Эх таксисты...

По мотивам поста - Гребаные таксисты или самая обиженная каста работников.


В моём городе в 90-х и начале 00-х был полностью уничтожен общественный транспорт. Вначале "обанкрочены" все ПАТП и ТТП, которые не могут оплатить долги, потом на их место пришли газельки-маршрутки. Естественно, набирали туда обычных мужиков, которые работали в достаточно кабальных условиях: n-сумма отдавалась владельцу парка, всё что выше - зарплата.


Как итог получили огромные очереди жёлтых и белых газелей, стоящих у остановок, и никуда не отправляющихся, пока в них не набьётся столько людей, что даже стоящий не поместится. Разумеется, это было против правил. Разумеется, это было неудобно (мне с моими 1,78 в газельках разве что сгорбившись стоя ехать). Но выбора не было.

Затем власти задумались: народа много, газелей - нет, а налогов платится мало (вы же понимаете, что ни о каких талонах-билетах речь не шла) - решили бороться рублём. Поставили ГАИшников, которые стали собирать дань со всех газелей со стоячими пассажирами. Водители взвыли: нам семьи кормить, а вы... Дальше у крупных остановок были построены заборчики, якобы для того, чтобы защитить пешеходов от летающих на сверхзвуковой газелек. Стоять у остановки они больше не смогли. Вышли бастовать.


Пару дней побастовали, получили увеличение стоимости проезда, и были довольны, но власти всё равно не устроило положение вещей: город встал в пробках. У нас не столицы, колец - нет, а есть 6 мостов, соединяющих районы города и не дублирующие друг-друга. Естественно город встал в желтой пробке. Тогда (а может вслед за Москвой) были запрещены и газельки, перешли на другие микроавтобусы, в которых хотя бы можно было встать во весь рост.


После этого появились такси. Как раз на фоне закона О такси и появления первых агрегаторов. Пара местных устроили возню, постепенно понижая цены, а люди начали присматриваться и привыкать. Затем в городе появился Яндекс.Такси, в котором не было машин: те самые "наглые таксисты" отказывались с ним работать и вышли бастовать - как так, по местному тарифу можно было получить 2-3 цены Яндекса, и только некоторые (в основном те, что машины обклеили) говорили, что за дешевую поездку для пользователя они получают доплату, так что всё ок.

Дальше люди поняли, где дешевле, где удобнее (есть и приложение и оплата картой, которую местные таксисты очень полюбили - с наличкой возиться не надо, тут без шуток), и стали ездить на Яндексе. Город стал в пробках пуще прежнего, каждый не ленивый ушел работать таксистом. Жалуются, на мой взгляд, только те, что ездят на не обклеенных машинах, работают так давно, что помнят Союз, а потому лучше постоят у вокзала зазывая непонятно кого, чем будут работать. В итоге таксистов много, а машин мало - в городе почти нет общественного транспорта. Собственный автомобиль при такой цене поездки на "шашках" содержать уже дороже. Маршрутки забиты настолько, что в час-пик уехать нельзя, а в некоторые районы (хотя от центра 30 минут пешком) ездит один микроавтобус в час вечером, потому что обратно водитель поедет пустой, а дома жена-дети. Лучше он туда.

Вместо того, чтобы приструнить местных "бизнесменов", потребовав от них исполнять график, местные власти (которые теперь получают налоги, потому что ввели оплату картами в маршрутках, а цена билета по карте дешевле, чем за наличку) потребовали увеличить количество машин на маршруте. ИП, разумеется, отказались - какой смысл возить "пустые" (это в которых на головах у друг-друга не сидят) салоны? Тогда власти перешли к проверенному методу, и снова на улицах появились ГАИшники, которые не только за порядком на дорогах следить стали, но и за тем чтобы в автобусе было пассажиров по норме: по количеству кресел + 1 стоячий, как задумано производителем.


Водители думали бастовать, но понимают, что есть закон, по которому их не только за митинги несогласованные могут закрыть, но и другой, который разрешает повышать стоимость проезда не чаще раза в год. В итоге вечером всё равно ездит одна маршрутка. А её водитель садится на свой, уже обклеянный личный или арендованный транспорт и идёт работать в службе такси.

Как говорил Печкин: "Это у меня раньше велосипеда не было" - тут "Это я раньше водителем маршрутки работал", матерящийся водила, который лихачит, подрезает, орёт на пассажиров и других участников движения, узнает пассажиров с проездными и объезжает их на остановках, превращается в вежливого и любезного человека, потому что иначе упадёт рейтинг и он снова не сможет работать за рулём (умеет ли он что-то ещё делать, неизвестно). Доходит до крайности, что водители Яндекса, например, сами предлагают поставить Uber (в России компания-то одна), потому что так цена для клиента будет на 20 рублей ниже, а он получит фиксированную (пусть и меньшую ставку). Вот и едет, под приятную музыку, благодаря экс-губернатора-урода, и не превышая среднюю скорость потока в 35 км/час.

Так что не всегда водители-таксисты худшие люди, есть ещё маршруточники...