Эффект пиццы

У вас бывало так, что вы пошутили, но никто не услышал, а спустя пару секунд кто-то шутил практически так же, и все смеялись? Поздравляю, вы столкнулись с эффектом пиццы.

Первоначально он был описан в статье 1970 года и значил ситуацию, когда явление из одной страны оказывается в другой культуре, сильно изменяется и возвращается в исходную среду. Ровно это произошло с пиццей. В XIX веке в США иммигрировало много итальянцев. Они усложнили простую лепешку с томатным соусом, добавив туда кучу ингредиентов и подняв бортик. Спустя время измененная пицца распространилась по всему миру и, конечно, вернулась в Италию, имея мало сходств с традиционной неаполитанской пиццей.

Казалось бы, традиционная пицца должна была кануть в лету, но не тут-то было. К слову, американская Domino's Pizza недавно ушла из Италии после 7 лет работы, и это при том, что доставка у них была в 1,5-2 раза быстрее, чем у местных конкурентов. Но для итальянцев эта киллер-фича оказалась неактуальной. Действительно, зачем тебе доставка, если ты можешь спуститься на первый этаж в локальную пиццерию, где тебе подадут настоящую маргариту?

Примеров эффекта пиццы достаточно много - это и карате, которое было невероятно популярно в СССР, и суши с роллами, которые распространились по всему миру, и даже йога, ставшая отдельным мировоззрением на Западе. Эти явления вернулись в свою среду и создали отдельные субкультуры на родине, поделив потребителей на два лагеря - тех, кто топит за традиции и тех, кто вполне доволен новой формой продукта.

А какие проявления эффекта пиццы знаете вы?

Лига экономистов

244 поста649 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Нет никаких правил. Разрешено все, что не запрещено правилами Пикабу