Эффективный инженер. FMEA
17 декабря наша фабрика закрылась на рождественские каникулы до 3 января. Но по одному продукту мы не успели выполнить производственный план. Угадайте какой pendejo сейчас на работе вместо отпуска... Ну раз уж я работаю, то расскажу вам об одном интересном инструменте анализа: FMEA (Failure Mode and Effects Analysis - анализ видов и последствий отказов)
Интересном, потому что его можно применять не только на производстве, но и в сферах обслуживания, дизайна, логистики и т.п. После небольшой теории разберем простой пример из бухгалтерской сферы.
Так как мы эффективные инженеры, то нам нужны понятные и конкретные числа. Как результат использования FMEA мы получим численную оценку, которая называется RPN (Risk Priority Number). Эта оценка укажет нам приоритет и направление решения тех или иных возможностей (проблем) которые мы выявим в ходе анализа. Чем больше RPN тем большее влияние имеет проблема на качество конечного продукта
В теории мало понятного, поэтому давайте сразу пример: ваш босс и клиенты жалуются на полный бедлам со счетами. Из-за постоянных ошибок фирма не получает деньги на счёт, а клиенты тратят время на разборки. И вам надо это исправить.
Шаг 1 - VSM
Value stream mapping - отображение потока материалов и информации.
Нам нужно понять (желательно нарисовать) откуда приходит информация/материалы, как они обрабатываются и куда уходят. Выглядит оно примерно вот так.
В нашем случае все просто: продажники заполняют отчёты о продажах (это наш "поставщик" информации). Дальше в нашем анализе всего 3 процесса.
1. бухгалтер берет "исходные данные"
2. Выписывает счёт
3. Отправляет счёт клиенту
Шаг 2 - C&E Matrix
The Cause and Effect Matrix - определение причин и их последствия. Есть разные способы определить причинно-следственные связи. Не важно будет это простая таблица, Ishikawa, 6M, etc. Цель одна - определить все возможные причины, которые имеют негативные последствия для вашего "клиента"
Шаг 3 - FMEA
По каждой причине мы оцениваем 3 показателя (лучше делать это в команде из людей в теме):
- Severity - тяжесть последствий
- occurrence - частота появления ошибки
- detection - возможность обнаружить ошибку до возникновения последствий
Оцениваем по шкале от 1 до 10, где 1 - это "все хорошо" (ничего страшного не произойдет, не часто происходит, легко обнаружить и исправить) и 10 - "все плохо" (постоянно происходит, невозможно обнаружить и всем пипец если случится). И в таблице делаем комментарии и описываем почему.
1. бухгалтер берет "исходные данные"
- не записанная позиция
Sev-10 (нам не заплатят и тяжело будет выбить деньги с клиента потом)
Occ-10 (постоянно, продажники постоянно забывают записать)
Det-10 (плохо, бухгалтер не может понять и обнаружить, что не хватает позиции)
2. Выписывает счёт
- неправильные реквизиты
Sev-5 (среднее, клиент все равно заплатит, просто позвонит лишний раз)
Occ-1 (редко, потому что реквизиты забиты в форму и всегда одни и те же)
Det-10 (нет контроля, бухгалтер не помнит и не проверяет реквизиты перед отправкой)
3. Отправляет счёт клиенту
- забыли отправить
Sev-1 (ничего страшного, отправят на след день, либо копируется в электронном виде)
Occ-1 (хороший и ответственный секретарь редко забывает)
Det-1 (неотправленное письмо обнаружится быстро и не потеряется)
И так по каждому пункту из списка
Шаг 4 RPN
RPN = Sev x Occ x Det
То есть перемножаем три оценки и получаем наше число приоритета риска.
- Не записанная позиция - 1000
- неправильные реквизиты - 50
- забыли отправить - 1
Теперь мы определились какую проблему будем решать первой. Но как ее решать? Уволить продажников к херам лишить премий? Но мы же не совы какие-то
Шаг 5
Определяем план действий в зависимости от оценок.
например:
Sev-1, Occ-1, Det-1 - что делаем? Ничего! ничего не надо трогать, это может подождать.
Sev-1, Occ-1, Det-10 - небольшая проблема, которая не часто возникает, но если возникнет, то мы ее не обнаружим. Что делаем? Скорее всего тоже ничего, извинимся перед клиентом и переделаем.
Sev-10, Occ-1, Det-10 - серьезная проблема, которая не часто возникает, но обнаружить ее сложно. Что делаем? Либо уменьшаем тяжесть последствий, либо улучшаем контроль, чтобы проблема не доходила до клиента. Зависит от стоимости продукции и вложений на модернизацию.
Sev-1, Occ-10, Det-1 - небольшая проблема, которую легко обнаружить, но которая возникает постоянно и тратит ресурсы на переделки. Что делаем? Например, обучаем персонал, чтобы перестал лажать. На клиента это не влияет, но тратит наши ресурсы.
Sev-10, Occ-10, Det-1 - серьезная проблема, которая часто возникает, но редко доходит до клиента. Что делаем? Думайте... Решайте
Теперь у вас есть численная оценка и направление действий. Флаг вам в руки.
Много букв но надеюсь будет полезно. Есть вопросы - пишите в комментариях, делитесь опытом.
И помните, что эта одна из вариаций, которую я применяю на практике. Возможно в других отраслях и фабриках используются другие модели FMECA, DFMEA и т.п для каждой отрасли своя.
Офисные будни
6.5K пост16.9K подписчика
Правила сообщества
В связи с массовой активностью небратьев, ответы на волны негатива в отношении сотрудников правоохранительных органов будут выноситься из сообщества, их авторы блокироваться.
-не нарушайте вежливость. За нарушение вежливости -бан, ибо это отталкивает посетителей и авторов.
- не нарушайте правила Pikabu и чтите закон.
- добавляйте посты связанные с тематикой сообщества;
-делитесь опытом организации жизни в офисе и проживания на работе;
-делитесь управленческим опытом;
Бан за неуместную настойчивость: если вы активно, по несколько раз в неделю, в течение длительного времени размещаете сообщения низкого качества, простецкие и незамысловатые, не ориентированные на интересы аудитории, вы отправляетесь в бан сообщества. Ради качества контента.