За товарища Сталина замолвите слово

Контрреволюционный переворот, произошедший в 1991 году, вымыл остатки идеологии из-под нашего общества. Совсем недолго после этого наши люди терпели пустоту на месте советской идеологии. Природа, как известно, пустоты не терпит, поэтому разные вредоносные идеи быстро начали укореняться в головах. Одна из таких – о тирании Сталина.


Хотя нет, вру. Первые слухи о «тирании» возникли сразу после доклада троцкиста Хрущёва.

Но я сейчас не об этом хотел поговорить. Я хотел поговорить о торжестве закона и здравого смысла в СССР – о принятии «сталинской» Конституции 1936 года.


Теперь утвердилось представление о том, что в советское время конституционные нормы не значили почти ничего. Реальный механизм властвования осуществлялся внеконституционным путём. Выборные органы формально советской власти были декорацией для всевластия вождя, партийной олигархии, органов НКВД—КГБ и так далее. Многочисленные гражданские свободы оставались фикцией.


Однако в то время принятие новой Конституции СССР рассматривалось многими не только у нас в стране, но и за рубежом, как важное событие. Наверное, у современников были для этого основания. Какие же именно?


В процессе подготовки проекта Иосиф Виссарионович готовил идею выбора кандидатов не только от коммунистической партии, но и от других движений. Такая практика существовала в первые 10 лет существования страны и ещё не была забыта.


Именно возврат к такой практике, а отнюдь не безальтернативные выборы, только и мог иметь ввиду Сталин, когда говорил, обосновывая тайные выборы в новые Советы: «Если народ кое-где и изберет враждебных людей, то это будет означать, что наша агитационная работа поставлена плохо, а мы вполне заслужили такой позор»


К сожалению, (а может и к счастью) эта идея не сработала. Возможно, чиновники, спаянные с Компартией, не хотели лишаться своих постов и идти работать или учиться (многие из них были полуграмотными).


Конституция 1936 года, формально не запрещая альтернативных выборов, не установила и гарантий свободного выдвижения и соревнования кандидатов, что определило характерную политическую физиономию советской демократии больше, чем на полстолетия.
Однако иностранные наблюдатели, например, госсекретарь США Стеттиниус, отмечали огромный демократический потенциал Советской конституции 1936 года.


Важным пунктом Конституции было перечисление категорий людей, которые обладали избирательными правами. В Конституции 1923 года права выбирать и быть избранными лишались НЭПманы, кулаки, дети царских чиновников, жандармов, аристократов. Новая Конституция избирательного права лишала только уголовников.


Так же людям давалось право создавать общественные организации, ядром которых или большинства из них может быть такая же общественная организация – компартия. Цель этих организаций – научиться самим управлять своей жизнью, своим селом, районом, городом…

Так же Сталин и своими поступками, и Конституцией закрепил строительство коммунизма в отдельно взятой стране. Это позволяло иметь тесные сношения с империалистическими странами.


Такие шаги в конце 20-х – начале 30-х были очень рискованными, так как многие соратники Сталина не рассматривали Россию, как истинно социалистическую страну. Троцкий смотрел на промышленную Америку. Все полагались на революцию в Европе…


А вот черта «сталинской» конституции, которая понравится мелким предпринимателям-ремесленникам, и будет отвергнута всеми остальными уровнями бизнеса. В СССР была запрещена коммерческая деятельность для всех, кроме «кустарей». Что это значит? Если ты умеешь работать руками и при этом не эксплуатируешь труд других – работай смело! В колхоз тебя забрать не имеют права. А вот если ты хочешь стать начальником и зарабатывать на подчинённых – а та та!


Чуть позже поговорим про репрессии…

За товарища Сталина замолвите слово СССР, История, Конституция, Длиннопост, Сталин