Экологичное потребление

Экологичное потребление Экология, Потребление, Капитализм

Интересно наблюдать, как в процессе жизнедеятельности в нашем обществе просвечивает истинная сущность «экологичного потребления». Мы уже неоднократно показывали, как за лозунгами о «защите окружающей среды» на самом деле стоят интересы транснационального капитала и мелкой буржуазии. В концепции «экологичного потребления» это заметно как никогда.


В чем заключается такое «экологичное потребление»?


Во-первых, в использовании некачественных материалов под видом «экономии ресурсов». Это особенно заметно, например, в современном автопроме, где срок службы автомобиля резко сократился. Казалось бы, конечный результат для экологии будет куда лучше при длительном использовании качественного, ремонтопригодного автомобиля. Но подобный подход крайне невыгоден для капиталистов, в интересах которых наращивать объемы потребления. Вот мы и получаем результат – продукт с малым сроком службы, который быстро отправится на свалку, а ему на замену будет куплен новый. По сути, красивая упаковка для запланированного устаревания.


Во-вторых, в появлении множества «крафтовых», мелкосерийных товаров. У подобной продукции очень часто есть оттенок чего-то уникального, натурального и экологичного. Например, популярно такое мелкосерийное производство одежды. Но это – лишь видимость заботы об экологии. В результате, эффективность подобных мелкобуржуазных предприятий гораздо ниже, чем крупной, стандартизованной промышленности. Самым эффективным с точки зрения экологии было бы массовое стандартизованное производство одинаковой одежды. Но, разумеется, креативные личности не могут позволить себе ходить в одинаковых серых робах, хотя это было бы очень экологично.


В-третьих, в преобладании имиджевой составляющей товара над объективной. Огромное количество категорий товаров крайне сложно совершенствовать объективно. Например, продукты питания. Но тут на помощь приходят маркетологи и рекламщики, которые создают красивый воображаемый образ товара. Было просто молоко, а стало «экологичное молоко от счастливой коровы». Кто вообще проверяет соответствие таких образов действительности? Но продается то лучше. Profit.


В общем, как наглядно видно, экономический интерес в модном «экологическом тренде» первичен. Постулируется забота об экологии, но за этим лозунгом стоит конкретный экономический интерес различных групп капиталистов.