Вий

Вий Вий, Николай Гоголь, Хома и суслик, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

"Паночка померла". Н.В.Гоголь. Вий.

Ведьма, ведьма, смута злая,
На гробу своём летает.
Круг пытается пробить,
Брат на брата натравить.
Ей плевать на нашу веру.
В помощь кличет изуверов -
Вурдалаков, упырей
И безбожников чертей.
Им бы кровь попить людскую.
Ой, смотри, зверьё лютует!
Под Великими крестами
Раздувает своё пламя.
Три вампира, душегуба,
Загудели в свои трубы.
Рядовых чертей не жалко,
Лишь бы было в хате жарко.
А Хома слезу роняет,
Знай, молитвы всё читает.
Вот с ноги сапог стянул
И по гробу звездонул.
Не сдаётся им философ.
Вправо, влево водит носом.
Что-то не поёт петух,
Крик его не режет слух.
Ведьма челюстью стучит,
Вурдалакам говорит:

"Вия, Вия приведите,
Поскорей его найдите.
Бьюсь с Хомой уже три ночи.
Открывайте Вию очи.
Пустим мы Хому на мыло.
Надоело его рыло.
За меня ведь вся Европа.
Всех оставлю с голой попой.
За меня Евросоюз,
А ещё пиковый туз.
Вот он, вот он, упыри!
На запчасти его рви.
Слабых бьют. Так есть и будет.
И никто нас не осудит".

Ведьма, ведьма - злая стерва.
Украина вся на нервах.
Запад, север, юг, восток.
От войны спаси нас, Бог!

https://stihi.ru/2014/02/23/4683
https://db.chgk.info/question/vmog09br/18

Вий (1967)

Стой!
Тпру, Чалый, приехали.
Выходим, пан философ.
Спирид, не забудь коней напоить.
Прошу, ясновельможные паны.
А горилка есть?
Есть, заходите.
Выпьем, хлопцы, за здоровье пана ректора.
А что, ребята, выпьем за здоровье пана ректора.
Пейте, паны.
Ой, пье чумак, грошей не имае...
Наливай.
Наливай, наливай, шинарочко!
Я хотел бы знать, чему вас в бурсе учат?
Тому ли самому, что дьяк в церкви читает, или другому?
Великий ученый.
Я тоже пойду в бурсу.
Ты думаешь, что я не выучусь?
Всему выучусь!
Боже ж мой!
Пусть будет так!
Чумак пье, грошей не...
А я хочу знать...
Иди ты к бисову батькови!
Не спрашивай.
Бог уж знает, как нужно.
Нет, а я хочу знать, что написано в тех книжках.
Может, что-нибудь другое.
На что такое говорить?!
Отпустите меня.
Отпустим его...
Философ. Не бойся, пошли. Пан не узнает.
Ты все стоишь? Пошли.
Отпустите меня, братцы.
Отпустите!
Панночка померла.
Панночка померла.
Замолчите.
Панночка померла.
Панночка померла?
Уже померла?
Цыть, Серко, панночка померла!
Отпустим, братцы, Хому домой?
Отпустим, братцы.
Пусть идет себе.
Да отчипитеся вы от него...
Панночка померла.
У, стерва ледащая.
Напрасно пан философ думает улепетнуть из хутора.
Тут не такое заведение, чтобы можно было удрать.
Ступай лучше к пану.
Он ждет тебя в светлице.
Что ж...
Я с удовольствием.

https://цитаты-из-фильмов.рф/phrases/43/3/

Панночка-девушка, старуха, ведьма
Во время первой встречи читателя с ведьмой, она предстает в образе безобразной старухи, но потом становится невероятной красивой девушкой
Вся округа знала, что панночка ведьма, но только ее отец богатый и влиятельный сотник, поэтому-то и поделать ничего не могли.
Неизвестно сколько бы еще погубила жизней распоясавшаяся ведьма, если бы Хома не остановил её, пусть даже и ценой собственной жизни.
По округе пошло известие, что кто-то ночью убил дочь богатого сотника. Умирая, она просила, чтобы отходную по ней три дня читал киевский бурсак Хома Брут. Об этом сообщил бурсаку ректор.
Три ночи Хома отпевал панночку,но собравшаяся нечесть кинулась на бурсака, и от ужаса Хома испустил дух.

Так ее же философ сильно избил за то что летела на нем, она же ведьма

А повесть прочитать -- никак? Там написано, отчего умерла.
Философ ее избил до смерти, а она перед кончиной попросила отца именно его пригласить отпевать. И отомстила.))

Николай Васильевич говорит:- от побоев!
https://otvet.mail.ru/question/232882348
Николай Гоголь «Вий (сборник)» — история Гордеева Ольга

Все истории Гордеева Ольга

Все истории о книге «Вий (сборник)»

Вий (сборник)
Николай Гоголь

2 мая 2017 г. 13:59

Исследование повести "Вий". II часть.

Содержание II части:
1. Ведьма?
2. Старая церковь
3. Способности и особенности главной героини "Вия"
4. Первая ночь
5. Вторая ночь
6. Третья ночь
7. Вий
8. Финал

Ведьма?

