Зачем нужны олимпиады

В комментариях к одному посту возник вопрос, а зачем водить детей на олимпиады? Это тратит время детей, там сложные задачки и вообще все коррумпировано и нет смысла ввязываться. Так вышло, что я с младшей школы оказался вовлечен во все подобные активности (сначала с подачи родителей, а потом и по собственной воле), поэтому попытаюсь показать свой субъективный взгляд на этот вопрос, подкрепляя рассуждения примерами из опыта.


И в первую очередь давайте оговоримся, что тезисы из разряда "защищать честь школы", "будет чем похвастаться родителям на работе", "поможет в поступлении в хороший ВУЗ" и прочее котироваться не будут. Это субъективщина и патетика, которая ничего общего с реальной пользой в жизни не имеет. Хотя пункт про ВУЗ нужно сразу уточнить. Олимпиады высокого уровня позволяют без внутренних экзаменов (если есть) и учета ЕГЭ поступить в любой институт России и не только или, на худой конец, возводят результаты ЕГЭ по соответствующему предмету до 100 баллов. Вот только обычно это приятный бонус, а не цель. Олимпиадники и без этого хорошо сдают экзамены, особенно по своему основному предмету, и поступают в желаемый институт.


Определимся, что есть олимпиада. Это соревнование, в котором требуется показать навыки, выходящие за рамки школьной программы. И дополнительные знания, расширяющие кругозор - это уже хорошо. Согласитесь, существует необходимый минимум знаний, достаточный для жизни. Сложить пару чисел, записать свое имя и т.д. И раньше была возможность остановиться на этом, уйти на завод после 4го класса. Но времена меняются и сейчас этого уже недостаточно для полноценной жизни. Нужно знать больше, уметь больше, а главное быстрее осваивать новые знания. При том, чем больше начальный багаж, тем проще добавить к нему что-то новое.


Но одних знаний недостаточно. Знание существования понятия "интеграл" само по себе не дает ничего. Нужно еще понимать, в каких случаях его уместно применять и для каких целей. Задачи олимпиад учат думать, применять имеющиеся знания и через это получать новую информацию, приводящую к ответу. Пример: в школе учат, что 2+2=4, но, вдруг, возникает необходимость решить уравнение 2+х=4. И все, многие школьники опускают руки, говоря, что они подобное не проходили. Пример утрированный, но близок к реальности. Я занимаюсь подготовкой к ЕГЭ и ситуации, когда условие задачи хоть немного отличается от рассмотренных, вызывают у учеников ступор. В олимпиадах же вам никогда не попадется двух абсолютно одинаковых заданий, нельзя выучить единый алгоритм, который бы всегда приводил к правильному результату. Как в жизни. Умение анализировать имеющиеся данные, строить и подтверждать предположения, выстраивать аналогии и искать закономерности, вот чему учит участие в олимпиадах.


Наконец, есть и более практическая сторона. Некоторые олимпиады спонсируются большими компаниями и, соответственно, имеют хороший призовой фонд. Мой друг на подобном мероприятии выиграл планшет, что 10 лет назад в далеком сибирском городе было поистине щедрым подарком судьбы. Из менее материального, через олимпиаду я получил автомат по физике в институте. Не то, чтобы я сам не сдал бы, но 3 часа решения задач мне кажутся куда лучшей альтернативой бессонной зубрежке никому не нужных дат и определений терминов.


На написание этого поста меня побудила позиция одного из членов сообщества, что олимпиады бесполезны. Надеюсь, я смог привести аргументы в пользу обратного. И не стоит это расценивать, как призыв к действию. Если Вашему ребенку не интересен процесс получения знаний, то и все вышеописанное работать не будет. А как этот интерес привить? Над этим вопросом бьются множество психологов мира, но я, увы, не компетентен.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

100 баллов по егэ - это гарантия того, что ты не наебешься с формулировками на реальном егэ. А по поводу навыков - в мое время межвузовая олимпиада, которая давала диплом 1 степени была построена на задачах «вместо х подставим log(x-32)7 и «построим у треугольника 2 окружности», что есть не навык, а способ

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
С олимпиадами в универе все сложнее. Во-первых, поздно уже с их помощью развивать какие-либо качества в человеке. Во-вторых, превышение программы в вузе - это уже узкоспециализированная дичь, в которой хоть как-то разбираются только ученые, и то не все. Поэтому все сводится к банальному заучиванию
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Межвузовская для 11 классов

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку