Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика

Попросили меня вкратце описать процесс восстановления данных.


Не стоит это воспринимать как полноценную инструкцию, ибо в реальных случаях далеко не всегда бывает все просто и существует множество нюансов, описать которые мне не хватит и жизни. Также стоит понимать, что процессы я стараюсь описать как можно проще, без точных формулировок и с упрощениями. Я не буду в данных постах писать руководства к действию от А до Я, не потому, что боюсь конкуренции, а потому, что недостающая информация довольно легко находится, а если будут вопросы - я всегда помогу. Слепое следование инструкциям приводит чаще всего не к "бесплатному результату", а к ухудшению ситуации.


Итак, все начинается с выяснением предыстории (как и в медицине сначала собирают анамнез болезни).

Что было с диском, что делали с ним после появления проблемы, куда носили, и т.д..

Примеры: диск после падения, после попадания воды, после скачка напряжения; ну и самый распространенный вариант: "все работало нормально, а потом раз - и перестало".


После чего узнаем, что с диском делали. Самое лучшее - "Подключили к другому компьютеру, не заработало - принесли к вам". Самое худшее - попытка самостоятельного вскрытия и эксперименты с диском (залили масло в двигатель, чтобы лучше работал (не шучу, было); пошевелили головки, чтобы они лучше "плавали"; протерли пластины ("блины") полотенцем/пальцами/салфеткой/наждачкой, чтобы пыль убрать; заменили плату на другую (иногда вообще от другого диска, даже если она СОВСЕМ не подходит); носили знакомому программисту и т.д..

В основном, от этой информации уже можно понять, насколько тяжела будет проблема и насколько дорого будет её решение.


Далее следует осмотр диска на предмет повреждений, сорванных пломб, вмешательства. Если ничего критичного не обнаружено - будем подключать к оборудованию. Если есть следы вскрытия или вмешательства - лучше сначала вскрыть диск, чтобы при включении не сделать хуже. Хотя иногда хуже уже не сделать:

Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост
Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост
Подключение к компьютеру напрямую или через специальный программно-аппаратный комплекс PC-3000 (здесь и далее речь будет идти только об этом комплексе, как о лучшем на мировом рынке в данный момент).

Даже без комплекса специалист может довольно точно определить неисправность. В основном, по звуку, который издает диск в момент подачи напряжения.

Варианты:

1) Без звука вообще - скорее всего, проблема в плате, как минимум. Для начала требуется её замена на заведомо исправную, с переносом уникальной информации с исходной платы на новую.

Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост
Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост

2) Слабый, еле заметный повторяющийся писк - здесь мы, наверняка, имеем дело с залипанием головок. Причина - головы не успели вернуться в специальную парковочную зону до момента остановки двигателя. Так как поверхность головок и пластин идеально гладкая, происходит прилипание головок к пластинам (в нормальном состоянии они "парят" над поверхностью дисков на расстоянии в несколько нанометров или микрон (зависит от конкретного диска).). Двигатель не обладает достаточной силой, чтобы отлепить головки, поэтому не может раскрутиться. Более редкий случай при похожих симптомах - клин двигателя. Он происходит, если диск (обычно компьютерный, т.е. 3.5", и часто с большим количеством пластин (от 2 и больше)) во время работы был подвергнут сильной тряске или удару. Так как вес конструкции довольно большой (а также пластины вращаются с частотой оборотов от 4 до 15 тысяч в минуту, соответственно дополнительно учитываем гироскопический эффект), ось двигателя может не выдержать и сместиться. При этом двигатель опять же не сможет запуститься. Также на некоторых моделях диска клин может происходить как при превышении температуры накопителя на довольно долгий промежуток времени, так и само по себе, из-за конструктивных особенностей. Данная проблема намного сложнее в решении, но об этом в будущем расскажу.

Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост

3) Диск запускается, раскручивается, но после чего слышен стук (удары, щелчки, шуршание) либо бесконечное число раз, либо несколько раз, после чего диск может остановить вращение. Эти симптомы чаще всего говорят о неисправности блока магнитных головок (как всех, так и одной из них, возможно), либо о "неродной" плате (или повреждении уникальной адаптивной информации, хранящейся в плате).

Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост

4) Диск запускается, раскручивается и работает без посторонних шумов. Самая распространенная проблема. Чаще всего это большое количество нечитаемых секторов, либо сбои в микропрограмме диска. При такой проблеме диск попросту не может отвечать на команды по интерфейсу (т.е. на команды от компьютера, проще говоря).

Уже на этом этапе специалист может примерно понять, насколько сложна проблема и приблизительно сориентировать по стоимости.


Для более тщательного анализа используется программно-аппаратный комплекс (далее ПАК или PC-3000).

Сам комплекс состоит из платы (PCI или PCI-Express, чаще всего) к которой подключаются диски посредством штатных интерфейсов SATA или PATA (IDE), а также терминального интерфейса (если у диска он используется) и специального ПО.

Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост

Ниже виден интерфейс программы:

Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост

В программной части виден набор утилит для каждого производителя дисков и для разных семейств. Кроме того, снизу мы видим регистры состояния и ошибок, а также индикацию линий питания 5 вольт и 12 вольт (при превышении тока по любой из линий вместо зеленого сигнала будет красный). Они также очень помогают специалисту в работе.


К примеру, при неисправности платы регистры состояния и ошибок либо не будут показывать ничего, либо будут показывать нечто странное (то есть будут гореть разные регистры).

Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост

При нормальном запуске диска будет виден сначала сигнал BSY (занят), а после выхода диска в режим готовности - сигналы DRD и DSC (диск готов и ожидает команды).

При большом числе нечитаемых секторов диск сначала может выйти в готовность, но при любом обращении к нему загорится также сигнал BSY (то есть диск занят, нормальное состояние при получении команды, но в данном случае он может в таком состоянии держаться долго или даже вечно).

При неисправности блока магнитных головок диск сначала может находиться в состоянии BSY, а после остановки двигателя дать сигналы готовности, но при этом он будет определяться только с зашитыми в плату заводскими параметрами (то есть, чаще всего, без серийного номера и модели диска). Если бы мы подключили такой диск к обычному компьютеру, то в BIOS диск мог бы "определиться", пусть и не верно, но в интерфейсе операционной системы мы бы его не увидели.


В данном посте я рассмотрю самый распространенный случай - нечитаемые сектора или сбои в микропрограмме диска.


Итак, при подключении диск, чаще всего, даст сигнал готовности, но при любом обращении зависает намертво, либо очень медленно реагирует на команды.

Чтобы заставить такой диск работать, нам потребуется "обмануть" его, чтобы он смог отвечать на команды по интерфейсу, а не занимался "самокопанием" (то есть постоянным процессом поиска сбойных секторов и переназначением их).

Для разных моделей действия сильно отличаются.


К примеру, многие ремонтники или IT-специалисты знают о так называемой "Мухе ЦЦ" на дисках Seagate 7200.11 (и не только). При подобной проблеме диск не отвечает ни на команды по интерфейсу SATA, ни на терминальные команды (хотя сам он передает информацию о состоянии по терминалу, и самое последнее сообщение от диска содержит следующее: "LED:000000CC" отчего проблему так и назвали).

Для решения этой проблемы нам необходимо заставить диск прекратить исполнение программы и получить указания от нас. Среди специалистов используется способ закорачивания канала чтения в нужный момент (после первоначальной инициализации диска, но до загрузки программы, приводящей к его зависанию). Для этого, чаще всего, используется либо обычный пинцет, либо припаянная к нужным контактам кнопка. Сразу скажу, что для каждой версии платы эти контакты разные. Также среди любителей пользуется популярностью способ изолирования контактов двигателя, но этот способ более рискован.

Если диск не смог загрузить программу и зависнуть, то он все еще не будет отвечать на команды по интерфейсу SATA (так как и эти программы не были подгружены), но сможет отвечать на команды по терминалу.

Далее нам требуется сделать копию всех служебных модулей (при наличии PC-3000), чтобы упростить дальнейшую работу с диском, а затем запретить диску самостоятельно искать и переназначать сектора, и пересчитать транслятор (он используется для пересчета секторов из логического вида (сектор 0, 1, 2, и т.д.) в физический (головка 0, цилиндр 0, трек 0, сектор 0; головка 0, цилиндр 0, трек 0, сектор 1 и т.д.), более подробно могу рассказать в других постах, если будет интерес).

После пересчета транслятора и перезапуска диска он определится (опять же, если случай обычный) абсолютно нормально и штатными способами мы сможем получить доступ к данным.

Далее, если мы работаем на ПАК, то запускаем специальную утилиту для вычитывания данных PC-3000 Data Extractor, находим самые важные для нас (или заказчика) данные и вычитываем их в первую очередь.


Ваши комментарии и вопросы буду учитывать при написании дальнейших постов (если будет интерес, конечно)


Ну и напоследок коте, естественно:

Восстановление данных: вид изнутри. ч.1 диагностика Восстановление данных, Жесткий диск, Ремонт техники, Длиннопост

Сообщество Ремонтёров

7.3K пост42.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ЗАМИНУСИЛИ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ В ЭТОМ СООБЩЕСТВЕ ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ В РЕМОНТЕ, ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ВТОРОЕ СООБЩЕСТВО:


Посты с просьбами о помощи в ремонте создаются в дочернем сообществе: https://pikabu.ru/community/HelpRemont

К публикации допускаются только тематические статьи с тегом "Ремонт техники".

В сообществе строго запрещено и карается баном всего две вещи:

1. Оскорбления.

2. Реклама.

В остальном действуют базовые правила Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за интересную информацию. Жду продолжения =)


Пользуясь случаем хочу спросить: купил я сей жёсткий диск: http://www.xcomspb.ru/seagate_stdr2000200_372717.html?utm_so... и радостно им пользовался примерно 2 месяца. Увы, после покупки Викторией не прогонял, потому не знаю его состояния в нетронутом виде.


Но вот так случилось, что он у меня упал на пол с высоты примерно 1 м., при этом он был подключён к ноутбуку и я с ним работал. После примерно три дня диск "шуршал" нормально, а потом начались щелчки и зависания при попытке прочитать данные (кстати, не знаю важно это или нет, использовал я его для хранения и потоковой обработки фотографий в Adobe Lightroom). Тревогу я забил день на пятый после падения, когда стали недоступны некоторые файлы. Прогнал Викторией и получил следующую картину (прикреплённое изображение). S.M.A.R.T. прочитать не удалось. Т.к. данные все были забэкаплены, я просто перестал его использовать и решил сходить в гарантию за обменом/ремонтом. На тот момент уже практически ничего прочитать нельзя было, а потом диск вообще перестал определяться системой, она его в упор не видела.


Вопросы следующие: это я его убил, уронив на пол? или возможен вариант с заводским браком? есть ли шанс, что в гарантийном сервисе мне его восстановят/дадут новый?


Заранее большое спасибо за ответ!

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (9)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Диски очень не любят падения, тряску, удары, особенно при поданном напряжении. А если в момент удара был процесс чтения или записи - это практически всегда приведет к повреждению поверхности пластин. Так что в вашем случае практически явно, что диск вышел из строя из-за ваших действий.

Хорошая новость в том, что в гарантийном сервисе им нет дела до того, что вы делали с диском. Они стоят копейки в производстве, заменить на новый для них нет проблем, чаще всего они так и делают.

Шансы, что его починят - нулевые. То есть такие диски в принципе невозможно починить.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Конкретно с точки зрения физики можете пояснить, что происходит с HDD при падении включенного ноутбука? Я так понимаю диск после этого в утиль?

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Если он стал плохо или медленно работать - в утиль.


По поводу физики процесса:


В выключенном состоянии головки находятся в специальной парковочной зоне, где они отделены друг от друга довольно приличным расстоянием. При этом закреплены они в этой зоне при помощи довольно гибких подвесов, т.е. при падении в выключенном или в запаркованном состоянии они с очень большой вероятностью не будут повреждены даже чуть-чуть.


Во включенном состоянии они могут находиться над поверхностью пластин, либо опять же могут быть запаркованы. Если они находятся не в парковочной зоне (во время операций чтения или записи), то при падении (если они не успеют запарковаться, т.к. на современных дисках есть встроенные акселерометры, которые паркуют головки при появлении серьезного ускорения) они могут задеть поверхность пластин. Этим они вызовут микроскопические царапины на магнитной поверхности пластин, либо сами сильно повредятся. Если они вызвали царапины, то со временем эти царапины будут разрастаться, ибо парят над поверхностью они на микроскопическом расстоянии, и при малейшей неровности они будут её задевать и увеличивать в размерах.


Примерно так. Опять же, множество нюансов, которые описать довольно сложно.


Грубо говоря:


Диск отключен - маловероятно, что хоть как-то это ему повредит.


Диск включен, но нет операций чтения или записи - скорее всего, все будет хорошо.


Диск включен и во время падения были активные операции - диск либо полностью выйдет из строя, либо получит повреждения, которые будут увеличиваться со временем.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за столь развернутый ответ! А разве бывает такое, чтобы во включенном состоянии не было операций чтения/записи. Постоянно в фоне какие-нибудь системные процессы пишут логи. Еще вопрос по SSD, я так понимаю им падения не страшны вовсе?

Автор поста оценил этот комментарий
посмотрят смарт и увидят что диск роняли => нет гарантии
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Чаще всего люди даже не знают, куда смотреть, что роняли. Если смарт плохой - меняют. Ну это из моей практики опыт, он несколько субъективен, понимаю.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Уважаемый @k4z1, как вы и сказали, диск мне по гарантии поменяли без вопросов. Прямо на месте получил точно такой же. Пришёл я домой и первым делом стал проверять его в Виктории. И тут же смутил меня факт, что Вика не может прочитать данные S.M.A.R.T. - статус UNCN. Это обязательно что-то плохое?


upd. А вот посоветанная вами программа S.M.A.R.T. Vision даёт вот такой результат...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Идеальный смарт, все хорошо :) пользуйтесь этим диском аккуратно, ибо они очень не любят удары, тряску, вибрацию и перегрев (довольно хрупкие). Но если уберечь диск от всех этих бед, то будет служить долго :)
Автор поста оценил этот комментарий

Понятно. Спасибо за обнадёживающую информацию касаемо замены =)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку