"Этьен": история легендарного советского разведчика Маневича"
Лев Маневич (1898–1945) — один из самых выдающихся советских разведчиков, действовавший под псевдонимом «Этьен» в Европе в 1920–1940-х годах. Его жизнь — история беспримерного мужества, профессионализма и трагической судьбы.
Начало пути
Родился в еврейской семье в Белоруссии. Участник Гражданской войны, после которой был направлен на работу в военную разведку (Разведупр РККА). Владел несколькими языками, обладал блестящим аналитическим умом.
Работа в Европе
С ноября 1925 по март 1927 года Маневич, выполнял оперативные задания в Германии. За границу выехал вместе с семьёй, Надежда Маневич была записана гражданкой Финляндии Марией Вестерхольм, дочь Татьяна получила имя Айно. Однако мать и дочь не сумели вжиться в роль иностранок, чем поставили под удар проведение оперативной работы, в связи с чем вскоре были вывезены в СССР
С 1929 года действовал как нелегал в Германии, Австрии, Италии и Швейцарии под легендой бизнесменаКонрада Кертнера.
- Собирал данные о военных технологиях, авиации и судостроению.
- Вербовал ценных агентов в научных и промышленных кругах.
- Организовал каналы поставки в СССР секретной документации по вооружениям.
Арест и заключение
В 1932 году здоровье Маневича стало ухудшаться. Кроме того, он стал замечать признаки слежки со стороны контрразведки. В своих посланиях в Центр он неоднократно просил отозвать его в СССР и прислать замену. Однако в Москве медлили с выполнением этой просьбы, поскольку Маневич считался специалистом высочайшего класса и найти второго такого же, равного ему по способностям, составляло проблему.
В октябре 1932 года Маневич был арестован во время встречи с одним из своих агентов, который уже долгое время находился под наблюдением полиции и контрразведки.
На следствии и допросах Маневич не выдал ни своего настоящего имени, ни государственной принадлежности, поэтому его судили как австрийца. В приговоре отмечалось, что подсудимый, возможно, не тот человек, за которого себя выдает.
Находясь в тюрьме, он продолжал посылать в Москву ценные разведывательные данные, в частности, при помощи заключенных, работавших раньше на авиационных заводах
Весной 1941 года заболевшего туберкулёзом легких Маневича перевели в тюрьму на юг Италии, где он находился до 9 сентября 1943 года. После освобождения острова американскими войсками все политические заключённые были освобождены. Маневич с несколькими товарищами направился на арендованном паруснике в Гаэту. Однако за день до прибытия судна Гаэту заняли немецкие войска, и через несколько дней Маневич был вновь арестован и этапирован в концлагерь.
«Австрийца» Кертнера должны были направить туда, где он якобы родился, что грозило разоблачением. Поэтому по прибытии в концлагерь Маневич рискнул воспользоваться смертью одного из русских заключённых, чье место он занял, назвавшись Яковом Старостиным. Это был старый друг, биографию которого он хорошо знал.
В мае 1945 года лагерь был освобождён американскими войсками, после чего бывших заключенных поселили на время в городке Штайнкогель. К тому времени Маневич был тяжело болен. Лев Ефимович Маневич скончался 11 мая 1945 года, успев сообщить лагерному товарищу свой оперативный псевдоним и попросив сообщить о нём в Москву.
Первоначально Маневич был похоронен под именем полковника Якова Старостина. В 1965 году, после опубликования в газете «Правда» Указа о присвоении звания Героя Советского Союза, официально рассекретившего имя Маневича, в Австрию прибыла советская делегация для поисков его могилы. Останки разведчика были эксгумированы и затем перезахоронены в Линце, на мемориальном кладбище Санкт-Мартин-Зюд, где похоронены советские воины, павшие при освобождении Австрии.