«Забытый сад». Кейт Мортон

#цитаты


«— Почему я должен принести именно три пряди королевы фей? — спросил юный принц старуху. — Почему не две или четыре?

Старуха наклонилась к нему, но прясть не перестала.

— Другого числа нет, дитя мое. Три — число времени. Разве не думаем мы о прошлом, настоящем и будущем? Три — число семьи. Разве не говорим мы о матери, отце и ребенке? Три — число фей. Разве не ищем мы их между дубом, ясенем и боярышником?

Юный принц кивнул, ибо слова мудрой старухи были истинны.

— Вот почему мне нужны три пряди, чтобы сплести волшебную косу.

Из «Волшебной косы» Элизы Мейкпис»


«Девочка вспомнила о маме, рассеянно, мельком, как и положено ребенку, которого горячо любят»


«Неужели каждый, кто взял билет на безмолвный корабль смерти, неизменно ищет на палубе лица тех, кто отчалил раньше?»


«Мы принимаем как должное то, что на самом деле очень важно: семью, кровные узы, прошлое… Все это делает нас теми, кто мы есть. А папа отобрал это у Нелл. Не специально, но отобрал.»


«Она была ребенком и обладала детской стойкостью к причудам климата.»


«Девочка всегда пряталась во время чтения, хотя понятия не имела почему. Словно боялась прослыть ленивой или узнать, что столь приятное занятие является вредным.»


«век живи, век надейся»


«Лил обнаружила, что ей нравится иметь за собой маленький хвостик, нравится показывать девочке разные вещи и объяснять, как они работают»


«время лепит из людей фигуры, в которых они сами себя не узнают»


«Нелл не была особо дружелюбной и никогда не скрывала своей неприязни к большинству людей, к их навязчивому поиску союзников. Но с Беном они одинаково смотрели на мир.»


«он был для нее кем-то вроде отца. Давал мудрые советы, которые она ценила, одновременно пренебрегая ими.»


«в жизни все должно быть вовремя.»


«В его сочувствии, пусть и хорошо продуманном, всегда словно таилось обвинение, разочарование, хоть и самое слабое, что Кассандра не смогла — или не захотела — оправиться от ударов прошлого. Бен не понимал, что она могла сознательно решить остаться такой. Что там, где он видел отчуждение и одиночество, Кассандра видела самосохранение. Чем меньше можно потерять, тем безопаснее.»


«поняла, что за радость — починить сломанное своими руками»


«Нелл предпочла, чтобы ее считали чудачкой, но не чужачкой.»


«Как могла она ожидать, что Денни будет ценить ее, по-прежнему хотеть ее, когда узнает, что когда-то ее выбросили? Что ее настоящая семья отказалась от нее?»


«Как отчаянно Нелл ни старалась, как ни желала этого, она не становилась единым целым со свирепой дикой кошечкой, которая сосала, грызла и царапала ее грудь, неизменно желая большего, чем мать могла дать.»


«Эл поднимал взгляд, и в его затуманенных глазах Нелл видела отражение собственной пустоты.»


«Тоска нашептывала, что она ужасная мать, что родная дочь не в силах ее терпеть, что это дурная наследственность, что она не заслужила детей.»


«В последнее время люди постоянно предлагают Кассандре свою заботу. Когда-то, сто лет назад, она сама была взрослым ответственным человеком и заботилась о других.»


«Так небрежно сказать, так легко отнести к прошлому годы чьей-то жизни, чью-то страсть — все равно что удар под дых.»


«Руби всегда так, хлебом не корми, дай плыть против течения.»


«Со временем, подрастая, Кассандра узнала алхимическую тягу к карандашу, блаженное ощущение потери чувства времени, когда колдуешь за мольбертом.»


«Быстро и неотвратимо накатила вялость, подобная описанным в волшебных сказках, колдовское стремление забыться сном.»


«Девочка знала, что если и играть в игры, то нужно следовать правилам.»


«Счастливы те, у кого много хлопот, ведь их умам не хватает времени искать горя.»


«Так достигались оба идеала Элизы, она могла видеть и оставаться невидимой. Ведь хоть ее собственное любопытство и не знало границ, Элиза не любила, когда за ней подсматривали. Она понимала, что пристальное внимание может быть опасно, что иной взгляд подобен воровству. Элиза знала это, потому что сама больше всего любила хранить увиденные образы в сознании, проигрывать, озвучивать, раскрашивать их по своему желанию. Она вплетала их в страшные истории — полеты фантазии, которые ужаснули бы людей, послуживших ей невольными вдохновителями.»


«Воздух становится другим, когда подходишь к краю воды.»


«Для нее страх всегда был естественной реакцией на то, что выше ее понимания.»


«Девушка, которая ждет помощи, никогда не научится сама себя спасать. Даже найдись у нее средства, ей не хватит отваги. Не будь такой, Элиза. Ты должна отыскать в себе смелость, научиться спасать себя, никогда ни на кого не полагаясь.»


«если воля сильна, то даже слабый может обладать великой властью»


«Современный мир убил ночь.»


«со смертью Сэмми Элиза стала получеловеком. Точно комната, лишенная света, ее душа была холодной, темной и бездонной.»


«В дверях стоял щеголевато одетый мужчина. Он и говорил как джентльмен, и все же Элиза знала, что он не является таковым. Его выдавала чопорность, нарочитое подчеркивание своего превосходства. Тому, кто рожден высоко, нет нужды так стараться.»


«Сколько она себя помнила, столько знала, что ненадолго пришла в этот мир.»


«Черного кобеля не отмоешь добела, а беспризорной сиротке не расцвести розой.»


«Это редкость, когда девочка со скромными, но хорошими исходными данными, неустанно работая над собой добивается возвышения.»


«особой силы ее матери — силы подчинять людей своей воле, ничего не делая для этого.»


«Даже самый прагматичный человек становится временами жертвой томления по чему-то большему.»


«Роза узнала, что слабость порождает слабость, что голова всего сильнее кружится от дней, неподвижно проведенных взаперти.»


«если дело доходило до наказаний, Элиза была подобна героине одной из собственных сказок, защищенной волшебными чарами.»


«ржаветь в ножнах и не блестеть при деле — донельзя скучно»


«Теннисон А. Улисс. Перевод И. Манделя:

Как скучно было бы остановиться,

Ржавея в ножнах, не блестеть при деле!»


«Одиночество принесло королеве горечь, горечь сделала ее самолюбивой, а самолюбие — подозрительной.»


«Так друг обратился во врага, — прошептала Аделина безжалостному зеркалу.»


«выучилась двум искусствам-близнецам: тщеславию и претенциозности.»


«Аделина знала, что должна быть леди вдвое больше, чем другие, если хочет стереть из людской памяти свое низкое происхождение»


«Она не позволит праздности стать матерью его слабостей.»


«Людей формирует то, что они не в состоянии контролировать, черты характера наследуются, приобретаются со временем.»


«В сердце каждого человека таится пропасть. Темная бездна некой потребности, удовлетворение которой важнее всего прочего.

Аделина подозревала, что пропасть Натаниэля Уокера — это самый опасный род гордости — гордость бедняка. Жажда показать себя, возвыситься над низким происхождением и превзойти отца.»


«Элиза знала из собственных сказок, какая участь ждет злых сестер, поддавшихся зависти.»


«Лично я не пью ничего, кроме джина, — подмигнула Джулия. — Он чистый, знаешь ли, сохраняет молодость.»


«Иногда мне кажется, что вся моя жизнь — вереница случайностей и неиспользованных возможностей… но я не жалуюсь, можно быть очень счастливой, если оставить все надежды и управлять своей жизнью.»


«Именно тайны, дорогая, и делают персонажей интересными.»


«Я не оправдываю то, что она совершила, вовсе нет, я только говорю, что это меня не удивляет.»


«Элиза была не такой, как другие. То, что было главным для нас, ни черта для нее не значило. Она делала то, что чувствовала, а чувствовала она очень многое.»


«Иногда тело хочет того, чего разум не в силах объяснить, не в силах даже оправдать.»


«Она умела дать понять, что больше всего на свете хочет быть здесь и с тобой.»


«В Натаниэле все было достойно любви, и оттого она его невзлюбила.»


«Мысль явилась прежде, чем она успела ее остановить: каково это, быть столь горячо любимой?»


«Боль — неоспоримое доказательство телесности.»


«Надежда — как же она возненавидела это слово! Коварное семя, посеянное в людской душе, тайно растущее без малейшего ухода и вдруг расцветающее столь волшебно, что просто невозможно не лелеять его. Именно надежда мешает человеку делать выводы из опыта.»

«Описал ли хоть один поэт жалкое уродство возлюбленной, вывернутой наизнанку горем»


«То был дом мертвых, Лайнус запирался в темной комнате, Роза в спальне, Аделина рыскала по коридорам.»


«Подумать только, что когда-то его волновали подобные знакомства, он мечтал чувствовать, как его общественное положение взмывает ввысь, подобно парусу на новом судне. Он был слепцом, дураком, не сознавая, какую плату потребует такой успех. По мере того как росли гонорары, время на творчество таяло. Он выпускал портреты не меньшим потоком, чем одна из новых фабрик, о которых постоянно говорили деловые люди, радостно потирая блестящие ладони. Нет времени остановиться, улучшить, разнообразить манеру. Его работы больше не принадлежали кисти мастера, в его мазках больше не было ни достоинства, ни человечности.

Хуже всего то, что, пока он был занят производством портретов, время для эскизов, его истинной страсти, ускользнуло сквозь пальцы. После приезда в Чёренгорб Уокер успел сделать всего одно панно, а также пачку набросков дома и его обитателей. Его руки, его навыки, его дух чахли.»


«Можно ли ожидать, что мальчик, познавший бедность, добровольно выберет более тернистый путь?»


«Она любила кузину, но битва, которую она вела с горем и надеждой, отнимала все силы. А Элиза так энергична, так полна жизни, возможностей, здоровья! Роза не смогла бы вынести встречу с ней.»


«Роза была права если не в способе, то, по крайней мере, в своих побуждениях.»


«Вполне разумно предположить, что юная дама с повышенными… аппетитами, — он сконфуженно улыбнулся, сузив глаза, — не вполне идеальная кандидатура на роль матери. Тело знает об этом, леди Мунтраше.»


«Восторги Руби одновременно взволновали и напугали Кассандру, ведь было озвучено ее тайное желание, чувство, которое Кассандра осознала, лишь когда услышала из чужих уст.»

«Когда Кассандра была в коттедже или в саду, то чувствовала, что все хорошо. Хорошо в мире и хорошо в ней самой. Она впервые за десять лет стала цельной, подобно завершенной окружности без темных углов.»


«У всякой жизни должна быть цель»


«Никто не застрахован от неразумных суждений, когда жизнь теряет ясность»


«Мама — якорь настоящего безопасного мира, в котором все как должно быть.»


«тайна находится в безопасности, только если о ней никто не знает.»


«Девочке понадобится твердая рука, чтобы высвободиться из западни рождения.»


«его миссия секретна, но не беззаконна. Это не одно и то же.»


«когда их стало трое, а не двое, их маленькая семья стала цельной и сильной.»


«Сочинительница — волшебное существо. Колдунья или фея, точно неизвестно. Сочинительница была не похожа ни на кого из людей, встреченных девочкой до сих пор.»

«Ник плакал в родильном зале, а Кассандра не плакала. Она слишком принадлежала настоящему, была частью удивительного мгновения. Слезы — это выход на второй уровень чувств, способность выйти за рамки событий и посмотреть на них со стороны. Для этого опыт Кассандры был слишком свежим. Она горела от головокружительного ликования. Словно стала лучше слышать, лучше видеть, чем когда-либо прежде.»


«Надо строить жизнь из того, что есть, а не из того, чего не хватает.»


«Бросила жизнь и семью, которые у нее были, чтобы сосредоточиться на людях, которых у нее не было»


«эта дама очень отличалась от других, которые приходили навестить маму и бабушку, тех, что оставались на чай и партию в бридж. Эта дама почему-то была похожа на высокого ребенка.»


«Давным-давно, когда искать означало найти»


«она не была одинока или несчастлива, ведь девушка была слишком занята, чтобы томиться по тому, чего никогда не имела.»


«самое главное в жизни — защищать свое право, данное с рождения.»


«предмет, столь драгоценный, что казалось, воздух вокруг него гудит.»


«Девочка открыла книгу и начала дословно пересказывать «Глаза старухи», убедительно водя пальчиком по тексту.

Элиза скрыла улыбку, когда заметила, что движение пальчика и голос не совпадают. Она вспомнила собственную детскую способность запоминать любимые истории.»


«Память об утраченном ребенке преследует мать всю жизнь.»


«— Почему она считала усадьбу мертвым местом?

— Потому что в ней жили, почитай, одни мертвецы. Так говорила мама. Все мрачные по той или иной причине. Все хотели того, чего не должны были или не могли получить.»


«Такова природа истории: воображаемая, неполная, непостижимая. Историю творят победители.»


«Вы и сами это поймете, когда доживете до моих лет, — прошлое становится чем-то вроде старого друга. Из тех, что приходят незваными и отказываются уходить!»


«Дети любят слушать такие голоса. Такие голоса рассказывают о феях и духах и не оставляют ни малейшего сомнения в своей искренности.»


«Любой торговец антиквариатом, который не зря ест свой хлеб, знает, что всему есть цена.»


«Наконец Нелл обрела если не слова, которые хотела произнести, то хотя бы голос.»


«иных детей посылают в мир не с самым справедливым набором проблем.»


«Элизе, которая так долго ждала, которая так отчаянно хотела быть нужной, которая всегда полагала себя половинкой целого, не нужно было раздумывать.»


«внезапно она ощутила себя живой. Надежно закрепленной, материальной, существующей.»

«Шла неделя, непривычное стало привычным, и жизнь потекла своим чередом.»


«Нельзя позволить, чтобы он закончил фразу, — как бы об этом не мечтала ее неблагонадежная часть, — ведь слова обладают властью.»


«Чем проще ложь, тем легче ей верят»


«Лицо младенца выражало бесконечную мудрость, как если бы в свои первые дни человечек хранил опыт только что прожитой жизни.»


«Элиза смотрела, как мир проходит мимо, а она остается неподвижна, выключена из действия.»


«Ее собственное прошлое было полно воспоминаний, было целым миром чудесных, драгоценных, печальных воспоминаний.»