Серия Альманах исторических исследований Музея метро

Зачем башкиры метро в Москве строили

Продолжаем нашу серию публикаций из научно-исследовательского Альманаха Музея метро. Исследование подготовлено директором Музея метро - Константином Черкасским.

До 1917 года древнее село «Николо-Березовка», что на реке Кама в Башкирской глуши, звали хлебной столицей прикамья. С её пристани отправлялось ежегодно более двух миллионов пудов хлеба. Здесь кипела жизнь, купечество выписывало газеты, был свой телеграф, библиотека, училище.

После Октябрьской революции жизнь страны стремительно менялась, чего нельзя было сказать о жизни крестьянской в глубинке. Тот же тяжелый ручной труд, та же удаленность от центров культуры и образования. Да ещё и революционные лихие времена навалились, разрушая привычный ритм и уклад. Серьезные изменения в сельских районах страны стали происходить в 1929-м году, когда началась массовая коллективизация. Сейчас кажется анекдотом, но тогда бывало,  что в одной деревне образовывалось два, а то и три колхоза. В тоже время в стране возникли сложности и с проводимой индустриализацией. У многих безземельных крестьян, ринувшихся на заработки, не получалось закрепиться в городе и они возвращались домой. Бывало, что и из городов пролетарии устремлялись в сельскую местность, в места, где проще прокормиться.

В непосильном порыве коллективизация сельского хозяйства захлебывалась от непосильного рывка. Тяжело было и в промышленности. Власть предержащим становилось очевидно, что развивать производство и сельское хозяйство экстенсивными методами, опираясь на рабочих и крестьян, мечущихся между селом и различными промышленными предприятиями было уже невозможно. 21 июня 1931 года об этом на совещании руководителей страны и хозяйственников, организованном при ЦК ВКП(б), говорил товарищ Сталин. Вот основные тезисы его речи:

Раньше обычно рабочие сами шли на заводы, на фабрики. Мы ликвидировали безработицу, мы подорвали в корне расслоение в деревне. Нельзя больше рассчитывать на самотёк рабочей силы.

Для этого существует лишь один путь - путь договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками. Вы знаете, что на этот путь стали уже некоторые хозяйственные организации и колхозы, причём опыт показал, что практика договоров даёт серьёзные успехи как для колхозов, так и для промышленных предприятий.

Чтобы создать кадры квалифицированных рабочих, надо дать стимул и перспективу необученным рабочим к движению вперёд, к выдвижению вверх. Необходимо ещё дальнейшее улучшение снабжения и жилищных условий рабочих. Мы сами выступаем теперь с известными требованиями к рабочему, - требуем от него трудовой дисциплины, напряжённой работы, соревнования, ударничества. Осуществляя требования Советской власти, рабочие будут в свою очередь требовать от неё выполнения её обязательств по дальнейшему улучшению материального и культурного положения рабочих.

Чуть раньше на июньском пленуме ЦК ВКП(б) были приняты конкретные решения, направленные на коренное переустройство коммунального хозяйства Москвы. Вот лишь короткие выдержки из него: За годы революции выросла и коренным образом изменила свое лицо промышленность Москвы. На базе роста промышленности происходил быстрый рост населения Москвы до 2800 тыс. человек в 1931 г. против 1618 тыс. человек в 1912 г., что составляет рост на 73%.

Между тем развитие городского хозяйства отстает от роста рабочего и трудящегося населения столицы и его потребностей. Следствием этих недостатков явились прорехи в трамвайном сообщении, недочеты жилищного хозяйства, плохое проведение дорожных и подземных работ, крайне неудовлетворительное санитарное состояние города и т. д.

Пленум ЦК считает, что необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем чтобы в 1932 г. уже начать строительство метрополитена. С этим строительством необходимо связать сооружение внутригородской электрической железной дороги, соединяющей Северную, Октябрьскую и Курскую дороги непосредственно с центром города. Наряду с этим необходимо провести новое трамвайное кольцо по Камер-коллежскому валу, расширить трамвайную сеть в течение ближайших двух лет не менее чем на 150 км и широко развить пассажирское автобусное движение, с доведением в течение ближайших трех лет количества автобусов в Москве до 2 тыс.

Поначалу дела на ударной стройке, каковой был объявлен метрострой, продвигались с сильным скрипом. Мало желающих было приходить на тяжелые подземные работы. Приказом начальника Метростроя №212 от 9 февраля 1932 года, введен институт вербовщиков. Но и это решение далеко не сразу дало нужный эффект. Из 14 тысяч нанятых до начала декабря 1932 года больше половины разбежались «…из-за плохих жилищных и бытовых условий на строительстве метро» Заключенные с колхозами договора часто оставались клочком бумаги …  К этому времени уже была заложена первая шахта, по уточнённой трассе проводилось дополнительное геолого-разведочное бурение, велись подготовительные работы и проходка шахт. Но все это было каплей в море. Особенно учитывая поставленные, крайне сжатые, буквально невероятные сроки строительства. Первые линии должны были построены до конца 1934 года.

