3

Задача из 5 класса, которая ломает ChatGPT и ему подобных

Я достаточно часто пишу и обсуждаю с коллегами про то, как использовать нейросети с пользой — для работы, бизнеса и жизни. И почти в каждом втором обсуждении кто-то пишет что-то вроде: «Да что вы от него хотите, это же просто болтающий калькулятор. Просто много рассуждает, врет и думать не умеет».

Конечно, есть тут частичка правды. Особенно страдает качество, если применять «ИИ» к задачам «на логику».
Вот, например, посмотрим как «ИИ» справляются с задачкой из 5 класса мат. школы.  Я ее использую её как мини-тест, когда выходит новая модель, чтобы проверить рекламные обещания:


см. Задачу 14 (Кстати, можете попробовать ее решить. Я лично пока нашел 2 способа. )

Задача из 5 класса, которая ломает ChatGPT и ему подобных

Я загонял ее в разные модели — от GPT до Grok и Gemini. Они начинают бодро рассуждать, но потом, почти всегда, произносят магическую фразу:

«Взвесим кучу A и кучу B. Если они равны, значит фальшивые монеты в куче C нет.»

И это, конечно, ошибка.
Потому что фальшивки могут быть и в куче C — обе сразу.
То есть модель сделала логично построенный с точки зрения языка и контекста, но абсолютно ложный вывод.

(полное решение от ChatGPT см. ниже)

Чем мне эта информация помогает в применении LLM:

  1. Постоянно при решении своих задач напоминаю себе, как работает Большая Языковая Модель. Это не мыслитель, а предсказатель следующего слова c учетом контекста.У него нет пока понимания задачи, только языковая статистика.
    Минус при использовании: Все чаще замечаю ситуации, когда мне лень проверять ответ (это может стать проблемой при частом использовании).

  2. Заранее думаю, какой тип задачи подать в ллм для эффективного использования и как.
    Например, стоит ли давать условия по шагам? Или лучше использовать формат цепочки рассуждений (Chain-of-thought)?
    Поштурмить — ок. Но если задача требует чёткой логики и шагов — стараюсь действовать аккуратно.


Решение от ChatGPT:

«Давай внимательно разберем задачу 14:

Условие:

  • Есть три кучки монет:

    • Первая кучка — 18 монет

    • Вторая кучка — 23 монеты

    • Третья кучка — 27 монет.

  • Среди всех этих монет есть две фальшивые монеты.

  • Фальшивые монеты легче настоящих, но одинаковы по массе между собой.

  • Настоящие монеты одинаковы по массе.

  • Нужно за два взвешивания на чашечных весах (без гирь!) определить, в какой кучке находятся только настоящие монеты.

Поскольку известно, что только в одной из куч нет фальшивых монет, а две другие содержат две фальшивые монеты (возможно обе в одной, возможно по одной в каждой), то нам нужно определить „настоящую“ кучку.

Обозначим кучки:

  • A — 18 монет

  • B — 23 монеты

  • C — 27 монет.


Стратегия:

1️⃣ Первое взвешивание:

Возьмем любые две кучки и сравним их массу. Например:

Сравним B (23 монеты) и C (27 монет):

  • Если весы в равновесии — значит в обеих кучках нет фальшивых монет → тогда кучка A (18 монет) обязательно содержит обе фальшивые монеты, а настоящая кучка любая из B или C.

  • Если одна из чаш окажется легче — значит в этой кучке есть хотя бы одна фальшивая монета.

2️⃣ Второе взвешивание:

Теперь выбираем одну из кучек из первого взвешивания и сравниваем её с A.

Например, если оказалось, что B легче C, то делаем:

Сравниваем B и A.

  • Если теперь B и A весят одинаково, значит все фальшивки были в C → A — настоящая.

  • Если снова B легче, значит в B находятся фальшивые монеты → настоящая кучка — C.

  • Если B тяжелее A — значит фальшивки были в A → настоящая кучка — B.


Таким образом, за два взвешивания мы можем однозначно определить, где настоящие монеты.»


Несмотря на этот откровенный «косяк», есть множество задач, гре нейросеть Мегаэффективна. Такие кейсы я для себя коллекционирую и выкладываю сюда: 👉  Каталог полезных кейсов по эффективному применению ИИ на работе и жизни

Искусственный интеллект

4.9K поста11.4K подписчиков

Правила сообщества

ВНИМАНИЕ! В сообществе запрещена публикация генеративного контента без детального описания промтов и процесса получения публикуемого результата.


Разрешено:


- Делиться вопросами, мыслями, гипотезами, юмором на эту тему.

- Делиться статьями, понятными большинству аудитории Пикабу.

- Делиться опытом создания моделей машинного обучения.

- Рассказывать, как работает та или иная фиговина в анализе данных.

- Век жить, век учиться.


Запрещено:


I) Невостребованный контент

  I.1) Создавать контент, сложный для понимания. Такие посты уйдут в минуса лишь потому, что большинству неинтересно пробрасывать градиенты в каждом тензоре реккурентной сетки с AdaGrad оптимизатором.

  I.2) Создавать контент на "олбанском языке" / нарочно игнорируя правила РЯ даже в шутку. Это ведет к нечитаемости контента.

  I.3) Добавлять посты, которые содержат лишь генеративный контент или нейросетевой Арт без какой-то дополнительной полезной или интересной информации по теме, без промтов или описания методик создания и т.д.


II) Нетематический контент

  II.1) Создавать контент, несвязанный с Data Science, математикой, программированием.

  II.2) Создавать контент, входящий в противоречие существующей базе теорем математики. Например, "Земля плоская" или "Любое действительное число представимо в виде дроби двух целых".

  II.3) Создавать контент, входящий в противоречие с правилами Пикабу.


III) Непотребный контент

  III.1) Эротика, порнография (даже с NSFW).

  III.2) Жесть.


За нарушение I - предупреждение

За нарушение II - предупреждение и перемещение поста в общую ленту

За нарушение III - бан