Якутский фильм ужасов "Кулук Хомус" 2019г («Проклятый варган»)
24-летний Петр Стручков, творческий псевдоним «Хики», дебютировал как режиссер фильма «Күлүк хомус», который вышел 11 апреля 2019г в кинотеатрах республики. Данная лента получила главный приз «Цветы таежной надежды» за лучший фильм в конкурсе российских дебютов на XVII международном фестивале «Дух огня», проходившем в марте в Ханты-Мансийске. А короткометражка завоевала I место на Дальневосточном фестивале игрового и любительского кино «Точка возврата» во Владивостоке в октябре прошлого года.
сам фильм. смотрите пока доступно!
— Петр, расскажите, как создавался фильм «Күлүк хомус» («Проклятый хомус»).
— Это полнометражный фильм жанра хоррор, мистика, психологический триллер, являющийся духовным продолжением короткометражки «Призрачный хомус», которую мы сняли в прошлом году по моему сценарию. Думал, на три минуты снять — получилось почти на девять. Неплохо вышло, решили снять полную версию, отработав детали, так началась работа над сценарием. Фильм рассказывает о девочке Сайаане, которая остается на пару месяцев в деревне у родственницы, молодой учительницы Сардааны. Но та попадает под влияние древнего хомуса, спрятанного в сельском музее. Хомус в нашей культуре очищает души людей, мы с этим не спорим, но в фильме он не совсем якутский.
В команде работали, включая актеров, всего семь человек, которые выехали в деревню. Иван Семенов — оператор-постановщик, снявший около 15 фильмов, и «Күлүк хомус» стал его четвертым фильмом за 2018 год. Саргылана Скрябина — художник-постановщик, украсившая каждый кадр по своим концепт-артам. Сардаана Егорова — наша костюмерша, подготовившая каждый наряд, справилась с муторной работой. Из актеров Ева Кузьменко, отличник культуры РС(Я), Дмитрий Хоютанов, актер театра «Олонхо», Дмитрий Михайлов, актер Саха академического театра. Все были заняты, пришлось, скрипя зубами, прорываться: продюсировать, заняться монтажом, цветокоррекцией, компьютерной графикой — только сам не снялся (смеется).
Особого кастинга не было: Петр Соловьев и я искали среди знакомых, подходящих на роль людей. Главную героиню, сыгранную Аэлиной Колесовой, входящей в состав хореографической студии «Пируэт», нашли очень удачно. Когда я увидел ее на фото, точно решил — она подходит. Очень жизнерадостная веселая девочка, которую мы попросили на контрасте сыграть задумчивую, замкнутую. Она удивила нас актерским талантом, с ней было легко работать. Аэлина стала обладательницей лучшей женской роли на Дальневосточном фестивале «Точка возврата».
Это был мой первый опыт в работе с актерами. Мы общались, я объяснял, какую эмоцию они должны передать в той или иной сцене, они предлагали свои варианты. Мы ежедневно практически сутки напролет снимали фильм, стараясь уложиться в срок.
— Что побудило вас снять этот фильм?
— Я интересуюсь кино с самого детства. Самым ранним воспоминанием, оказавшим на меня большое влияние, является «Молчание ягнят» (1991) — американский триллер режиссера Джонатана Демми.
Как-то раз поздно вечером выхожу на улицу после съемок, обдумываю сцены, как вдруг посреди затишья и кромешной тьмы слышу звук, напоминающий хомус. Стало неуютно, я зашел внутрь и заперся (смеется). Не верю в паранормальные явления и не уверен, что это было, но для фильма подошло идеально.
— Что вы хотели сказать своим первым полнометражным фильмом?
— Я не вкладывал девиантного или социального подтекста, просто хотелось снять хорошее кино, которое понравится зрителям и завоюет симпатию на фестивалях. Результаты тестовых просмотров показывают, что людям нравится наш фильм, на российских сайтах даже просят подготовить дубляж. На фестиваль «Дух огня» нас пригласили с еще не завершенным проектом. Я был удивлен, ведь обычно так не делают, но они настояли на том, чтобы мы приехали.
В фильме на задних планах мелькают подсказки к сюжету. Некоторые зрители после сеанса начали строить сложные конспирологические теории, я чуть сам в них не поверил (смеется).
— Почему вы решили начать с жанра ужасов?
— Он позволяет снять фильм в хорошем качестве за малый бюджет. Мы поднакопили и сами все сняли, спасибо «Сахафильму» за предоставленную технику: без их света картинка вряд ли получилась бы такой красивой. Бывает, в блокбастерах с бюджетом в миллионы нет сюжета — куча графона. Я разбираюсь в графике, вижу, сколько работы проделано в каждой сцене зря: зритель устает, ему неинтересно. У нас есть несколько сцен, снятых на зеленом фоне, было больно их делать (смеется). Нужен фильм, удерживающий внимание до конца. Наша главная задача — внутренность фильма. Атмосфера держится не на скримерах с быстро проходящим эффектом, а на саспенсе, то есть на состоянии тревожного ожидания, которое производит страх. Минус жанра хоррор — то, что не добавишь особо ничего нового, что расширит сознание, как и большинство новых фильмов.
— Что означает ваш псевдоним «Хики»?
— Это в совокупности три варианта, которые предложили мои друзья. Кто-то решил, что это смех «хи-хи», потому что я веселый, шутливый. Другие уверены, что это произошло от японского слова «хикикомори», что определяет человека, стремящегося к уединению. А третьи думают, что я так назвался в честь второстепенного героя аниме.
— Чем вы занимались, до того как начали режиссировать?
— Когда учился в институте математики и информатики СВФУ на учителя информатики, с друзьями снимали популярный в свое время мини-сериал «Студ» (2012-2013). В то время якутское кино стремительно развивалось. Сейчас работаю маркетологом в компании «MyTona», во время отпуска и по выходным возвращаюсь в киноиндустрию. Работал монтажером и цветокорректором во многих якутских фильмах, таких как «Костер на ветру» (2016), «Кэрэл. Невидимая красота» (2017), «Республика Z» (2018).
В наше время любой может стать режиссером, сняв фильм на телефон. Ведь с развитием технологий все стало доступнее. Вопрос лишь в том, насколько хорошо у него это выйдет, профессионализмом обладают немногие. Не сказал бы, что я отношусь к ним, я скорее представитель поколения энтузиастов, которые занимаются самообразованием. Вообще, якутское кино на энтузиазме и держится.
— Что главное в работе режиссера и что было самым сложным?
— Главное — работа до съемок: режиссер должен знать, что он собирается снять, иметь готовый сценарий, в голове все не удержать. Я как математик больше доверяю схемам, структурированности всего процесса. Свет и звук играют большую роль не только в качестве картинки, но и в тоне атмосферы. Светотень — это сложная, но крутая вещь, с помощью которой можно изменить настроение, композицию и даже жанр.
— Как вы относитесь к автобиографии в кино?
— Считаю, что каждый режиссер в любой фильм вносит то, что было в его жизни, потому что воспоминания все равно остаются. Реальная жизнь намного жестче, чем все, что он может придумать. А конкретно «фильм про меня», если он интересный и крутой, то почему бы и нет.
«Күлүк хомус» я снимал в большом доме своего деда, в котором вырос, в Мегино-Кангаласском улусе в селе Бютейдях. Помню, боялся оставаться один: в нем были подземные кладовки, очень высокий потолок — нестандартный якутский дом. Прятался в шифоньере от телеканала «ВИД» (смеется). Встретился со своими страхами, что очень помогло в создании атмосферы фильма.
— Что значит кино для вас? Как вы думаете, зачем оно нужно людям?
— Для меня это отчасти хроническая болезнь: не отпускает с детства. Когда все снял и вышел из кинотеатра, такое облегчение получил. Мне реально интересно этим заниматься, и тратить на это деньги не жалко, потому что знаю, это имеет смысл и создает язык кино, увидев которое, зритель скажет: «Я ничего не понял, но неплохо» (смеется). Кино нужно, чтобы испытывать эмоции, которых нет в обычной жизни. Например, наш фильм: далеко не каждый встречался со сверхъестественным. Прочувствовать это можно в кино.
— Какие планы на будущее?
— Планов на разговорном уровне много, все зависит от того, как пройдет «Күлүк хомус». Пока ничего не могу анонсировать, но идеи есть. Хочу развиваться в графике и спецэффектах, возможно, создавать мультфильмы, пробовать другие жанры кино.
ps: Петр Хики, снявший «Күлүк Хомус», взялся этой весной за съемки фильма «Холодное золото», основанного на реальных событиях, о председателе колхоза Егоре Павлове, который в военное время сколотил банду из охотников-промысловиков. Они нападали на таборы оленеводов, потом переключились на магазины, сберкассы и золотые прииски.
Главный герой фильма — лейтенант НКВД, который обезвредил банду. В 1942 году ценой жизни десятков чекистов Якутии были ликвидированы банды Орлова, Коркина в Аллах-Юньском (ныне Усть-Майском) районе. В 1943-1945 годах в Алдане и Якутске были разоблачены агенты немецкой разведки Маркова, Пушмин, Коренной и другие. Об этих событиях и расскажет фильм.
«Холодное золото» покажут на больших экранах в 2021 году.