181

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах

"Следующие посты постараюсь выпускать чаще!" – написал Робокотик и пропал на 2 недели. Ну не мразь ли?


Воздух: Часть 1 Часть 2 Часть 3

Море: Часть 4

Земля: Часть 5 Часть 6 Часть 7


Первый блин


К 80-м годам в области военной автомобильной техники в ВС США творился настоящий бардак – на вооружении стояла дюжина разномастных автомобилей формулы 4х4 и 4х2, зачастую перекрывающие друг друга по характеристикам, но совершенно несовместимых по запчастям. В результате программы по замещению их всех на единый образец на вооружение стали поступать легендарные "Хамви", ставшие таким же символом принесения свободы и демократии/западного империализма (подчеркните нужное в зависимости от политических предпочтений), как и UH-1 во Вьетнаме. Как на это ответил СССР, всегда внимательно наблюдавший за новыми тенденциями у заокеанского соперника? А никак, советское МинОбороны вполне удовлетворяли УАЗ-469 (3151) и "Буханки" 452 (2206), а роль легкобронированного носителя вооружений вполне неплохо (по мнению МинОбороны) играла БРДМ-2, плюс к тому в разработке уже находились более совершенные автомобили.

УАЗ-3172 на мой непритязательный взгляд выглядит очень симпатично, как гибрид Land Rover с Land Cruiser 70, а ещё имел пружинную подвеску, но развал СССР поставил на нём, как и на других перспективных проектах, жирный крест
Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Одним из многих необычных прожектов того времени был заднемоторный автомобиль-амфибия НАМИ-0281, идеологически восходящий к легендарному "транспортёру переднего края" ЛуАЗ-967, впрочем, армейских автомобилей-амфибий тогда хватало, например ВАЗ-2122 "Река" или УАЗ-3907 "Ягуар"...


НАМИ-0281

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

... Но НАМИ-0281 был интересен в первую очередь тем, что если водоплавающие ВАЗы и УАЗы канули в Лету и поплыли, то наш ЛуАЗ-Next каким-то образом попал в руки нижегородцев из ГАЗа и через несколько лет в теперь уже РФ переродился в очень смелый автомобиль – ГАЗ-3937 "Водник".


Многочисленное семейство "Водников"

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

А смелость его заключалась в том, что "Водник" был модульным – на шасси центральномоторной компоновки можно менее чем за полчаса в полевых условиях установить совершенно другой кузовной модуль – любой вариант машины на фото выше можно превратить в другой и наоборот, например поставить санитарный модуль вместо транспортного, или боевой с пушкой поменять на зенитный ракетный с "Иглами"!


На фоне неудобных в плане способа посадки/спешивания машин на основе БРДМ-2 со слабеньким карбюраторнымм двигателями и плохим обзором "Водник" выглядел очень перспективно, так что МинОбороны "подцепило" проект, и после выполнения их требований машинки стали закупаться небольшими партиями и даже отправились в Чечню, где в то время (2000 год) как раз шла Вторая кампания. Военные конечно же нашли к чему придраться – ругали компоновку (отделение управления изолировано от десантного/боевого герметичной перегородкой), недостаточную бронезащиту (ну тут спорный момент на самом деле, "Водник" судя по всему был бронирован по 3 классу, т.е. защищал от небронебойных автоматных пуль, а также имел возможность установки допзащиты) и особенно сильно хаяли противоминную стойкость, и действительно – плоское как грудь моей бывшей днище и бескапотная компоновка снижали шансы экипажа на выживание в случае подрыва на мине или СВУ.


Но с другой стороны эта критика может показаться не совсем обоснованной, ведь это просто армейский легкобронированный автомобиль, да и было ли что-то лучше в те годы в ВС РФ? Нет, между "Буханкой" и БРДМ-2 была зияющая пустота, так что "Водники" были приняты на вооружение в 2005 и продолжали производиться до 2013 года, а также до недавнего времени использовались в РВСН в качестве машин сопровождения колонн с ПГРК "Тополь" и "Ярс". На самом деле я бы даже не стал упоминать о этих достаточно редких броневичках, поскольку они вовсе не новинки, если бы не парочка "но": во-первых, не знавшее что делать с малочисленными и странноватыми машинками МинОбороны решило спихнуть их спецназу ВВС Сирии:

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Во-вторых, в своё время пачку (около 50 машин) купил Уругвай, и отправил их в составе миротворческого контингента ООН на... Голанские высоты в Сирии (ну или Израиле, в зависимости от ваших политических предпочтений):

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Вот так довольно редкие машинки оказались в горячей точке, причём у двух разных пользователей, хех.
Ну и наконец в-третьих, опыт разработки "Водника" и некоторые элементы конструкции пригодились нижегородцам при разработке другого автомобиля, более консервативного но несравненно более успешного.


Что забавно, во многих видеоиграх начала-середины нулевых "Водник" выступает основным 4х4 броневиком ВС РФ или армий стран "российской сферы влияния" ближайшего будущего, например в Battlefield 2/3 и Arma 2.

И нет, армейские "Водники" не плавают, хотя в теории существовали амфибийные версии.


Самый известный самолет на тихоокеанском театре военных действий

Говорят, в конце 90-х военные из ОАЭ сильно разочаровалось в недавно купленных "Хамви", по слухам им не понравилась эксплуатационная стоимость и надёжность в целом, так что эмиратчики решили создать свой отечественный халяльный броневик и отправили работавшего в то время на них бывшего гендиректора чешской "Татры"... Нет, не в Копршивнице (вы тоже любите чешский язык? Я без ума от него!), а в Нижний Новгород просить ГАЗовцев помочь, по всей видимости арабы решили что у недавнего союзника СССР по ОВД будут свои связи, ну или забыли что Союз недавно немножно развалился. Как бы то ни было, нижегородцы, само собой, были рады подзаработать, и уже через пару лет передали смуглому Заказчику первые три опытные машины, получившие название Nimr (араб. "Тигр", ну вы уже и так поняли о какой машине речь идёт).


Строго говоря, разработкой занималась "дочка" ГАЗа ЗАО "Промышленные компьютерные технологии", а производство осуществлялось на Арзамасском машиностроительном заводе, тоже тесно аффилированным с ГАЗом.


Генконструктор Nimr А. Г. Масягин (принимал участие в создании БРДМ-2, БТР-70, БТР-80 и "Водника") на фоне одного из образцов

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Но затем случилось странное – уже оплатившие работу и получившие опытные образцы эмиратчики внезапно просто перестали выходить на связь. Нижегородцы пожали плечами и в одностороннем порядке разорвали договор, а поскольку документация у них осталась, решили допиливать машину своими силами. Позже выяснилось, что руководство эмиратской компании обратилось к французам из Renault Truck Defence с просьбой допилить машину, а также стали подавать в суды иски с требованием не только получить от ГАЗа все документы на машину, но даже права на торговую марку Nimr/"Тигр"! Разумеется, в суде их послали, но Nimr'ы уже новых версий они успешно производят по сей день.

А вскоре ГАЗ представил на выставке MIMS-2002 доделанный уже без участия арабов "Тигр", и на него сразу же обратило внимание МВД (а конкретнее московский СОБР), и вскоре пара машин отправилась к ним для проведения опытных испытаний, а в 2006 году на снабжение МВД были приняты СПМ-1 ГАЗ-233034 и СПМ-2 ГАЗ-233036.


ГАЗ-233034 СПМ-1 (СПМ – специальная полицейская машина), один из первых серийных вариантов, такие в 2007 поступали на службу в тогда ещё милицию (хм, а почему тогда не "Специальная милицейская машина"? Загадочно...)

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

СПМ-1 отличался от СПМ-2 классом бронирования – первый защищён по 3 уровню старого ГОСТа, а второй по 5, т.е. выдерживал небронебойную 7,62 пулю ЛПС из СВД, ну и весил 7600 кг против 7300 у первого.


С военными же так просто не прокатило – первый армейский вариант ГАЗ-233004 испытания с треском провалил, в частности по надёжности – при требуемой наработке на отказ в 15000 км автомобиль выдержал лишь 3022 км, кроме того военных категорически не устроила чешская КПП, американский двигатель и французская резина, так что "Тигр" пришлось дорабатывать и искать поставщиков среди отечественных производителей. В 2007 году новый вариант ГАЗ-233014 смог выдержать испытания и поступил на вооружение, правда двигатель остался прежним, импортным Cummins B 205.

Военные "Тигры" первого варианта выпускались в относительно небольшом количестве (около 50 штук), успели покататься по Грузии, но в 2012 году, уже после начала масштабной реформы ВС РФ, как гром среди ясного неба раздалось заявление какого-то высокопоставленного чиновника МинОбороны: "Тигры" больше производиться не будут.

Даже если модернизировать "Тигр" по 5-му классу защиты, как нам нужно, он не сдвинется с места, потому что будет очень тяжелым и мощности двигателя и ходовой части не хватит. К тому же на эти работы ВПК (ОАО "Военно-промышленная компания" – холдинг, в который вошёл Арзамасский машиностроительный завод и другие подрядчики, производящие "Тигры" – прим. автора), который производит "Тигр", просит три года.


Реакция бронированного по пятому классу СПМ-2 на это заявление:

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Но в том же году пост министра обороны перешёл от скандального Анатолия Сердюкова к Сергею Когу... Коже... короче Шойгу, а в 2013 в войска стал поступать модернизированный с учётом опыта эксплуатации предыдущих вариантов "Тигр-М" с отечественным 215-сильным двигателем ЯМЗ-5347.

АСН (Автомобиль специального назначения) 233115 "Тигр-М СпН" в Пальмире, внешне его легко отличить по характерному горбатому капоту, на этой машине установлен передатчик помех РП-377ВМ1 для глушения сигналов радиоуправляемым взрывным устройствам (кучка антенн сзади)

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

В отличии от "Водника" модульностью "Тигр" похвастаться не может, хотя сварной бронекорпус тоже в принципе можно заменить, но военные по этому поводу никаких претензий не высказывали, зато капотная компоновка и размещение всего экипажа в едином пространстве бронекорпуса им пришлись по душе.

Места внутри много, экипаж из 6 человек (включая водителя) чувствует себя довольно комфортно (по армейским меркам, разумеется), странноватая обивка – это арамидная ткань, защищающая экипаж от вторичных осколков, почему она такой расцветки я сказать не могу

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Кроме того внутри размещена укладка для четырёх РПГ-26, 12,7-мм пулемета 6П50-1 "Корд", 7,62-мм пулемета "Печенег" и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17, которые могут устанавливаться на поворотную платформу с двумя кронштейнами, а также внушительного боекомплекта для всего этого добра, размещение которого можно наблюдать на фото выше.

Какой-либо защитой торчащий из люка оператор вооружения не обладает, что весьма огорчило экспертов, насмотревшихся на монструозные бронескворечники типа GPK на "Хамви".


И без того перетяжелённые "Хамви" последних модификаций после навешивания допзащиты корпуса FRAG 5, защиты стрелка GPK, бамперов для тарана, системы инициации противобортовых мин с инфракрасным датчиком RHINO и других финтифлюшек стали просто еле ползать, а подвеска сыпалась чуть ли не на глазах, но что поделать – жить-то хочется...

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Но, к счастью, МинОбороны расщедрилось на альтернативный вариант вооружения – дистанционно управляемый боевой модуль "Арбалет-ДМ" с тем же "Кордом", оснащённый тепловизором и стабилизированный в двух плоскостях.


Мерседес!

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Подвеска "Тигра" аналогична водниковской – независимая торсионная двухрычажная с гидравлическими амортизаторами (строго говоря, восходит она к подвеске БТР-80), коробка передач – пятиступенчатая механическая собственного производства, установлена система подкачки шин как у того же БТР-80, а бронирование корпуса "Тигра-М" осталось прежним – по третьему классу (хотя были сообщения о поставке варианта, бронированного по пятому).

Казалось бы, всё по красоте, так почему же МинОбороны на самом деле планировало прекратить закупать "Тигры" (опустим идиотский пассаж про класс защиты, он явно не имеет ничего общего с реальной причиной)?

А вот что.


Подорвавшийся на мине или СВУ "Тигр-М", в результате этого подрыва один военнослужащий был ранен

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Несмотря на более выгодную в плане защиты от подрыва капотную компоновку, противоминная стойкость "Тигра" недалеко ушла от той что у "Водника", которого критиковали в том числе и сами военные. Если говорить предметно – "Тигр" гарантированно держит лишь подрыв 0,6 кг тротилового эквивалента, т.е. что-то уровня противопехотной мины или ручной гранаты. СВУ из 122-мм снаряда, противотанковая мина типа ТМ-62 – всё это с высокой вероятностью приведёт к ранениям или гибели экипажа бронемашины!

Да, за это и за третий класс защиты МинОбороны может винить только себя – что написали в ТЗ, то и получили, более того – кроме защищённого по пятому классу СПМ-2 у ВПК был готов вариант с защитой уровня 6А (т.е. от бронебойных винтовочных 7,62-мм боеприпасов).


В Сирии иногда встречались "Тигры" с нештатно установленными бронелистами (на двери)

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Но с противоминной стойкостью мало что можно было сделать – защищённые от мин бронеавтомобили должны быть сконструированы по совершенно другому принципу.

Тем не менее, именно как армейский или полицейский бронеавтомобиль "Тигр" получился довольно удачным – кроме базовых вариантов он используется как основа для самоходных ПТРК ("Корнет-Д1"), маленьких ЗРК ("Гибка-С"), мобильных станций РЭБ ("Леер-2") и многих других машин, кроме того определённую популярность "Тигр" завоевал за рубежом – среди  стран-эксплуатантов числятся Китай, Иордания, Словакия и другие, но сейчас "просто бронированный автомобиль" сам по себе вымирающий вид – настала эпоха защищённых от мин и СВУ бронемашин, так что "Тигры" в изначальном виде, увы, будущего не имеют.


Что же собиралось предпринять МинОбороны и как отреагировала промышленность? Узнаем в следующей части (клянусь Алл1ахом, я напишу её как можно скорее!)

Каким-то образом (вероятно, во время панического бегства из Пальмиры) сирийцы "подарили" игилкам один "Тигр", и те незамедлительно прикрутили к нему башню от БМП-1, но довольно скоро ВКС уничтожили осквернённый еретической модификацией броневик, хотя надо сказать что выглядит такое сочетание довольно... Органично!

Восточный ветер, часть 8: Земля. На колёсах Сирия, Война, Мат, Газ Тигр, Длиннопост

Авиация и Техника

11.3K поста18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу