Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского

Пост опубликован в рамках серии постов "Разбираем шедевры с Onliner" -

Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост

Мы продолжаем путешествие по выставочным залам Художественного музея и сегодня расскажем про удивительную картину польского и русского художника Генрика Семирадского «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу», за которую автор в свое время получил золотую медаль петербургской Императорской Академии художеств. Чем примечателен Семирадский, какое отношение он имеет к Беларуси, кто изображен на полотне и почему этой картиной заинтересовались в Голливуде? Обо всем этом и не только нам рассказала ведущий научный сотрудник Художественного музея Надежда Усова.

Чем вообще интересен и примечателен Генрик Семирадский?

Сейчас имя этого мастера, обожавшего писать древнегреческие и римские сюжеты, сможет вспомнить разве что дотошный ценитель искусства. Семирадский, как это часто случается в истории, в какой-то момент был забыт зрителем и затерялся за спинами популярных современников вроде Сурикова, Васнецова и Шишкина. Но когда-то он считался едва ли не первой величиной в искусстве. С ним считались, им восхищались, его ненавидели, а работы живописца покупал сам император Александр III.


— В свое время ему завидовали многие известные российские художники. Он был действительно очень известным и одним из самых высокооплачиваемых и популярных среди публики мастеров, — рассказывает Надежда Усова. — Родился он под Харьковом, где служил его отец, а его дед происходил из Новогрудка, был подкормием — судьей по спорам о границах имений. Семирадский окончил Харьковский университет и Академию художеств в Петербурге. Он был очень образован и по своей эрудиции, знаниям языков, отношению к учебе находился на ступеньку выше многих тогдашних художников, учившихся в академии.

Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост
Почему Семирадский взялся писать Александра Македонского?

Все просто: это была его дипломная (или, как тогда говорили, конкурсная) работа в Академии художеств. Ежегодно академический совет давал нескольким молодым художникам задание написать картину на один и тот же сюжет. Автора лучшей работы награждали золотой медалью, оплаченной поездкой в Италию на шесть лет и освобождали от службы в армии. Семирадский буквально грезил Древней Грецией и Римом, и одержать победу над Митрофаном Верещагиным, соперничавшим с ним, для него было едва ли не делом всей жизни. Согласно правилам академии, к конкурсантам никого, кроме натурщиков, не подпускали и даже еду из ресторанов приносили прямо в мастерские. Все делалось ради того, чтобы картина создавалась автономно и была самостоятельной: все-таки на кону стояли серьезные деньги — пенсион на несколько лет для жизни за границей.


В итоге полотно Семирадского в 1870 году признали лучшим, и он был награжден поездкой в Италию. Рим так привлек художника, что Генрик всерьез обосновался там, а со временем построил себе большую виллу.


Его картины, посвященные преимущественно сюжетам древности, пользовались огромным успехом у публики в России. Семирадского называли «великим эллином», его работы покупал император Александр III. Однако другие художники и передовая интеллигенция не очень ценили художника. Он нередко подчеркивал свое польское происхождение и если подписывал работы, то только на латинице, что для многих русских выглядело достаточно странно.


Кроме того, во второй половине XIX века мастера все чаще писали реалистичные работы, посвященные простому человеку, и Семирадский со своей мифологией и древнегреческими богами вызывал у них раздражение и казался древним художником.
Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост

Живописец Григорий Мясоедов называл его «чертополохом», считал совершенно оторванным от русской действительности и ее проблем, а создатель знаменитой коллекции произведений искусства Павел Третьяков принципиально не покупал работы Семирадского. Однако позицию Третьякова можно трактовать по-разному. Семирадский никогда не испытывал нужды в заказчиках, его картины стоили дорого, и даже обеспеченному Третьякову не все было по карману. Меценат, к примеру, пытался приобрести работу «Боярский свадебный пир» у другого мегавостребованного живописца — Константина Маковского, но цена оказалась для него неподъемной.


Остаток жизни Семирадский провел в Риме и в своем польском имении Стшалково, нередко продавая полотна в российские музеи. Художник умер в 1902 году из-за ракового заболевания. Его похоронили в Варшаве, но позже останки перевезли в Краков, в Крипту заслуженных в костеле на Скалке.

А что изображено на работе?

Если вы не читали Плутарха и не знаете названия работы, то может показаться, что автор написал богатого тинейджера из прошлого, который во время завтрака раздает поручения своим слугам. На самом деле мы видим на картине когда-то достаточно популярный сюжет, к которому в свое время нередко обращались европейские художники. Расскажем о нем подробнее.


Полководца Александра Македонского долгое время сопровождал по жизни преданный врач Филипп. Во время похода на персидского царя Дария Македонский как-то решил искупаться в одной из рек, что стало ошибкой: он серьезно заболел, чем вызвал беспокойство и панику в рядах армии. Царь Македонии был готов к любым экспериментам с лечением, но врачи медлили, боялись выбрать неправильное лекарство, чтобы тем самым не отправить Александра в могилу и не навлечь на себя гнев военных.

Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост

Однако Филипп, как один из самых приближенных врачевателей Македонского, рискнул, приготовив для него зелье от лихорадки. В это время к больному царю прибыл гонец от его соратника Пармениона, который в письме утверждал, что врач подкуплен врагами из Персии и готов отравить правителя. В итоге Александр передал этот донос Филиппу и демонстративно выпил приготовленный врачом напиток при нем, показывая, что даже в такой ситуации доверяет другу. Этот поступок Македонского вошел в историю как пример отваги, благородства и уверенности в дружбе. Через несколько дней Александр поправился и вновь повел за собой войска.

Кто изображен на полотне?

Мы видим умиротворенного молодого Александра, лежащего в шатре на ложе, покрытом тигровой шкурой. На его лице нет болезненного отпечатка и волнения. На глазах встревоженных приближенных он готов принять лекарство и внимательно смотрит на Филиппа, читающего тем временем записку. Обратим внимание на несколько деталей картины.

Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост

Мальчик с опахалом. Имена натурщиков, к сожалению, не сохранились — кроме одного: мальчика с опахалом художник писал с будущего скульптора, уроженца Гродно Ильи Гинцбурга. В раннем детстве он прислуживал скульптору Марку Антокольскому и в дальнейшем нередко подрабатывал натурщиком. Благодаря этому он оказался не только на картине Семирадского, но и на дипломной работе Ильи Репина. Что любопытно, в Художественном музее Гинцбург присутствует не только в качестве персонажа картины, но и как самостоятельный автор. Скульптору в свое время охотно позировал писатель Лев Толстой, и в постоянной экспозиции находится небольшая фигура писателя за столом, созданная Гинцбургом в 1891 году.

Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост

Лев Толстой за работой, работа Гинцбурга

Доспехи и шлем. Как мы уже писали выше, работая над дипломной картиной, Семирадский не имел права писать предметы с натуры. Поэтому некоторые из них Семирадский воссоздавал по памяти, зарисовывал заранее, посещая коллекцию слепков и специального антуража при Академии искусств. Кстати, те же самые доспехи можно увидеть и на картине Николая Ге, которая тоже присутствует в собрании Художественного музея.

Вот как они выглядят у Семирадского:

Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост

А так — на работе Ге:

Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост

Скульптура богини Ники. Древнегреческая богиня победы традиционно изображалась с крыльями и лавровым венком в руках. Ее появление на картине с Македонским неслучайно: она как бы свидетельствует о победоносности и величии Александра, сумевшего в свое время создать мощнейшую державу.

Нику Семирадский тоже писал по памяти. Ее прообразом стал памятник, находившийся на Конногвардейском бульваре в Санкт-Петербурге, а образ самого Македонского художник увидел тоже в Петербурге — в одной из скульптур Летнего сада.
Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост

Ну, и обратите внимание, с какой дотошностью художник выписывает орнаменты и детали. Даже к изображению чернофигурной вазы Семирадский подошел максимально педантично, написав на ней характерный мотив.

Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост
А как эта картина попала в наш музей?

Поначалу данная работа находилась в музее Академии художеств, но в 1923 году ее перенесли в Русский музей. Оттуда в 1931-м она попала в Третьяковку, которая решила пополнить собрания академической живописью. А дальше произошла достаточно необычная история, о которой мы расскажем подробнее.


Здание Художественного музея в Минске построили в 1957 году, но, по словам Надежды Усовой, тогдашний директор Елена Аладова еще заранее начала думать о том, какими бы работами занять две большие торцевые стены на втором этаже.


— Для этого нужны были крупные работы, и ей хотелось, чтобы это были картины известнейших русских художников. И одну такую она нашла в Москве у коллекционера, актрисы МХАТа Клавдии Еленской, — рассказывает собеседница. — Эту работу — «Апостол Павел перед Агриппой» Василия Сурикова — Аладова буквально выторговала и выходила. Все было уже оговорено с Еленской, но цену тогда устанавливала государственная фондово-закупочная комиссия, заседавшая в Третьяковской галерее. И когда Аладова представила эту работу для закупки, председатель комиссии Владимир Кеменов, работавший до войны директором Третьяковки и написавший монографию об исторической живописи Сурикова, решительно сказал, что это невозможно, картина Сурикова в Минск уехать не может и должна остаться в Москве. Аладова начала возражать, но для нее пообещали найти замену— полотно еще большего размера — в самой же Третьяковке. Ей буквально навязали Семирадского.

Разочарованию Аладовой не было предела. Она была задета и рассержена, так как вместо Сурикова получила работу автора, который в Советском Союзе уже был предан забвению. Его толком уже и не знали, считали салонным живописцем для богачей и буржуа. Он уже не котировался.

Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского Музей, Картина, Картинная галерея, Генрих Семирадский, Александр Македонский, Республика Беларусь, Onliner by, Длиннопост

Однако времена менялись. Исследователи начали изучать биографию Семирадского, и выяснилось, что для Беларуси он человек близкий и связан с нашей историей. Во-первых, его супруга Мария Прушинская родилась под Минском, в Королищевичах. Во-вторых, там же появилась на свет тетя живописца Анна Цюндевицкая, написавшая поваренную книгу народных рецептов «Литовская хозяйка». В-третьих, художник, посещая близких жены, писал фрески в том числе для местной шляхты. Если учитывать, что в музей хотели закупать работы мастеров, связанных с Беларусью, Семирадский, как говорится, был что надо.


Данная картина уже более 60 лет безвыездно пребывает в музее, и пока ее никто не забирал для выставок в других городах. Объясняется это огромными размерами работы (более 2 метров в высоту и 3 в длину) и возможными сложностями при транспортировке. Однако, как нам сообщила Надежда Усова, в Третьяковской галерее в этом году запланировали выставку «По примеру богов», посвященную Семирадскому, и очень хотят показать московской публике работу, которую когда-то сами уступили минскому музею.


Так что скоро она покинет залы нашего музея и до сентября 2022 года отправится в Москву.

А еще одна любопытная история, связанная с «Доверием Александра Македонского врачу Филиппу», произошла в 2004 году. Тогда у Художественного музея только появился свой сайт, на котором разместили изображения 50 самых известных картин. И однажды на электронную почту пришло удивительное письмо из США. Писал один из менеджеров компании Warner Bros. Для предпрокатной рекламы фильма «Александр», в котором снялись Колин Фаррелл и Анджелина Джоли, просили цифровое изображение картины Семирадского.


— Мы собрались на совещании и задумались, сколько же с них взять. У нас был определенный тариф на такую услугу. Но мы понимали, что просить такие маленькие деньги за рекламу голливудского блокбастера с бюджетом в $155 млн с компании Warner Bros. — это как-то несерьезно. Опыта подобных сделок в музее не было. В итоге ничего не получилось, но история показательная. Из всех изображений Македонского — а их огромное множество — они выбрали именно картину Семирадского. Царь, на их взгляд, выглядел на ней наиболее убедительно.

А где еще можно увидеть работы Семирадского?

Картины художника находятся в различных музеях в Москве (Третьяковская галерея), Ташкенте (Государственный музей искусств Узбекистана), Варшаве (Национальный музей), Харькове, Санкт-Петербурге (Эрмитаж, Русский музей), Львове (Художественная галерея), а в Национальном музее Кракова под картины Семирадского отвели целый зал. В нашем Художественном музее находится одна работа мастера.


Кстати, Семирадский — один из тех авторов, чьи работы до сих пор продаются на аукционах. В октябре 2015 года авторское повторение картины «Танец среди мечей» ушло с аукциона Sotheby’s почти за $2 млн. Это рекорд для работ художника и один из самых дорогостоящих предметов польского искусства, проданных на аукционе.

https://people.onliner.by/2022/02/19/kartina-semiradskogo

Беларусь

4.3K постов4.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Подчиняется общим правилам сайта pikabu.ru;

Запрещены (наказываются, вплоть до временного бана внутри сообщества):

- ксенофобия, токсичность, провокации, расизм и шовинизм, экстремизм или подстрекательство к нему; 

- рекламные посты;

Если вы заметили какое-либо нарушение, пожалуйста, напишите об этом @admoders.