264

Вторая байка из Питера

- Если не хочешь идти, то давай не пойдем. – Вздохнула Таня.
Максим хорошо знал эту интонацию. Несколько раз он уже попадался на эту удочку и был уверен, что если он сейчас ответит: «Хорошо, не пойдем», то Таня будет весь день обиженно молчать, а вечером его будет ждать долгая изнурительная ссора. Поэтому он покачал головой:
- Нет, все нормально. Пойдем.
- Ну я же вижу, что ты чем-то недоволен. – Гнула своё девушка. Они уже шли по мосту через канал Грибоедова.
- Да просто мы идем смотреть на самый обычный офис. Да ещё и за деньги.
- Это не самый обычный офис. – Терпеливо возразила Таня. – Это сердце самой популярной социальной сети. Разве тебе не интересно посмотреть, как там всё устроено? К тому же он в историческом здании расположен. Там шикарный вид на Казанский собор и Невский. И ещё я очень надеюсь, что нам какой-нибудь мерч подарят.

Максим хотел было ответить, что сеть уже далеко не самая популярная. Да и что провести пару часов в расположенном в том же здании Доме книги было бы и полезнее, и дешевле, и интереснее, но счел за благо промолчать.

Дом Зингера блистал утонченной красотой. Массивный стеклянный шар на его куполе словно светился изнутри в лучах полуденного солнца.
У входа они примкнули к экскурсионной группе и отправились в тур.

Центральная лестница офиса привела Таню в восторг. Максим остался к ней равнодушен. Местная столовая вызвала у экскурсантов вздохи восхищения и зависти. Максим оценил только незнакомую марку йогуртов и поставил себе пометку попробовать их в ближайшем будущем. Вид на Невский и правда был неплохой, но стоимость экскурсии никак не компенсировал. Рабочие места IT-специалистов его предсказуемо ничем не удивили. Конференц-зал с интригующим названием «Пыточная» радовал глаз, но от него за версту веяло бутафорией.

- А за той дверью что? – Поинтересовался он у экскурсовода, когда они дошли до верхнего этажа и добрались до очередной переговорной с говорящим названием «Роскошная».
- Там выход на крышу. Сейчас туда нельзя. – Поспешно ответил та.
- То есть здесь можно попасть в этот стеклянный шарик, который на куполе?
- Технически да. Но в экскурсию выход в купол не включен. Там... реконструкция.
- Ясно-понятно… - Пожал плечами Максим, стараясь не замечать недовольный Танин взгляд.
- Прошу всех пройти за мной. – Продолжила экскурсовод. – Обратите пожалуйста внимание на цветочные мотивы модерна на нашей лестнице…
Группа отправилась дальше.

- Я на минутку отлучусь. – Вполголоса сказал Максим Тане.
- Зачем?!
- Мне надо.
- Куда?!
- Да в туалет мне надо. – Как можно спокойнее ответил он.
Девушка закатила глаза.
- А потерпеть не можешь?!
- Не могу.
- Давай. – Будто бы разрешила Таня. – Только быстро!

Максим подождал, пока голоса участников экскурсии стихнут и подошел к двери. Осторожно потянул. К его удивлению, она оказалась не заперта.

За дверью оказалось просторное помещение купола. Воздух здесь был тяжелым и прогретым. В самом центре была высокая винтовая лестница. Как догадался Максим – она вела во внутренне пространство стеклянного шара на верхушке.

Он взялся за перила и торопливо зашагал по металлическим ступеням. Шаги звенели в пространстве купола.
- Кто здесь? – Раздалось откуда-то сверху. – Помогите мне! Выпустите меня!
Максим замер на полпути.
- Пожалуйста! – Жалобно продолжал голос сверху. Он был причудливо искаженным, будто его дублировало одновременно ещё несколько голосов – мужских и женских.

Максим поднялся до конца винтовой лестницы и оказался на небольшой площадке под самым потолком. Там была ещё одна металлическая лестница, состоящая из перекладин. Она упиралась в массивный люк.
- Скорее! – Торопил голос. – Пока они не вернулись! Выпустите меня!

Максим осторожно поднялся и оказался под самым люком. Тот был деревянным и очень старым. В дереве были огромные щели с палец толщиной. На замке была массивная круглая печать, покрытая письменами, которые ярко светились золотом, словно их нанесли крошечными неоновыми трубками.

Но самым удивительным было то, что он увидел сквозь одну из щелей. Внутри стеклянного шара над Максимом возвышалось высокое существо, будто созданное из света. Лик существа был прекрасен, но совершенно точно не был человеческим. Слишком вытянутые пропорции. За спиной были два больших крыла.
- Освободите меня! Пожалуйста!
Снизу хлопнула дверь и послышались шаги. Существо испуганно отпрянуло от крышки люка.

- Эй! Немедленно спускайтесь! – Донеслось снизу. Выбора у Максима не было. Внизу он оказался лицом к лицу с усатым мужчиной в черном костюме.
- Вам нельзя здесь находиться. – Строго сказал тот. – Что вы здесь делали?
- А кто вы такой? И почему спрашиваете? – Набрался наглости Максим.
- Я руководитель отдела безопасности. И это я вас спрашиваю – что вы тут делаете?
- Я здесь на экскурсии. Стало интересно что тут находится. Запрещающих табличек нигде не висело, дверь открыта. Сотрудников, запрещающих осмотр, тоже нигде не было.

Мужчина смутился. Некоторое время он помолчал, а потом жалобно посмотрел на Максима.
- Я до этого десять лет в органах работал. Десять лет безупречной службы. И здесь три года уже – ни одного замечания, всё на высшем уровне. Ни одна мышь мимо меня не проскочит. И вот на тебе. Стоило один раз сожрать йогурт невовремя… Что они туда пихают? Это ж не йогурт – это ж чистое слабительное…
- Кто там наверху? – Перебил его излияния Максим.
- А ты сам как думаешь?
- Ну у меня есть одна версия. Но это же не может быть…
- Может. – Печально кивнул усатый. – Это именно он самый и есть. Собственной персоной. Крылья, лира, нимб – все как полагается.

Максим изумленно посмотрел на собеседника.
- Но... Зачем?
- А как, по-твоему, интернет работает? Думаешь на одной технике всё стоит? – Устало поинтересовался мужчина в костюме и указал пальцем наверх. - На нем бедном всё держится. Его силами всё работает.
- Но так же нельзя. А что, если люди узнают?

Мужчина смерил его тяжелым взглядом.
- А они и не узнают.

Максим поднял подбородок и с вызовом ответил:
- Я всем расскажу!
- Не расскажешь.
- Очень интересно! И как же вы заткнете мне рот?
- О, - нехорошо улыбнулся мужчина в костюме, - у нас есть способы. Способы у нас есть…

- Я всё ещё поверить не могу! – В голосе Тани отчетливо звучали возмущение и зависть. Хотя формально он пыталась выразить восхищение. – Я первый раз слышу, что они считают экскурсантов! Десятитысячный посетитель! Уму непостижимо!
- Да, - пыхтя от натуги ответил Максим, - это действительно невероятно.

Руки у него были забиты под завязку пакетами с фирменными худи, футболками, шарфами и пледами разных цветов и размеров. Он обернулся и еще раз посмотрел на стеклянный шар на вершине купола. Послышался жалобный крик, но это была всего лишь чайка.
- Но подарочный премиум-аккаунт с авторским дизайном ты же мне оформишь? Правда?
- Знаешь, Тань. – Остановившись на мосту устало сказал Максим. – По-моему мы не подходим друг другу.