Всегда знайте, куда смотрят ваши колёса.

Каждую зиму мы наблюдаем поток видосиков, в которых автомобиль сделав несколько "па" влево и вправо по дороге в конце концов улетает улетаетс неё, или впечатывается в ограждение. Под каждым видео можно найти большое количество комментов о том, что именно надо было жать, или не жать этому водителю.

Но есть один нюанс. Что бы вы ни жали (или не жали), всё это не будет работать, пока вы не справитесь с рулём.

Что делают водители в таких видео, когда автомобиль не едет туда, куда нужно?

Всегда знайте, куда смотрят ваши колёса. Занос, Длиннопост, Вождение

Они начинают поворачивать руль в противоположную сторону до тех пор, пока автомобиль не начнёт этого самого руля слушаться.

Всегда знайте, куда смотрят ваши колёса. Занос, Длиннопост, Вождение

В панике, водители крутят руль пока автомобиль не начнёт поворачивать в нужную сторону. Наступает кратковременный момент, когда автомобиль перестает уходить в занос. Как маятник в верхней точке. Сразу после прохождения этой точки, автомобиль с еще большим усердием стремится повернуть в ту сторону, куда всё еще продолжают смотреть колёса.

Всегда знайте, куда смотрят ваши колёса. Занос, Длиннопост, Вождение

Ой-ой-ой, думает водитель, и крутит руль в обратную сторону, пока автомобиль, опять же, не перестанет вращаться.

Всегда знайте, куда смотрят ваши колёса. Занос, Длиннопост, Вождение

Ну вы поняли, да? Снова наступает момент, когда автомобиль затихает, и с еще большим усилием летит в противоположную сторону.

Всегда знайте, куда смотрят ваши колёса. Занос, Длиннопост, Вождение

Это и есть тот самый "ритмичный занос", о котором так много рассказывают.

Можно ли бороться с ритмичным заносом? Конечно, так же как и с любым другим. Правда, если вы научитесь это делать, скорее всего вы никогда больше в него не попадёте.

Секрет гашения заноса чертовски прост на словах, но требует наработки на практике. Будучи начинающим водителем, я за первый же месяц справился с педалями, но только через год я перестал делать глупости рулём.

Для того, чтобы погасить занос, требуется всего ничего: ваши передние колёса всегда должны смотреть туда, куда вы хотите ехать. В подавляющем большинстве случаев никаких других телодвижений делать не надо, разве что стараться держать педаль газа на том же уровне и не отвлекаться.

Что нам говорят сферические советы в вакууме? "ПОВОРАЧИВАЙТЕ РУЛЬ В СТОРОНУ ЗАНОСА!". Буй там плавал. Нужно не просто поворачивать, а поворачивать ровно настолько, чтобы передние колёса продолжали ехать туда, куда вы, собственно, и собираетесь двигаться.

Как же это выглядит на схеме? Откатываемся на самое начало развития заноса.

Всегда знайте, куда смотрят ваши колёса. Занос, Длиннопост, Вождение

Немного доворачиваем руль в сторону заноса ровно настолько, чтобы передние колёса остались параллельными оси дороги (ну или другой оси, какая вам больше нравится).

Всегда знайте, куда смотрят ваши колёса. Занос, Длиннопост, Вождение

Ждём, пока автомобиль не начнётся поворачиваться в обратную сторону и плавно отворачиваем руль обратно. На всём протяжении заноса  ваши колёса всегда должны смотреть туда, куда вы хотите ехать.

На этом подавляющее большинство заносов заканчиваются, вы красавчик/красавица.

Всегда знайте, куда смотрят ваши колёса. Занос, Длиннопост, Вождение

Но как всегда, найдётся ложка дёгтя. Для того, чтобы повернуть ровно настолько, насколько нужно (особенно на скоростях свыше 60 км/ч), требуется всегда знать, в какую сторону смотрят ваши колёса.

Даже сильный занос, для компенсации которого нужно выкрутить руль едва ли не до упора, можно погасить, но чем больше величина заноса, тем сложнее становится ориентироваться в нещадно меняющейся ситуации.

Одной из больших проблем в этом случае становится то, что руль у автомобиля поворачивается более, чем на 1 оборот, и имеет как минимум 3 визуально одинаковых позиции, в которых колёса смотрят очень так сильно в разные стороны.

И здесь уже личный выбор каждого, как сделать так, чтобы исключить ситуации, когда вы не можете понять, насколько же повёрнут руль (а поверьте, если вы попадаете сильный занос на порядочной скорости, вы очень легко растеряетесь). Но что бы вы ни придумали, вам всё равно придётся это накатывать. Идеальное место - зимний ледовый трек. Поищите местных дрифтеров, они наверняка где-нибудь расчищают. Можете поискать их на парковках супермаркетов, и может быть даже немного пошалить там, пока никто не видит. Ищите любую ровную и достаточно большую площадку, на которой вы сможете спровоцировать и ликвидировать занос, он малого до великого.


О том, как справиться с заносом, который с первого кивка не закончился, я сделаю отдельный пост. Вам же домашнее задание - научиться справляться с простыми случаями.


Всем хороших дорог! Удачи!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Весьма подробный и дельный совет. Автору поста респект!

Однако, была у меня ситуация, когда чуть не разложился об отбойник. Делал всё как надо, аккуратно подыгрывал газом, но был один нюанс.

Между полосами был неукатанный снег. И, как только машина выравнивалась, либо левым, либо правым ведущим, цеплялась снежная каша и маятник продолжался. По итогу, машину выровнял и поехал дальше.

Спасло то, что:

- сохранял спокойствие
- понимал погодные условия и качество покрытия, поэтому скорость была не более 60-70 км/ч

- отбойник от встречки

- остальные участники, которые ехали сзади - оттормозились и дали свободу для маневра.


Было это года 2 назад на Приморском шоссе в районе Лисьего Носа(под Питером)

раскрыть ветку (17)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы недостаточно точно следовали советам ТСа и поэтому не достигли отбойника. Сарказм если что. Я вам категорически рекомендую не жать 15-20тыс и сходить на курсы контраварийного вождения (не экстремального!). Одного раза уже достаточно, что бы вынести всю эту ересь из головы и ездить безопасно.

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий

Не, у меня с контролем автомобиля и контраварийной подготовкой всё ок. Кроме данной ситуации из заноса вытаскивал несколько раз(хотя обычно стараюсь в него не попадать, если вижу плохое покрытие). Тут совокупность факторов злую шутку сыграла.
Хотя про курсы экстремального вождения подумываю время от времени.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Экстремальное вождение - это если есть желание научиться ехать очень быстро и безопасно. Я хоть и люблю быстро, но сильно вылезать за ограничения особо желания нет. Поэтому я больше сконцентрировался на тактике и контраварийной подготовке. Главное поддерживать навыки, а то со временем они пропадают :(

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за совет!

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А вы уже сходили на эти курсы?

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Да. И на зимние и на летние. Иначе бы не писал. И после этого есть понимание, что именно так правильно: сначала учимся, потом практикуем и совершенствуем.

раскрыть ветку (11)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Скажите, что из сказанного мной неверно, в сравнении с данными курсов, и как правильно?

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Ок. Это мне надо будет целую книгу написать, но я не учитель и не берусь обучать других. Давайте сделаем вот как. Я нашел старое видео Алексея Колонтай, его просмотр отнимет примерно час. Это не исходное видео, а кем-то сделанная компиляция, надеюсь там есть все, что было раньше в виде отдельных роликов. Вы его дома, когда будет время, сядете и посмотрите. Внимательно, без прокрутки. А потом скажете мне - все ли было верно, или же "были нюансы (с)" ?

Вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=9Jr49gLDW3g

раскрыть ветку (9)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Отличный подход. Вы неправы, но я не знаю почему. Давайте сделаем иначе. Книгу уже написали задолго до вас, написал ее, например, Цыганков Эрнест Сергеевич.


"Обратите внимание на то, что во всех фазах передние колеса машины повернуты строго в направлении движения. Руль поворачивается синхронно с заносом задней оси, а возможно, и с небольшим опережением. Обороты двигателя поддерживаются такие, которые могут обеспечить качение ведущих колес без проскальзывания."


Обратите внимание на иллюстрацию - в ней ровно то же самое что у меня, но в большем количестве кадров.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Т.е. на 4 шаге мы ждем, пока занос не пойдет в обратную сторону и только тогда начинаем крутить руль? Но это уже поздно. На скользкой дороге машина не реагирует мгновенно, так же, как самолет не реагирует моментально на отклонение управляющих плоскостей. Но это не значит, что надо ждать, когда же наступит реакция. Весь смысл работы рулем состоит в том, что надо работать на упреждение и погасить занос до того, как он развился в ритмический. И с газом я тоже не согласен. Добавление газа ведет к возникновению дополнительного крутящего усилия. Вот на п.2 и далее, когда колеса повернуты, если там добавить газа, то нос потянет в ту сторону, а зад - в противоположную. Понятно, что здесь надо работать газом очень точно, что бы в нужный момент противодействовать заносу, а не раскачивать. Но вот кто умеет это делать достаточно точно из той массы водителей, что просто ездят между работой и домом ежедневно? Вот когда факап случится и он вспомнит совет про газ - он что сделает? Выжмет его до упора. Тоже самое и про руль - кто сможет точно отвернуть его на нужный угол? Да никто, когда машина вдруг поехала боком, а впереди встречка. В итоге так они и вылетают, с рулем на четверть. Что бы оценить адекватность воздействия рулем на движение машины, нужно понимать, что и почему происходит и иметь достаточный опыт именно этого действия. Ни того, ни другого человек на площадке сам не получит. Я вам это могу подтвердить на собственном опыте. Более 20 лет стажа и я тоже думал, что я крут и умею все. Мне быстро продемонстрировали, где я ошибался. Но блин, я-то homo sapiens, я-то сам читаю и учусь. А вот большинство предпочитает этого не делать. Нафига? Они вот так вот хватают отрывки с форумов и считают, что этого достаточно.

раскрыть ветку (7)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А вы знаете, что школы контраварийного вождения используют, как правило, материалы Цыганкова?

Всё это сугубо иллюстрация. Реальное вождение никогда с ней не будет 100% совпадать, поэтому я призываю к практике.

И да, вы неправильно прочитали руль. Присмотритесь, руль уже идёт назад.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Я читал его книги и мне не понравился его подход. Колонтай использует несколько иную методику и в итоге мне она показалась более правильной и я пошел к нему на курсы.

Я еще раз повторюсь - практика должна основываться на понимании происходящих процессов и на знании, что с этим всем делать. Сама по себе практика без теории - вредно, т.к. может привести к закреплению неправильных навыков. Это именно то, что происходит ежедневно - люди ездят, получают опыт, делают из него выводы и закрепляют это в своей памяти. Если бы этот метод работал, мы бы не имели столь печальную статистику по дтп. И проблема здесь в первую очередь в том, что вот этих важных знаний в автошколе не дают. Современная автошкола - это профанация, существующая лишь для сбора денег с населения в обмен на выдачу ВУ. Вот спросите об этом мотоциклистов - там гораздо выше процент людей, которые понимают, что их ничему не научили и идут учиться в специализированные мотошколы. Ну там-то мотивация понятна :)

раскрыть ветку (5)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Но подождите. Вы сейчас говорите что я неправ просто потому, что лично вам не понравился подход. Ничего не имею против подхода Колонтая, он наверняка работает. Но и классику советской раллийной школы тоже не стоит сбрасывать со счетов.

Знание принципов неплохая штука, чтобы учиться на своих не совершенных ошибках (задуматься, что было бы если бы ситуация была бы чуть другой). Но этот пост преследует куда более скромную цель - сделать так, чтобы чуточку меньше людей крутили руль куда попало, легко справляясь с простыми заносами.

раскрыть ветку (4)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку