитан Орехов запретил это дело настрого. А ему к тому времени мы уже доверяли бесконечно…



Школа в оцеплении


Они так и называют его до сих пор - "капитан Орехов", хотя ему за шестьдесят, и он давно уже генерал-майор, правда, налоговой полиции. Владимир Орехов, тогда, в 1981-м году, начальник Сарапульского горотделения КГБ, только что вернулся с обеда, когда ему доложили - в 12-й школе захвачен в заложники класс.


- Я не поверил, - какие заложники, да еще у нас, в Сарапуле, - какая-то несуразная информация. Это же 1981 год был, - рассказывает он. - Но на всякий случай посылаю туда сотрудника, который курировал образование - разберись, что к чему. Он уехал, и вдруг я вижу, что из помещения горотдела милиции, который был напротив нас, выскакивают сотрудники в касках и с автоматами. И я рванул в школу.


В первые минуты в школе было немало ненужной суеты, что понятно - ни у кого опыта действий в такой ситуации попросту не было. Например, многие вспоминают пожарные рукава, зачем-то там и сям раскатанные по школе - пожарные тоже приехали, видимо, "на всякий случай". Но в основном все действовали правильно. Например, тут же была развернута станция переливания крови - "2 автомата и 30 человек, это более, чем серьезно".


Тут же было выставлено двойное оцепление, и очень вовремя. Потому что весть о ЧП с быстротой молнии распространилась по городу, и к школе начали стекаться родители десятиклассников, их друзья и знакомые, да и просто горожане, которые спешили на помощь детям. Некоторые горячие головы предлагали "идти на штурм", но оцепление держалось стойко.


- В тот момент, когда все это произошло, нам действительно не было страшно, - рассказывает бывшая ученица 10 "в" Ирина Тюрина. - Когда оцепили школу, мы видели в окно, что на помощь к нам пришел весь город. Мы уже поняли, какие силы встали на нашу защиту, и не верили, что с нами может случиться что-то плохое.


Все дети за исключением 10 "в" и часть женщин-учителей к тому времени уже были эвакуированы из школы.


- Я выстраиваю детей в спортзале на очередной урок, - рассказывает бывший учитель физкультуры 12-й школы Вячеслав Пермитин, - и вдруг вбегает второй преподаватель физкультуры Софья Хайруллина и кричит: "Срочная эвакуация!" Мы бегом с детьми из спортзала, а в коридорах уже люди лежат с автоматами. И, главное, никто ничего не объясняет. Я потом когда с детьми на соревнования ездил, меня все окружали - расскажи, что у вас было? В СМИ тогда такие вещи не выпускали, а слух очень быстро по всей Удмуртии распространился. Еще бы - вокзал перекрыт, автодорога - тоже. Ни въехать в Сарапул, ни выехать из него. Да и в городе самом начали болтать всякую ерунду. Я отвез родителей школьников в горком партии (так почему-то решили), возвращаюсь домой, а мать в слезах - ей кто-то "добрый" сказал: "Твоего Вячеслава Григорьевича убили…"


Как ни странно, единственным местом, где в это время действительно было спокойно, был класс биологии.


- После того, как ушел Миша Перевощиков с ультиматумом, солдаты приказали всем пересесть на задние парты, взяли со стола классный журнал и стали с нами знакомиться, - рассказывает Татьяна Шишкина, - ну как обычно учитель знакомится с новым классом. Мы тоже стали их расспрашивать, кто они, откуда, зачем это сделали. Они рассказывали охотно. Точнее, говорил Ахмед, а Александр молчал. Он, похоже, уже начал понимать, что натворил, что добром это для них не кончится, и сдавал прямо на глазах, а в конце и вовсе плакал. А Ахмед рассказывал о том, как еще у себя в Казахстане до армии ловил с помощью самодельных антенн "Голос Америки". Он, похоже, уже видел себя в США, как будет ходить в джинсах, ездить на дорогих машинах. Было в этом что-то ребяческое. И чем больше он рассказывал, тем больше мы над ним подтрунивали. Иногда в классе становилось шумно, тогда он приказывал всем замолчать, но потом гвалт нарастал по новой. Мы их не боялись.



"Дайте автобус - полетим в Америку"


Дети их действительно не боялись, вели себя с достоинством, насколько это можно было в такой ситуации, и это было очень важно. Время шло, час проходил за часом, и школьники запросились в туалет. Немного подумав, Ахмед дал согласие. Можно сказать, с этого момента начался их "проигрыш".


- Мы с подругой пошли первые, - рассказывает Татьяна Шишкина, - я не помню, кто и как подсказал нам идти не в ближайший туалет, а в туалет в конце коридора, мимо учительской, где нас уже ждали сотрудники КГБ. Они очень быстро, чтобы захватившие нас солдаты не поняли, что происходит, опросили, что происходит в классе, и попросили нас вернуться обратно. Но у нас и мысли не было, что мы можем оставить наших ребят. И мы вернулись.


- Когда первых в туалет выпустили, сразу "началось" - девчонок обратно в класс не пускать, - рассказывает Владимир Орехов. - Я возмутился - это же риск расстрела всех остальных. И они вернулись. А потом вторая пара уходит и возвращается, третья… И солдаты расслабились. И когда зашли последние, Ахмед через дверь говорит - мне тоже в туалет надо. Первая мысль - все, надо брать. Но если его взять, второй-то с автоматом в классе останется… И решили этого не делать.


Кто-то быстро сообразил, что таким образом детей можно еще и кормить. "Мы выскакивали в коридор, и нам на ходу буквально запихивали в рот булочки и поили кофе, - рассказывает Альберт Хакимов, - а потом нас быстро опрашивали в учительской, где был развернут штаб".


Сначала детей кормили тайком, чтобы не злить лишний раз солдат, которые все это время сидели голодные. Но потом скрываться перестали, и выходившие из класса ребята возвращались обратно даже с тарелками с горячим. Они предложили еду солдатам, но те поначалу отказались - "Нас отравят". Но потом голод взял свое, и, увидев, что школьники едят то же самое, они тоже начали есть.


Все это время по школьному радио непрестанно шла психологическая обработка. Ехавший в Сарапул на обычное итоговое совещание, а попавший на ЧП такого масштаба председатель КГБ УАССР генерал Борис Соловьев по радио уговаривал солдат отпустить хотя бы девчонок.



- А я все это время под дверью стою, - рассказывает Орехов, - и, в конце концов, говорю Ахмеду - как-то не по-мужски через дверь говорить. Он - заходи. Я зашел, а он сразу автомат вскинул. Я ему говорю - ты же видишь, я без оружия. Он немного успокоился, хотя все равно был настороженным, и мы начали разговаривать. Ахмед говорит - давайте нам автобус, сейчас мы детей погрузим и полетим в Америку. Я говорю - если ты прилетишь в Америку с детьми, да с автоматом, там тебя сразу в наручники и в тюрьму. Ты должен приехать туда как гражданин с международным паспортом. И он согласился.


Им действительно сделали настоящие паспорта, на это ушло еще несколько часов, и еще несколько часов перед этим они заполняли всякие анкеты, и таким образом было выиграно время, которое теперь все больше работало против террористов. Они уставали, теряли бдительность, и, скорее всего, этим и постоянной психологической обработкой по радио, которую вел Соловьев, можно объяснить ошибки, которые они стали делать одну за другой.


В районе 11 часов вечера они, наконец, согласились отпустить девчонок. Но не всех. Трех из них солдаты оставили в классе, видимо, "на всякий случай". Девчонки оставлять ребят не хотели, и выпроваживать из класса их пришлось чуть ли не силой.


- И смех, и грех, - рассказывает Орехов, - вывожу я их из класса, а находившийся в школе сарапульский комсомольский вожак начинает горячиться: "Это не по-комсомольски, оставлять других в беде. Пусть вернутся в класс!" Я ему говорю - ни в коем случае. А он мне - я тебя исключу из комсомола, и обратно уже не вернешься. Да нам оттуда пока хотя бы живыми всем надо вернуться - говорю…



Остались без прикрытия


Спустя несколько часов солдаты отпустили оставшихся девчонок, и в классе оставались одни парни. К утру привезли паспорта. Тогда Зайцев в третий раз зашел в класс и сообщил террористам, что машина у подъезда, самолет к взлету готов.


- Отпускайте парней, а я сейчас принесу паспорта, - рассказывает он, - и они - поверили. И только когда я вместе с парнями покинул класс, они поняли, что случилось. Они остались одни, без защиты в виде заложников, у них не было даже меня, и они буквально заорали: "Где Орехов?!" Потому что понимали, что все остальное уже ничего не значит. Их просто тут же могли уложить снайперы, которые все это время держали их на мушке, но когда в классе оставались дети, рисковать было нельзя. Но Зайцев, командир "Альфы", сказал: "Мы их возьмем без крови". Тем более, к этому времени солдаты уже были полностью деморализованы.


Перед тем, как "Альфа" ворвалась в класс, Мельников сам выбросил автомат в открытую дверь, а Ахмед еще вскинул его с кривой улыбкой, но нажать на курок не успел. "Альфовцы" в одну секунду выбили у него оружие из рук, а еще через пару секунд оба террориста лежали в наручниках, лицом в пол. Так закончилась эта история.



Выйдя из учительской, Людмила Верховцева еще видела, как на первом этаже лицом к стене, расставив ноги, под охраной автоматчиков, стояли двое террористов, но спустя час в школе уже никого не было, технички убрали грязь, оставленную на полу множеством армейских сапог и ботинок, и в этот же день начались уроки. Лишь 10 "в" в этот день с занятий отпустили, но уже на следующий день они, как обычно, шли в школу с портфелями.


Затем был суд и раздача наград. Несколько человек получили ордена и медали. Но для капитана Орехова, который, каждый раз рискуя жизнью, единственный лицом к лицу вел с террористами переговоры и выводил из класса детей, госнаграды так и не нашлось. За участие в операции он получил звание "Почетный сотрудник госбезопасности", и этим ограничились.


Впрочем, ему досталась самая главная награда. Спустя несколько месяцев школьники 10 "в" подарили ему самодельный альбом с общей фотографией класса на обложке. В нем каждый из них оставил несколько строк, по существу, летопись тех драматических суток глазами ребят, что они чувствовали в те непростые часы.


Есть среди них и такие строки (орфография и стилистика сохранены):


- Услышав голос по радио, я понял, что уже все делается, чтобы спасти нас. Когда капитан Орехов зашел в класс, я был поражен его бесстрашием и мужеством, идти под дула автоматов не каждый сможет.


- Зайцев тот человек, который, не щадя своей жизни (а он ей рисковал, входя к нам), вел себя мужественно. Хотя это и его долг, но таким человеком надо гордиться. Я не боюсь высоких слов. У нас должно быть больше таких людей.


- Уважаемый Владимир Викторович! Нам сказали, что вы уезжаете из нашего города, получили новое назначение. И нам захотелось сказать вам большое спасибо за вашу заботу о нас, за ваше спокойствие в такой сложной обстановке, за внимание к нам. Вы оставили в наших сердцах неизгладимый след. Мы вам очень благодарны!

Захват заложников в Сарапуле. Захват, Заложники, СССР, Школа, Сарапул, Удмуртия, 1981, Длиннопост
Захват заложников в Сарапуле. Захват, Заложники, СССР, Школа, Сарапул, Удмуртия, 1981, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
33
Автор поста оценил этот комментарий
А с горе-террористами что стало?
раскрыть ветку (5)
27
Автор поста оценил этот комментарий

Террористов судили в Свердловске. Ини­ци­а­то­ру захвата Ахмету Колпакбаеву дали три­над­цать лет, его соучастнику — восемь. Освободившись, Кол­пак­ба­ев, по некоторым данным, был замечен в Москве возле американского посольства. Ви­ди­мо, рас­счи­ты­вал эмигрировать за океан. Удалось ли ему это, мне неизвестно.

37
Автор поста оценил этот комментарий
"Они утонули" (с)
раскрыть ветку (3)
19
Автор поста оценил этот комментарий
Чет трески захотелось...
раскрыть ветку (1)
34
Автор поста оценил этот комментарий

Уебу.

4
Автор поста оценил этот комментарий
"Иииииии...их нет" (с)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку