Забытые технологии: Скелетный танк США. Военные его заказывали в 1000 экземпляров
Снова вы, снова я и сегодня пойдет речь про забытый танк времен Первой Мировой войны.
Опыт британских конструкторов, создавших удачные для своего времени «ромбовидные» танки, в годы Первой Мировой войны не давал покоя американским инженерам, которые планировали вот вот вступить на поля сражений
Проанализировав британские танки серии Марк, американцы выяснили что при всех наглядных преимуществах, в виде высокой огневой мощи и способности преодолевать значительные препятствия, у конструкции было несколько серьёзных недостатков. Специфическая форма ходовой части, полностью охватывающей корпус, приводила к большой площади поражения, увеличению массы танка и как следствие предельно низкая скорость передвижения. Анализируя дальнейшие модификации, эксперты пришли к выводу что у более поздних моделей «ромбов» были заметны изменения в динамических характеристиках, но в целом это не меняло общей картины.
Опираясь на разработки англичан, свой проект представляют инженеры американской фирмы Pioneer Tractor Company из города Вайнона . Учитывая главные недостатки, конструктор Эдвин Уилок решил пойти нетрадиционным, но вполне логичным путем.
Конструкция ходовой части танка представляла собой две гусеничные рамы внутри которых монтировалось 9 опорных и 5 натяжных колес малого диаметра, 5 колес поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Гусеничные рамы были соединены между собой трубами.
Таким техническим решением удалось решить сразу несколько проблем, а именно: в значительной степени сэкономить массу машины, сократить площадь поражения и обеспечить защиту элементов ходовой части. Корпус боевой части танка крепился на стальных трубах между рамами и для упрощения конструкции получил коробчатую форму из 12-мм бронелистов. Соединялись между собой листы посредством заклепок.
Боевое отделение размещались спереди — здесь находились места для водителя, командира танка и пулеметчика. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с одним 7,62-мм пулеметом. В задней части корпуса были расположены два 4-цилиндровых бензиновых двигателя Beaver мощностью 50 л.с. каждый, что давали ему среднюю скорость в 6-7 километров в час.
Ввиду особенностей конструкции машины разместить узлы трансмиссии вместе с двигателем оказалось проблематично, было принято решение их вынести в отдельную бронированную коробку, крепившуюся за корпусом напротив ведущих колес.
Передача мощности осуществлялась через карданный вал защищенный бронированной трубой. Из-за своей оригинальной конструкции эта боевая машина получила название “Skeleton Tank”, хотя иногда употребляется альтернативное название “Spider Tank”
Благодаря необычности конструкции, масса танка составила 9 тонн, а удельная мощность 11 л.с. на тонну. Кому покажется это малым, на тот момент, британский танк Mk.V обладал удельной мощностью всего 5 л.с. на одну тонну массы.
Таким образом, американский проект обладал лучшими динамическими качествами при сопоставимых характеристиках проходимости и преодоления препятствий.
Летом 1918 года после серии испытаний на Аберлинском полигоне военное ведомство планирует заказать сразу 1000 серийных скелетных танков. Производство должно было стартовать осенью 1918 года и планировалось его развернуть во Франции, что максимально быстро насытить потребности фронта. Однако, как мы знаем в ноябре 1918 года Первая мировая война заканчивается версальским мирным договором, и от проекта военные отказываются, отдав предпочтение производству лицензионных вариантов французского танка Renault FT-17 и и самых современных на тот момент британских тяжелых танков Mk.VIII.
Что касается героя нашего видео, то в отличии от других опытных боевых машин периода 1914-1918 гг. ему очень сильно повезло и он не ушел на слом.
После непродолжительного времени ржавения без дела, и него решили сделать музейный экспонат Абердинского полигона.
Оценивая в целом проект, можно прийти к следующему выводу, что при всех положительных моментах американский «скелетный танк» не имел каких-либо преимуществ перед другими боевыми машинами этого типа. Даже прорывная для того времени круговая башня, ввиду особенностей конструкции имела боковые мертвые зоны и могла вести огонь только в двух положениях. Вооружение из одного 7,62 мм пулемёта, к 1918 году уже было недостаточным.
Ходовую часть также вряд ли можно считать рациональной. Уменьшая массу машины, пришлось расплачиваться плотной компоновкой боевой части танка и вынос трансмиссии за его пределы, тем самым повышая уязвимость данного элемента. Жесткая подвеска опорных катков приводила к сильной тряске во время движения.
Обзорность танка так же заслуживает критики. Водитель имел перед собой только одну смотровую щель в лобовом листе корпуса, а командир танка мог рассчитывать только пулеметный прицел.
Исходя из этого, а так же учитывая окончание войны и становится понятным причина почему данная модель не пошла в серию.
Все. Надеюсь сегодня одной забытой машиной стало меньше.





