172

Элементы абстрактной алгебры. Часть I. Введение. Отображения (общие понятия).

Здравствуй, дорогой читатель!

В первую очередь этот цикл рассказов обращён ко всем тем, кто не варится в котле математики, но интересуется последним. Это школьники, прозревшие студенты гуманитарных специальностей и просто все любители абстрактных вещей.

Я запланировал познакомить вас с таким разделом современным (это значит, что долой школьную неинтересную пыль) разделом математики, как абстрактная алгебра, или общая алгебра.  Сказать, что от вас не требуется ничего предварительного для чтения данного цикла (вообще говоря, должного быть огромным!) - значит соврать. Но требуется не много, единственно три вещи:

• Упорство;

• Готовность трудиться;

• Какие-никакие азы школьной математики, которые знает каждый хорошист.

Вот и всё. :^)

Начнём, пожалуй.


Введение


Мы начинаем наши шаги в сторону современной математики с небольшого разговора. Во-первых, я хочу вам сказать: если школьная математика действительно скучна (автор абсолютно разделяет это мнение), то современная такой не является. Поскольку я действительно знаю, как может возникать тошнота от школьной математики, я выдвину такой стимул: после цикла основ теории групп мы с вами сможем прекрасно осмыслить игру в кубик Рубика. Не заинтересовал? Тогда я вам гарантирую осмысление и многих других игр. Вообще, группы - это язык, на котором говорит симметрия. В кубике Рубика можно крутить кубики, в результате чего образуются перестановки. Они, в свою очередь, вместе с произведением перестановок, могут образовывать группы перестановок. Там возникают симме... Впрочем, достаточно. Я не буду сразу вскрывать карты. Я хочу вас попросить лишь проявить терпение. Мы с вами изучим группы, кольца (в т.ч. поля), решётки, мат. логику, линейные пространства, комбинаторику. На элементарном уровне, уровне первого знакомства. Но я постараюсь обеспечить интерес.

Во-вторых, я буду давать по ходу изложения упражнения. Советую их все выполнять. Если возникнут проблемы, то пишите в комментарии.

Вот. Первой на очереди будет теория групп. Поехали, кубик Рубика ждёт!

Элементы абстрактной алгебры. Часть I. Введение. Отображения (общие понятия). Алгебра, Абстрактная алгебра, Математика, Лекция, Длиннопост, Теория групп

Отображения (общие понятия)


Всегда нужно с чего-то начинать, с какого-то общего языка для конкретно данной области. Например, мат. анализ начинают с действительных чисел и функций действительного переменного, топологию с теории множеств. Нам же нужны множества и отображения. Первое мы опустим, потому что мы лишь знакомимся. Оно будет поясняться по ходу дела, косвенно. А вот отображения мы с вами просто обязаны рассмотреть в силу причин, которые будут известны чуть позже. Итак...


Помните те функции, которые проходят на уроке алгебры? Давайте посмотрим на них внимательнее.

Элементы абстрактной алгебры. Часть I. Введение. Отображения (общие понятия). Алгебра, Абстрактная алгебра, Математика, Лекция, Длиннопост, Теория групп

Видите функцию? Она, разумеется, очень хорошо вам знакома. Поскольку я не указал область её определения, последняя является естественной - множество действительных чисел R. Область же значений - это все положительные действительные числа и 0. Но что это вообще означает? Слева у нас стоит y - некоторое число. Справа степень x - тоже некоторого числа. Чувствуете? Это алгоритм! Он говорит нам "Чтобы получить некоторое действительное число y из мешка, в котором валяются все положительные действительные числа и ноль [большой же мешок получится!], возьми некоторое число из мешка со всеми действительными числами и возведи его в квадрат". Можете представлять это так:

У нас есть мешок всех действительных чисел (область определения функции), некая машина, которая имеет вход и выход, и мешок, в который помещаются преобразованные в машине элементы. Мы достаём из мешка некоторое число x, несём его на машину, которая исполняет заданный функцией алгоритм ("возведи в квадрат"), а после выдаёт уже преобразованный элемент y и скидывает его в мешок. Вот так и работает функция.

Элементы абстрактной алгебры. Часть I. Введение. Отображения (общие понятия). Алгебра, Абстрактная алгебра, Математика, Лекция, Длиннопост, Теория групп

Если мы каким-то боком перетащим всё содержимое из мешка R в машину, то получим мешок действительных положительных цифр и нуля.

Давайте перетащим первую цифру. Что берём? Давайте, пожалуй, 2.

Итак, берём двойку и несём её на вход машины. Она, эта f(), принимает в себя 2, получая f(2). Далее она выполняет алгоритм и выдаёт нам 4, складывая его в мешок. Видите, как всё просто?


Упражнение 1. Попрактикуйтесь с цифрами 5, 70, 1000.


Однако мы можем задать с такую вещь:

Элементы абстрактной алгебры. Часть I. Введение. Отображения (общие понятия). Алгебра, Абстрактная алгебра, Математика, Лекция, Длиннопост, Теория групп

С первого взгляда кажется, что это та же функция. Нисколько. Это уже другая функция, хотя они и похожи. Для функции существенно задание области определения! В первом примере у нас функция была задана на всех действительных числах (мешок был R), а теперь её область определения "уже" - всего-навсего мешок R с индексом плюс (положительные действительные числа). Таким образом...