В 1933-м году на Метрострое все более быстрыми темпами обеспечивается  «организованный набор рабочей силы». В Москве - привлечение 12 тысяч комсомольцев; в регионах по стране –  «вербовка» рабочей силы в порядке договоров с колхозами. Донбасс, Урал, Сибирь – крупные регионы СССР, отправляли сотни и сотни специалистов на сооружение первого советского метро. Больше всего добровольцев приехала из дальнего уголка Башкирии – Калтасинского района республики. Вот как это было:

В марте 1933 года в Николо-Берёзовку  едет целая бригада вербовщиков. На месте выпускается листовка на марийском языке, в которой рассказывается о значении метро, проводятся собрания, митинги.

На созванной районной комсомольской конференции, приехавшие выступили с рассказом о том, что такое строительство метро в Москве, заявили о нехватке рабочих. Метро – не Московская стройка, а общесоюзная. Здесь можно вырасти, получить хорошую квалификацию, обогатиться интересными знаниями. Секретарь РК ВЛКСМ Гафияк Хисматуллович Ишмурзин предложил направить на ударную молодежную стройку 100 комсомольцев. Но желающих неожиданно, и для местных властей, и для вербовщиков, оказалось в разы больше. Первую группу молодежи более 300 человек торжественно провожали уже 13 марта 1933 года. «Вы едете в Москву. Вам выпало большое счастье быть участниками большого строительства величайшего в нашей стране необычайного сооружения, вы вольетесь в славную семью метростроевцев. Придется работать в трудных, непривычных условиях. Мы уверены, вы справитесь. Беритесь смело за кайло, лопаты, отбойные молотки! Работайте по-ударному!»  – напутствовал первый секретарь калтасинского РК ВКП(б) Петр Михайлович Звездин».

Зачем башкиры метро в Москве строили Московское метро, Исследования, Башкортостан, НаукаPRO, Музей, Длиннопост

Вид села незадолго в годы Войны. В ближайшем здании располагался детский сад с детьми, эвакуированными из Москвы.

И вот тут необходимо отметить очень интересный, можно сказать феноменальный факт: всего в течение 1933 года 5 тысяч строителей приехали на метрострой всего лишь из одного района Башкирии – Калтасинского. Остальные районы республики в этой работе вообще не участвовали.

Точную картину произошедшего сегодня восстановить конечно же невозможно, но исходя из того, что нам известно, мы можем предположить, что вербовщики метростроя, добравшись до Николо-Березовки направились в здание, где располагались районная администрация и райкомы ВКП(б) и ВЛКСМ. И там у них, по всей видимости, состоялся приблизительно такой разговор с тогдашним председателем райкома партии Петром Михайловичем Звездиным – молодым, инициативным коммунистом. Выслушав общую информацию о Метрострое, его потребностях в кадрах и продовольствии партийный вожак отметил, что хорошо понимает важность великих строек социализма, в том числе и метрополитена и задал очень простой вопрос: А что получит район, если откликнется на призыв метростроя? Ведь еще в 1931 году товарищ Сталин указал на необходимость взаимодействия города и деревни для скорейшего развития страны, ее промышленности и сельского хозяйства. Да-да, речь шла о той самой речи вождя на партийно-хозяйственном активе июля 1931 года, тезисы которой мы приводили выше.

Так или немного иначе, но в результате состоявшейся дискуссии решили объединить усилия. Калтасинский район поможет Метрострою кадрами, сельскохозяйственной продукцией. Метрострой обеспечит прием строителей, их проживание, питание, обучение, образование, повышение квалификации, культурное развитие. Да еще и возьмет шефство над районом и его колхозами для обеспечения  устойчивого развития.

Но не сразу сказка сказывается. Первую группу будущих строителей в Москве попросту не встретили. Звездин и председатель райисполкома Алексеев, бросив все дела, ринулись в Москву, в самые большие кабинеты. В Метрострое состоялся очень серьезный разговор. По его итогам бюро парткома Метростроя приняло решение «О связи с Калтасинским районом»: «Составить проект соцдоговора Метростроя с районом, представив его к 21 марта на утверждение парткома» .

Вскоре был заключен социалистический договор между Метростроем и Калтасинским районом Башкирской АССР. Одновременно колхозный актив района обратился с письмом к колхозникам – работающим на метрострое с предложением включиться в соревнование».

