Эзотерика и теософия часть 1
Универсальное средство для современного человека
В последнее время книжные магазины заполонили издания необычного содержания, балансирующие между философией и религией. Эти труды рассказывают о космическом разуме, неизвестных человечеству измерениях, путешествиях сознания в пространстве, дематериализации и других загадочных явлениях. Особую популярность приобрели работы русских мыслителей — Н. К. Рериха, Е. П. Блаватской, Д. Л. Андреева, — раскрывающие эти темы. В них удивительным образом переплетаются христианство, ислам, иудаизм, буддизм, магия, оккультизм, индуизм, язычество и идеи философов XIX века, соединяя, казалось бы, несовместимые и даже противоречивые понятия. Эти книги объясняют ход мировой истории и одновременно смысл жизни каждого человека, включая последние достижения науки, особенно в физике и биологии. Они открывают тайны бытия и дают инструменты для самосовершенствования. Создаётся впечатление, что эти произведения вобрали в себя всю мудрость человечества, накопленную за тысячелетия, и систематизировали её, отвечая на самые насущные вопросы людей. Именно поэтому миллионы читателей видят в них панацею для современного человека. Что представляют собой эти работы? Каков их фундамент? Какова история их появления? В чём причина их популярности?
Эзотерика
Книги Е. П. Блаватской, Д. Л. Андреева, Н. К. Рериха, К. Кастанеды, Р. Штейнера, Г. И. Гурджиева, Я. Более, Раджниша, а также древних философов Эмпедокла, Пифагора и Парацельса основаны на эзотерике (не путать с экзотерикой!). Прежде чем рассмотреть это понятие, сделаем небольшое отступление. Эти авторы утверждают, что, несмотря на внешние различия, все мировые религии имеют общий корень — веру и связанные с ней ритуалы поклонения высшим силам. Они разделяют каждую религию на два направления. Первое — массовое, охватывающее большинство верующих, включает церковные структуры (духовенство, храмы) и людей, посещающих их для молитв и обрядов. Второе — элитарное, доступное лишь посвящённым, основано на тайных знаниях и интенсивных духовных практиках, таких как медитация, направленная на соединение с Высшим Разумом. Это и есть эзотерика (от греческого «эзос» — скрытый, внутренний). Для эзотериков важны не обряды или соблюдение заповедей, а мистический опыт, трансформирующий личность. Близким понятием является мистицизм (от греческого «мистикос» — таинственный), который расширяет границы восприятия, позволяя выйти за пределы материального мира. В отличие от верующего, мистик постигает тайны бытия и смысл жизни через личный опыт, радикально меняющий его существование. Этот опыт достигается двумя путями: 1. Экзотерическим (от греческого «внешний»), через переживание жизненных ситуаций, стрессов и событий, способствующих совершенствованию. 2. Эзотерическим, доступным лишь избранным, основанным на философии, рассматривающей человека как сочетание материальной (физическое тело) и нематериальной (энергии, находящиеся как в теле, так и за его пределами, в иных измерениях) частей. Эти нематериальные центры определяют характер, эмоции и настроение человека. Для самосовершенствования и устранения негативных качеств необходимо управлять этими центрами с помощью мантр — тайных заклинаний, повторения имён богов, специальной музыки, особых поз тела, созерцания определённых изображений (как в тантрическом буддизме) и пребывания в сакральных местах. Эти практики позволяют человеку слиться с Высшим Разумом, забывая себя и ощущая единство с Божественным. Ключевая практика — медитация, при которой ум отключается от мыслей, памяти и эмоций, а сознание соприкасается с Божественным Сознанием. Высшая форма такого опыта — дематериализация, когда тело, пропитанное божественным совершенством, и сознание, слитое с Божественным Океаном, трансформируются, позволяя человеку временно исчезнуть из материального мира. Некоторые могут счесть это шарлатанством, но это реальное явление, подтверждённое примерами, которые не смогли опровергнуть даже атеистические учёные.
Загадочные чудеса и дематериализация
В 1922 г. индийский философ Бабаджи из Хайданхана (штат Уттар-Прадеш) объявил, что покидает этот мир. В присутствии короля Непала и тысяч людей он прошёл к середине реки, превратился в столб света и исчез. Позже он появлялся вновь, исчезал, в 1970 г. материализовался в Гималаях, а в 1984 г. снова исчез. Первые упоминания о нём датируются 1800 г.! Некоторые предполагают, что это были разные люди с одним именем, но свидетели и описания подтверждают, что это был один человек. Обман ли это? Феномен наблюдали тысячи людей. Бабаджи называл себя великим учителем, среди учеников которого был Иисус Христос. Удивительно, но в древних библиотеках Ладакха (Гималаи) сохранились записи о пребывании Иисуса на Тибете. Бабаджи основал санатану дхарму — вечную религию, включающую, по его словам, все религии мира.
Ещё один случай: в 1952 г. на Тибете старец объявил, что умрёт через семь дней, сообщив об этом в письме своему сыну-монаху, который распространил новость. В назначенный день к его жилищу пришли тысячи паломников, духовные лидеры, китайские коммунистические власти и военные. Открыв комнату, они не нашли тела — только одежду, волосы и ногти, расположенные так, будто они были на теле.
Современный пример — Сатья Саи Баба, родившийся в 1926 г. Он мог дематериализовывать предметы и себя, одновременно появляясь в разных местах. Его способности запечатлены в сотнях документальных фильмов. Исследования учёных подтвердили сверхъестественную природу этих явлений, не найдя научного объяснения. Сегодня существуют сотни статей и фильмов о чудесах тибетских монахов: дематериализации, хождении по воде, левитации, мгновенных перемещениях на десятки километров, телепатии. Эти явления, исчисляемые десятками тысяч, распространяются через восточные философско-религиозные школы по всему миру.
Эзотерика в религиях мира
Эзотерика существует тысячелетия. Её следы видны в религиях Древнего Вавилона и Египта, а также в трудах греческих философов Пифагора (576–496 гг. до Р. Х.) и Эмпедокла (490–423 гг. до Р. Х.). Она присутствует почти во всех религиях. В католичестве это Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, чьи последователи практиковали «восьмидневные духовные упражнения», отождествляя себя со Христом в последнюю неделю Его жизни. Их переживания были так сильны, что на местах, соответствующих ранам Христа, у них появлялась кровь. В исламе эзотерика связана с суфийскими орденами, верящими в бессмертие святых, таких как Хизр и Идрис, которые периодически появляются на земле с наставлениями. В буддизме — это туимо (йога мистического тепла), основанная в X–XI вв. Наропой. Практикующие её обнажённые йоги растапливали льды теплом тела. Ми-лаи (йога сновидений) позволяет управлять снами, сохраняя осознанность, что подтверждается датчиками. Пхо-ва (йога переноса сознания) даёт возможность перемещать сознание на расстояния, узнавая о событиях за километры. В православии это психази (от греческого «психия» — внутренняя тишина), когда молитва совершается «духовным сердцем» в особой позе, приводя к видению «Фаворского света». В даосизме — «внутренняя алхимия», позволяющая дематериализовать тело. В индуизме — кашмирский шиваизм и традиция 18 махасиддхов, в иудаизме — каббализм.
Сегодня в Европе, Америке, Азии и Африке миллионы людей практикуют эзотерические учения, входя в иные измерения и параллельные миры. Они верят в реинкарнацию, совершенствующую человека для слияния с Высшим Разумом, и в бессмертие души, которая после смерти тела пребывает вне материального мира, а затем возвращается в новом теле. Зафиксированы случаи, когда тела мистиков исчезали полностью или частично, уменьшаясь с каждым днём. Эзотерика использует тайный язык магических символов и формул, понятный только посвящённым, слова которых обладают огромной силой. Продолжение следует.