Определение. Две функции f(x) и g(x) равны тогда и только тогда, когда совпадают их области определения и каждый элемент из области определения они преобразуют одинаково.


Пусть наши функции заданы на одной и той же области определения, пусть они преобразуют все элементы из неё одинаково, кроме одного. Но если этот один "таракан" существует, то он рушит всё равенство! Аналогично с областями определения.


Упражнение 2. Какие из следующих функций равны:

Элементы абстрактной алгебры. Часть I. Введение. Отображения (общие понятия). Алгебра, Абстрактная алгебра, Математика, Лекция, Длиннопост, Теория групп

Слово "функция" - синоним слову "отображение".


Определение. Отображение - это соответствие между элементами двух множеств, установленное по такому правилу, что каждому элементу одного множества ставится в соответствие некоторый элемент из другого множества.


То есть отображение - это вся та конструкция с мешками и машиной. Машина - исполнитель алгоритма, правила, реализатор соответствия между мешками, посредник.

Обратите внимание на выделенное слово. Мы должны задавать первый мешок так, чтобы каждый элемент можно было бы запихать в машину. Это не всегда возможно.

Пусть машина имеет правило 1/x. Если наш мешок суть R, то там валяется 0. Можем ли мы затолкать в машину ноль? Нет, она будет упорно его выплёвывать, может, даже сломается, ведь ей, бедной, придётся выдавать на выходе 1/0. Ох, жалко машину. Пожалейте машину и выбросьте из мешка те элементы, которые не заталкиваются в машину.

Область определения - это и есть такой стерильный мешок.


Познакомимся с несколько новой символикой.

Вот у нас функция f(x). Вытащим оттуда букву f. Она символизирует правило, диктующее соответствие. Тогда вот так

Элементы абстрактной алгебры. Часть I. Введение. Отображения (общие понятия). Алгебра, Абстрактная алгебра, Математика, Лекция, Длиннопост, Теория групп

и обозначается отображение множества A во множество B по правилу f.

Если брать нашего робота, то эта запись показывает преобразования мешков. Мы вместо отдельных элементов первого мешка заталкиваем в машину весь мешок. На выходе получаем новый мешок, содержащий элементы, преобразованные по правилу f. В первом примере у нас мешок R преобразуется в (R+) + 0.

Можно, однако, акцентировать внимание на отдельных элементах множества A. В первом примере мы преобразовывали 2 - конкретный элемент R. В таком случае мы пишем вот так:

Элементы абстрактной алгебры. Часть I. Введение. Отображения (общие понятия). Алгебра, Абстрактная алгебра, Математика, Лекция, Длиннопост, Теория групп

Обязательно нужно вверху указывать, какие множества в какие отображаются! Иначе не понятно, что можно брать, а что нет (отображение же связано с областью определения). Вторая запись - это то, что мы видим, когда заглядываем в робота. Некоторый элемент из A с абстрактным обозначением x превращается (стрелочка) в свой квадрат.

Если брать x = 2, то получится:

f: 2 --> 4.

Всё просто.


В общем виде:

Элементы абстрактной алгебры. Часть I. Введение. Отображения (общие понятия). Алгебра, Абстрактная алгебра, Математика, Лекция, Длиннопост, Теория групп

Если установлено такое соответствие f между множествами A и B, то говорят, что элемент y = f(x) является образом по отношению к элементу x, а последний -- прообразом по отношению к y = f(x).


Терминология вполне естественна, не правда ли?


Упражнение 3. Исследуйте какие-нибудь известные вам функции в новых терминах и символах.

На сегодня всё. Продолжим чуть позже. На следующем "уроке" мы посмотрим на разные виды отображений и найдём связь с комбинаторикой. Всего доброго.

Наука | Научпоп

9.1K поста82.4K подписчиков

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


- Посты-ответы также должны самостоятельно (без привязки к оригинальному посту) удовлетворять всем вышеперечисленным условиям.

Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Ужас просто. Есть прекрасный учебник "Математика" под редакцией Виленкина 197какого-то года для учителей начальных классов. Вот там это объяснено в разы проще, легче, с примерами, применимыми в школе. Хорошо написано, но путано для обывателя и примеры неудобны.

Например, поезд. Станции отправления и прибытия, как у отображения. Прообраз и образ.
раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Лучше привыкать к абстракциям, когда речь идёт об общей алгебре. Иначе потом те же алгебраические поля будут какой-то мутью в вакууме. Нужно найти середину между простым и сложным изложениями, чтобы читатель активно усваивал абстрактное (а не пассивно).
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Посоветуйте лучше ему Зорича. Бугага.
Автор поста оценил этот комментарий
Как раз таки абстракции начальные и формируются на аналогии. Так можно действия в началке парами записывать, а то потом проблемы. Есть вещи в алгебре, которые без абстракции не пояснить, а есть, где можно, и постепенно уходить от них. Студенты нормально это понимали и легко потом в абстракции жили.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Что насчёт аналогии с машиной? Плохая?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Нормальная. График поезда и его точность просто более подходят под жесткое условия отображения. И не в этом суть. Большинству такой стиль сходу трудно осилить.
Автор поста оценил этот комментарий

Господи. Вы это из детского сада пишете? "самолётик летит в ротик"

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку