Я видел чудо!

Начну с того, что совсем еще недавно я не понимал, почему мне так сильно нравится Конжак, и почему тянет туда вновь и вновь… Я и раньше замечал эту необъяснимую тягу на Конжак, но связывал ее с «марафонкой», мне казалось она пропитана духом могучести и мужества. Я испытывал благоговение, некий священный трепет перед этой тропой, зная, что на нее ступали ноги десяток тысяч спортсменов и туристов, зная, что эта тропа – место, где расширялись границы возможного, бились рекорды, делалось невозможное. Так, постепенно «Марафонка» психологически полностью отделилась от Конжака, вплоть до того, что восхождение не ассоциировалось с «Восхождением», а представлялось просто спортивной «прогулкой» или даже тренировкой…

Я видел чудо! Альпинизм, Горный туризм, Горы, В моем сердце, Конжак, Длиннопост

Этот год полностью перевернул мои ощущения… После трех безуспешных попыток подняться на вершину, Конжак навсегда стал для меня «Вершиной», вершиной величественной, суровой, загадочной, со своими природными законами, своенравной, досягаемой… Конжак ожил…

Немного отступления и рефлексии по собственному «я»…

После травмы (отрыв и раздробление коленной чашечки) я грезил большими горами, и Конжак стал для меня пропуском к возвращению туда. Первая попытка в июле (в марафон), спустя месяц, как слез с костылей, получилась только до Поляны художников, и то с огромным трудом, заняло 9 часов. Вторая попытка в августе тоже только до «Поляны», очень сильно «забился», но порадовал уже темп.


В сентябре случилось первое чудо, мне написала девушка из Перми, сказала, что увидела меня на фотках с Конжака с перебинтованными коленями, что работает в больнице и знает очень хорошего хирурга-травмотолога. Организовала консультацию, после которой восстановление пошло очень быстро.


Через две недели я освоил велотренажер, еще через неделю сел на долгожданный любимый велосипед, затем гора Качканар с Косьи в компании с замечательной пермской группой «Привала.нет», первая проба курумника, первое мини-восхождение в буддийский монастырь Шад Тчуп Линг (на саму вершину не сходил, побоялся), причем в отличном темпе, первый «скоростной» спуск, правда пока по дороге. «Качканаром» остался очень доволен, восстановление шло опережающими темпами.


После Качканара две недели катал вел и решался идти на Нургуш с «Привалом.нет». Никак не тянул подъемы на веле, не давали колени. Уже решив не учавствовать, случилось очередное чудо. В обед сев на вел, заработали ноги, так заработали, что «топнул» в тягуны (ах, это забытое уже чувство скорости и легкость в горочку), приехал домой, написал в группу, взяли, на следующее утро ехал на Нургуш…


Успехи на Нургуше возродили мечту о больших горах, нужно было срочно активировать «пропуск». И вот опять совпадение – клуб «Привала.нет» идет в спортивный трек на Конжак, то что нужно, то что доктор прописал, еще и в точку с датой выхода! Окрыленный успехами, самонадеянный, даже уже написал руководителю альплагеря «Туюк Су» в Казахстане, что на январские праздники буду у них, если удастся вскарабкаться на вершину Конжака... Так что ставки были высоки… С другой стороны, был готов, что не потяну спортивный темп клуба, поэтому был морально готов и сойти с маршрута, и к ночному возвращению, и к автономке. Поэтому взял с собой пуховку, пуховые штаны-самосбросы, теплые рукавицы, балаклаву, горнолыжные очки, аптечку, термос, горелку, обильный сух-пай, запасной фонарь, навигатор, 4 комплекта батареек, компас, фотоаппарат. Такой запас подстраховывал и на случай вынужденной холодной ночевки, с другой стороны мог помочь другим участникам группы. Например, на 19 километре сдуло перчатку во время смены батарей в навигаторе, записал себе на будущее – всегда брать запасные перчатки.


И вот старт!.. В 7-25 сделали коллективное фото и вышли. Погода шептала. Темно, тихо, только ветер завывал в верхушках деревьев. Так как штатный лидер Гуля ушла с Димой на Серебрянку, ЗВД (забег выходного дня) постепенно перешел в ПВД (поход выходного дня). Не смотря на это, и даже не смотря на тропежку 10-15 см с пятого километра, пошли бодро со средней скоростью 5 км/час, но вскоре скатились на достойные 4 км/час. Путь нам освещала полная луна. Местами было очень скользко, вспоминались кошки…

Так, бодрячком, рассказывая друг другу веселые истории, дошли до речки на 8 километре, где сделали первый привал, Стас нашел хорошую куртку, я съел первое яблоко, рассвело.

Дальше, до 13 километра, где сделали привал с перекусом, также шагалось очень бодро, особенно под песни штатного ди-джея Иры, тропежка по свежему снегу была приятной, приятно было осознавать, что сегодня мы первые. Ветер немножко усилился, что доставляло определенное беспокойство, но все верили, что Конжак сегодня нас ждет.


Традиционный коротенький привалец на Поляне художников, скорее дань уважения месту и художникам, и тяжелая тропежка по слежавшемуся, но не держащему насту, первое сегодня испытание… Сразу все стало на свои места, вперед вышел истинный руководитель – вожак стаи – Ира, мужественно поведшая всю группу к цели и, не смотря на тропежку, даже увеличившая темп, я же откатился в хвост, поближе к девушке Саше, делая вид, что замыкаю группу в целях безопасности…

Тропежка, высокий темп, сильный встречный ветер на выходе с границы леса и позднее время в совокупности отобрали силы. Думаю, очень устали все, только мужественная атаман Ира, твердо была нацелена на вершину, и, не знаю как остальных, но меня точно, сильно мотивировав словами, что штормовой ветер – любимая погода «Привала.нет». Возможно, если бы не Ирино руководство, настрой, бодрость и уверенность, я бы ни за что не решился на восхождение в поздний час при таком сильном ветре. Ира еще раз подтвердила, какой пол на самом деле является сильным.

Выйдя из зоны неприятного слежавшегося тяжелого снега с недержащим толстым настом, я почувствовал себя снова прекрасно и догнал группу. Однако, Саша при сильном встречном ветре, идя без трекинговых палок, начала сильно отставать. Но не настолько сильно, чтобы отказаться от восхождения, поэтому пришлось снова отстать, чтобы не оставлять Сашу одну, держа ее в зоне видимости. Упорство и настойчивость этой сильной девушки довели ее до Памятника трехсотлетию металлургии.

Очень твердый наст, штормовой ветер, туман, сделали передвижение по крутым склонам без палок очень опасным, особенно при возвращении в темноте, поэтому пришлось уговаривать Сашу пойти назад (последние метры до памятника, пришлось даже подстраховать Сашу за пристегнутую к рюкзаку трекинговую палку, очень боялся, что ее сдует). Саша очень хотела на вершину. Возможно, я был не прав, развернув ее, поэтому: Саша прости!..

Проинструктировав, напоив еще горячим чаем, дав в дорогу сникерс и курагу, показав линию спуска, провожая взглядом, скрепя сердцем, порываясь пойти вслед, отпускаю Сашу вниз… Весь оставшийся путь, да и сейчас тоже, очень переживаю, что сделал не правильно и не по мужски, отпустив девушку одну. Подкупали близость и безопасность зоны леса, экипировка Саши, узость и маркировка тропы, наши проложенные следы, и то, что вскоре часть или вся группа пойдет назад и догонит Сашу. Склон хоть и был крутым, но достаточно коротким и безопасным. Даже в случае срыва обещалась только достаточно короткая покатушка с естественной остановкой на выполаживании. Но это все оправдания, а осадок остается…

Порядочно отстав, осознавая срыв графика восхождения, и однозначность ночного спуска, решил, что Бог с ней, вершиной, Конжак стоял и будет стоять, и я здесь не в первый и, надеюсь, не в последний раз. Не очень переживая, что срываются большие горы, надев балаклаву, я выдвинулся в сторону вершины, до момента встречи с опередившей меня группой… Так, без определенной цели, пошлось как-то сразу легко, непринужденно, и даже сильный ветер, залепивший куржаком сначала горнолыжные очки, потом и простые, не доставлял особых неудобств. Идя в облаках сквозь «молоко», которые ветер все же периодически разгонял, потребности в навигаторе не испытывал, марафонские вешки достаточно хорошо просматривались даже без очков. Ветер, нет ветрище, с периодическими порывами, сбивающими с ног, к нашей удаче был теплым, по всей видимости, южным.

Так, в полном одиночестве, с видимостью 10-20 метров, с удовольствием сшибая налепившийся снег с вешек, откапывая некоторые из них, в отличном настроении, как-то незаметно сменяя километры, встретился с частью группы, повернувшей назад. Сказал им, что Саша пошла назад, они рассказали, что еще двое повернули назад, но я с ними где-то разминулся (хотя я шел точно по вешкам, но, возможно, так как временами видимость падала до 5-10 метров, я был без очков и не всегда смотрел по сторонам), а Ира со Стасом пошли на вершину. Я решил идти до встречи с Ирой и Стасом.

Видимо, чувства и ощущения в тумане притупляются, и я незаметно и очень легко дошел до места отсутствия очередных вешек. Пришлось достать навигатор, в котором по известному закону, именно в этот момент батарейки решили, что уже достаточно послужили, и сдохли. Заменив коварных, потеряв перчатку, сдутую порывом ветра, достав запасную рукавицу, усиля бдительность за палками, больше всего боясь потерять их, я сделал очень неоднозначное открытие. Оказывается, я в пятьсот метрах от вершины… Это означало, во-первых, я разминулся с Ирой и Стасом, а, во-вторых, до вершины каких-то 500 метров!.. Присел, достал термос, сникерс, почавкал, посчитал, что потеряю не больше часа, но все равно, скорее всего, застану сумерки на вершине… Мысленно представил, проработал уже пройденный путь спуска по темноте, решил, что ничего сложного, в принципе, нет. Вспомнил мужественное поведение Саши, Иры, Гули и, впервые за весь поход, решил идти на вершину.

Видимо с возвращением осознанности передвижения, вернулась и осознанность усталости. Силы меня оставили, и только на одном духе и желании, по крутым взлетам, навстречу ветру, сбивающему с ног, в отсутствии видимости, проверяя направление через каждые 20-50 шагов, продирался к вершине, прорывался. Дальше были чудеса, метры проходились, а расстояние уменьшалось несоразмерно пройденному (это потом уже до меня дошло, что навигатор меряет по прямой, без учета поворотов и уклона). Пятьсот метров превратились в бесконечный штурм вершины. Ноги отказывались идти, темнота приближалась, ветер крепчал, видимость ухудшалась, свежело. Появилось стойкое ощущение, что Конжак «не пускает», периодически становилось страшно и жутко, в воздухе витало что-то потустороннее, неоднократно решал поворачивать назад, но близость цели подкупала.

Из ниоткуда стали выныривать какие-то необычно красивые, захватывающие дух, волшебные снежные композиции, с ходами внутри, лазами, причудливых форм и с фантастического вида наваянным ветром куржаком. Под ними абсолютно не угадывались камни или останцы, было ощущение, что они полностью созданы из снега... Снежные скульптуры в суровом царстве Снежной Королевы. В двух из них устроил привал, даже не потому, что устал, а захотелось просто побыть в них, просто не смог пройти мимо… Конжак открывался с новой, доселе неизвестной мне стороны (за последние три года я был здесь 8-9 раз)… Не узнавалось ни одной детали, все вокруг было новым.

Моя безалаберность и лень матушка позволили мне криво воспользоваться навигатором, оказалось, что я шел параллельно треку и оказался на соседней с Конжаком вершинке… но это потом, а сейчас…


Думая, что, возможно, трек вывел меня с другой стороны вершины, я подошел под вершину… Я не знаю слов как это описать, да и вообще возможно ли описать такое… Поднялся под гребень вершины, поднимаю глаза – передо мной и прямо надо мной висит стена в виде разноцветного флага из снежной крупы, шириной метров 30-50, длиной столько же. Сначала я подумал, что это северное сияние, но, присмотревшись, понял, что так раскрашивается подхватываемая ветром снежная крупа в лучах заходящего солнца. Солнца при этом видно не было, я находился в облаке. Минуты две-три я стоял, раскрыв рот, начисто забыв о фотоаппарате… Картина была сказочной, но и жуткой. Это было нечеловечески красиво, фантасмагорично, потусторонне… Я находился в чуждом человеку мире, случайно проникнув в непредназначенную для человека территорию, здесь богам место, но не человеку… Напротив меня, надо мной, уходя за меня, слева и справа, в полнеба висело колышущееся подвижное сияние. Конжак «не пускал». Стало очень жутко.

Стыдно сказать, но я стал просить у Конжака сначала, чтобы Конжак отпустил, потом, по мере возобладания человеческой жадности и гордыни, чтобы пустил. Достав фотоаппарат, сделав три кадра этого явления, проникнувшись каким-то сказочным благоговением, увлекшись окружающей красотой, я посмел попросить Конжак открыться… И (теперь я точно верю в чудеса и живую природу), почти сразу, через несколько секунд с краю гребня выглядывает в дымке предзакатное солнце, еще через несколько секунд ветер разгоняет облако, в котором я стою все это время, и открывается полоска неба с видом на закат, оборачиваюсь, вижу Серебрянский массив, огни Карпинска…

Пока стоял в каком-то очумелом ступоре, ветер снова все закрыл, я остаюсь в тумане, с неуспевши быть вытащенным фотоаппаратом… Взмолился еще раз, и, честно, буквально после моих слов облако снова разгоняется и Конжак открывается полностью, уже надолго… Как тут не поверить во всех святых…

Show must go on...