Метрострой в соответствии с соцдоговором получил исключительные (сейчас бы сказали эксклюзивные) возможности в Калтасинском районе:

  1. Полностью закрепить Калтасинский район за Метростроем для вербовки рабсилы,  

  2. Предложить Башнаркомтруда снять наряды на вербовку рабочей силы других организаций, предоставив этот район исключительно Метрострою...»

  3. Предложить Уполкомзаг СНК Башкирской АССР срочно пересмотреть и сократить до минимума допуск организаций на ведение децентрализованных заготовок с/х продуктов в Калтасинском районе, закрепив район для Метростроя.

В качестве встречных обязательств и для контроля исполнения договора Калтасинский район был обязан:

  1. Выделить на метрострой ответственного представителя района, который обеспечит постоянную связь с колхозниками района, направленными на Метрострой.

  2. Провести массовую политическую работу с колхозниками, с целью поголовного вовлечения их в ударные бригады и соцсоревнование.

  3. Докладывать о выполнении взятых районом обязательств.

На строительство метро из сел Калтасинского района добровольно направляются безработные, предварительно прошедшие медкомиссию. В основном это башкиры, проживавшие в те годы на удалении в несколько десятков километров от Камы. Так им в своё время повелела Екатерина Великая. С каждым отправляющимся на строительство заключается договор на шесть месяцев. Одновременно все колхозы района засевают «Метростроевский гектар», то есть поля, продукция с которых пойдет в Москву для метростроя.

Метрострой в свою очередь берет шефство над районом, обеспечивая его развитие. Между метростроем и Калтасинским районом завязываются деловые, партнерские и даже братские отношения.

По началу утверждать, или, как тогда говорили «затверждать» договор отказалось руководство Башкирии. Потянет ли район такой договор? Действительно ли в Москве примут такое большое количество Калтасинцев? И выполнит ли метрострой свои обязательства? Да и вообще, что это за выскочка такой – Звездин, появился в Николо-Березовке?

Тем временем в Николо-Березовке собираются будущие метростроевцы – крестьяне бедняки и батраки. Многие приехавшие из них не знали зачем и на какую стройку они едут. Бригада вербовщиков Метростроя организовала для них фото выставку о метрополитене, выпустила многотиражку и проводила среди прибывающих разъяснительную работу.

Вскоре, стараниями Петра Звездина договор о сотрудничестве был затверждён в Уфе и вступил в силу. Работа наконец-то закипела.

Были у происходившего в Николо-Березовке ярые противники происходящего. Это кулаки, не без основания полагавшие, что комсомольский призыв на метрострой лишит их значительного числа батраков, а колхозы благодаря помощи метростроя получат новый импульс развития, лишив зажиточных крестьян значительной части заработка. Немного позже к ним присоединились и те, кто не выдержал напряжения Великой стройки. Ради справедливости надо отметить, что такие были и среди пришедших на стройку москвичей и среди приехавших из других регионов страны. Темп жизни и работы на метрострое был невероятный и не каждый мог его выдержать, так, что винить их за это не стоит.

Историки Краснокамского района утверждают, что благодаря шефской помощи метростроя, район сделал гигантский шаг вперед. Все населенные пункты района были оборудованы телефонной связью, в Николо-Березовке заработала первая электростанция, появилось радио. В Калтасинский район стала поступать техника: трактора, грузовики и даже пришел один легковой автомобиль на котором районное начальство стало ездить на совещания в Уфу, наглядно показывая результаты социалистического содружества города и деревни. Район быстро вышел в передовые, а у сельских жителей появились новые возможности. В частности, вернувшиеся из Москвы в середине 30-х строители стали обучать грамоте своих односельчан. Именно таким образом в стране в те годы быстро ликвидировалась неграмотность, а затем и малограмотность

Газета «Ударник метростроя», рассказывая о плодотворном сотрудничестве руководства Калтасинского района и Метростроя в августе 1933 года отмечала: «На строительстве метро работает около 2.500 рабочих татар. Для них выходит специальная татарская газета: «Коммунист метростройда» В №13 опубликовано постановление МК и Моссовета о качестве работы Метростроя. В статье секретаря Калтасинского райкома ВКП(б) т.Звездина рассказывается о том, как Калтасинский район стал передовиком в Башкирской республике и получил переходящее Красное знамя республики».  Надобно отметить, что по примеру московских комсомольцев, калтасинцы неоднократно поднимали и решали через метростроевскую прессу различные вопросы, не только рабочие, но и бытовые, культурные. То есть вчерашние батраки и малоземельные крестьяне – националы быстро вписались в стремительный темп метростроевской жизни. И производственной и общественной.

Зачем башкиры метро в Москве строили Московское метро, Исследования, Башкортостан, НаукаPRO, Музей, Длиннопост

Здание райкома КПСС из которого отправлялись в Москву будущее метростроевцы. Сегодня в нём расположена гостиница.

Зачем башкиры метро в Москве строили Московское метро, Исследования, Башкортостан, НаукаPRO, Музей, Длиннопост

Судьба инициатора свершений и преобразований оказалась трагична. В 1937-м году Петр Михайлович Звездин был репрессирован и лишь через 20 лет его реабилитировали. Посмертно. Добрыми словами его до сих пор вспоминают и в Калтасинском и в Краснокамском районах Башкортостана. По подсчетам башкирских историков каждый пятнадцатый работник метростроя в 1933 – 1934-м годах – выходец из многонациональной Башкирии.

Молодые люди, поработавшие на метрострое и вернувшиеся в республику, много сделали для своей малой Родины. Вчерашние малограмотные крестьяне превратились в культурно развитых, получивших образование молодых людей. Каждый из них овладел несколькими профессиями, был политически подкован, знал, как благодаря ударному коллективному труду можно быстро достичь большого результата.

В последующие годы метростроевцы из башкирии внесли большой вклад в развитие  республики и их свершениями и сегодня гордятся земляки. Так, например, сирота Мухаметмур Фаткиев, приписавший при поступлении в метрострой себе по негласному согласию со Звездиным два лишних года, научился на метро не только выполнять сложные работы, но и стал прекрасным организатором. По словам его дочери, Маргариты Мухаметмуровны Фаткиевой, уже в послевоенное время он, уже руководитель республиканского уровня, добился значительных успехов, в частности, в развёртывании и ведении дорожного строительства. При этом применял он в основном организационные методы, родившиеся в 1930-х на метрострое.

Задача «вживления» вчерашних колхозников и батраков в формировавшийся коллектив метростроя была не из легких. Задача обучения рабочим профессиям оказалась ещё сложнее. Само по себе строительство метро очень сложный технологический процесс, который требовал не только недюжинной физической силы, но и навыков, сноровки квалификации. Изначально националов, или как тогда еще называли представителей различных национальностей – нацменов, порой плохо говорящих по-русски, направляли на наиболее простые с точки зрения технологии строительства, участки открытого способа производства работ мелкого заложения. Свою метростроевскую карьеру башкирские колхозники в массе своей начинали землекопами в основном на строительстве участка Красносельская – Комсомольская.

Хорошо натренированные молодые люди показывали высокие результаты в труде. Как утверждает Дитмар Нойтц в своей книге «Метро» порой бригадиры просили им выделить для выполнения работ именно башкиров, поскольку последние изначально были крепче москвичей. Участки, где работали малограмотные разбавлялись наполовину грамотными. И начиналось их взаимное обогащение. Из книг «Рассказы строителей метро», «Как мы строили метро» и других монографий, посвященных сооружению первой очереди нашего метро мы знаем, что исключительно работой дело не ограничивалось. По вечерам в городках метростроя работали кружки, грамотные учили неграмотных и малограмотных. Частым явлением были культпоходы в кино, театры, музеи и выставки. Результатом стало быстрое развитие вчерашних крестьян.

Отработав по контракту положенные полгода часть из них возвращались домой, но уже более грамотными и развитыми, чем ранее, а кто-то оставался на метрострое. Тем, кто закрепился на строительстве, через год работы предоставлялись лучшие жилищные условия. К этому времени бывшие бедняки и батраки, как правило уже повышали квалификацию и начинали выполнять более квалифицированную и высокооплачиваемую работу. Часть националов становилась десятниками и бригадирами… Молодежь уже привыкла к культурному досугу, и посещение кино, театров, выставок, музеев и спортивных мероприятий стало для них нормой.

К моменту начала сотрудничества Метростроевцев с Калтасинским районом, на строительстве метро уже были достигнуты определенные успехи в жилищном строительстве, вокруг развивалась социальная сфера: организовывались библиотеки клубы. Двух-трёхэтажные строения, построенные в таких посёлках считались много десятилетий престижным жильем. Беспримерный, в масштабах города, качественный подъем жилищно-бытовых условий на Метрострое, способствовал приходу на метро новых рабочих кадров.

В соответствии  с положениями коллективного договора  заключенного в июне 1933 года профкомом и администрацией Метростроя, предусматривалось, что все принятые на стройку рабочие имели право на 4 кв.м. жилплощади, одну дезинфицированную простыню,  одно одеяло, одну наволочку и один матрас. Постельное белье следовало менять два раза в месяц. Минимум раз в месяц полагалась дезинфицировать барак. Жилые помещения должны были содержаться в чистоте и иметь кровати или деревянные лежанки, ночные тумбочки, столы, чайники, скамьи и табуретки общего пользования, каждому жильцу полагалась своя чашка. При каждом бараке оборудовалась сушильная камера, которая должна была отапливаться с 1 ноября по 1 мая. Квалифицированным рабочим со стажем работы на стройке больше года следовало предоставить улучшенную жилплощадь, причем предпочтение отдавалось ударникам. Размещение по баракам должно было осуществляться по бригадному принципу. За жилье рабочие платили в зависимости от уровня зарплаты от 2,5 до 10 руб. в месяц.

Как уже говорилось поселки метростроя были не только местами для ночлега, это были места культурного развития. Благодаря особым отношениям Калтасинского района и Метростроя к выходцам из Башкирии было особое внимание. Они проживали в том числе и в Филях, где уже в ноябре 1933 г., в городке метростроя, имелся «красный уголок», с хорошим подбором литературы и газет, а также радиорепродуктор. В бараке было пианино, губная гармоника, развивалась самодеятельность. Например появился ансамбль балалаечников. Восемь раз в месяц в бараке демонстрировались кинофильмы. В выходные дни для молодёжи организовывались выездные экскурсии. Молодые люди посещали музеи Москвы, планетарий, выставки; а также производства, связанные со строительством метро (Мытищинский вагоностроительный завод).

Зачем башкиры метро в Москве строили Московское метро, Исследования, Башкортостан, НаукаPRO, Музей, Длиннопост

Тротуарный настил из досок. Николо-Берёзовка, 60-е годы.

Стройка ставила перед участниками новые задачи: менялись виды выполняемых работ, условия труда. В этом плане интересен пример строительства станции «Дворец Советов», ныне «Кропоткинская». Начав здесь с землекопов, националы по ходу строительства осваивали профессии бетонщиков и арматурщиков, а затем и отделочников. После работы рабочие бежали на соседние участки, где уже приступили к тем работам, которые на Дворце Советов еще только готовились и осваивали новое для себя ремесло. Кропоткинская – одна из самых красивых станций нашего метро, была построена меньше, чем за 190 дней.

Вот, что вспоминал о тех днях начальник работ 2-й дистанции С.А. Соколин: «Я начал работу исключительно с нацменами Калтасинского района. Эти люди, впервые попавшие в Москву на большую стройку, показали исключительный образец преданности делу строительства. Эти бригады до конца оставались на дистанции в числе лучших бригад»

Принятая на метро система личных поощрений и мер стимулирования, побуждала самих рабочих, как тогда говорили, включаться в борьбу за улучшение качества труда и быта.

Система обучения рабочих и повышение квалификации на метрострое была многоуровневой. Создавалась она с учетом: начального уровня образования учащихся, места работы на строительстве, занимаемой должности. В процессы обучения были включены высшие учебные заведения, ФЗУ – нынешние колледжи, комсомольские ячейки, ликбезы, не были исключением и индивидуальные занятия между учениками и коллективных чтения газет. На ряде шахт действовали кружки по математике, физике, географии или изучению немецкого языка. На метро возникли литературные кружки, из которых вышли известные на всю страну молодые писатели и рабочие - поэты новой эпохи. Демьян Бедный, Евгений Долматовский, Григорий Костров...

Не будем забывать, что в этих условиях уже рождались кадры эксплуатационников, для первой в стране подземной стальной магистрали. «348 инженеров и техников, а также 312 рабочих и служащих приобрели  квалификацию машинистов поездов, дежурных по станции, операторов, ремонтников, инженеров по электрическому подвижному составу или электромонтеров. Из 910 записавшихся на курсы были приняты 343 чел., из них успешно закончили программу обучения 289 чел. 14,4% среди них были  коммунистами, 16% - комсомольцами. Машинистами метропоездов назначались исключительно инженеры и техники» .

Начиная на метрострое  трудовой путь в руках с лопатой и киркой, в 1931 году; весной 1935 года из под земли многие строители метро выходили с аттестатами зрелости и дипломами о высшем образовании. Поэтому и сегодня метрострой 30-х называют школой жизни.

Зачем башкиры метро в Москве строили Московское метро, Исследования, Башкортостан, НаукаPRO, Музей, Длиннопост

Село Николо-Берёзовка Краснокамского района сегодня.

Зачем башкиры метро в Москве строили Московское метро, Исследования, Башкортостан, НаукаPRO, Музей, Длиннопост