Должна уточнить, что в рамках данного исследования я ставлю перед собой задачу лучше понять, кем же являлается панночка «Вия». Едва ли ее можно назвать простой ведьмой, ведь и способности этой героини и ее любопытные особенности (которые мы обсудим позже) ясно дают читателю понять, что перед нами не ведьма, а некто гораздо более могущественный, иначе у нее не было бы возможности: 1) быть бессмертной или после физической смерти остаться в мире живых в течение трех ночей, 2) призывать нечистую силу и заставлять ее подчиняться себе, 3) призвать Вия и использовать его в своих интересах. Обычные ведьмы в рамках славянской мифологии, как правило, наделены гораздо более скромными возможностями. Чаще всего они являются служителями Матери-Природы, варят различные снадобья (как целебные, так и ядовитые), упражняются в искусстве заговоров, занимаются знахарством, имеют способность обращаться в различных животных и вступать в сговоры с прочими представителя темных сил (вроде леших или домовых), могут быть как злыми, так и нейтральными по отношению к людям. Понятно, что представления Гоголя о ведьмах (исходя из того, как он описывал их в своих произведениях) несколько отличались от традиционных в рамках славянской мифологии. Его ведьмы во многих своих чертах похожи скорее на западноевропейских демониц, летающих на метлах (и не только), участвующих в шабашах, убивающих младенцев, пьющих кровь и т.п. Но даже на их фоне панночка сильно выделяется. Данная героиня Гоголя является очень ярким и впечатляющим персонажем, в сравнении с которым меркнут все остальные женские героини писателя. Она являет собой как бы апогей гоголевского представления о женщине в рамках его творчества, все в ее образе доведено до абсолюта: красота, могущество, сексуальность, злость и жестокость. Кроме того, в конечном итоге победу в рамках повести одерживает именно панночка. Пытаясь определить ее место в творческом мире Гоголя, можно с уверенностью сказать, что она там – главная, а сама эта повесть – один из важнейших шедевров писателя.

Комната с мертвой панночкой.

Весь пол был устлан красной китайкой. В углу, под образами, на высоком столе лежало тело умершей, на одеяле из синего бархата, убранном золотою бахромою и кистями. Высокие восковые свечи, увитые калиною, стояли в ногах и в головах, изливая свой мутный, терявшийся в дневном сиянии свет. Лицо умершей было заслонено от него неутешным отцом, который сидел перед нею, обращенный спиною к дверям. Философа поразили слова, которые он услышал:
– Я не о том жалею, моя наймилейшая мне дочь, что ты во цвете лет своих, не дожив положенного века, на печаль и горесть мне, оставила землю. Я о том жалею, моя голубонька, что не знаю того, кто был, лютый враг мой, причиною твоей смерти. И если бы я знал, кто мог подумать только оскорбить тебя или хоть бы сказал что-нибудь неприятное о тебе, то, клянусь богом, не увидел бы он больше своих детей, если только он так же стар, как и я; ни своего отца и матери, если только он еще на поре лет, и тело его было бы выброшено на съедение птицам и зверям степным. Но горе мне, моя полевая нагидочка, моя перепеличка, моя ясочка, что проживу я остальной век свой без потехи, утирая полою дробные слезы, текущие из старых очей моих, тогда как враг мой будет веселиться и втайне посмеиваться над хилым старцем…

Как мы видим, сам сотник человек крайне суровый, жестокий и дочь свою он любил очень сильно. Догадывается ли старый пан о том, кем именно была его дочь? На первый взгляд, нет. Но позже текст повести покажет нам любопытные детали в поведении сотника и всех жителей его селения, из чего мы сможем сделать вывод о том, что все они на самом деле - преданные слуги своей хозяйки, а хутор, где они обитают - таинственное место, которое имеет массу мистических особенностей.

А теперь обратим внимание на более подробное описание внешности панночки. Речь в этом тексте идет уже о мертвой (как кажется) девушке, лежащей на столе в доме сотника.

Медленно поворотил он голову, чтобы взглянуть на умершую и…
Трепет пробежал по его жилам: пред ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста – рубины, готовые усмехнуться… Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшно знакомое показалось в лице ее.

Итак, перед нами (и Хомой) необыкновенно красивая девушка, роскошная, не имеющая в облике своем никаких недостатков (даже не смотря на то, что она мертвая). Лежала она как живая, что в очередной раз заставляет нас вспомнить о «Мертвой Царевне» Пушкина, так как образ словно бы живой принцессы, лежащей в гробу, там очень ярко описан. Да и вообще вся концепция "смертного сна", известная по сказкам и мифам, тут обретает до странности ясное воплощение. Героиня не умерла, побои Хомы не убили ее, а лишь на время лишили сил, для восстановления которых героиня впадает в некое состояние, схожее с летаргическим сном. Окружающим она кажется мертвой, хотя девушка так прекрасна и следов тления никто не наблюдает. Смертный сон, который имел мощное символическое значение в жизни (а может, и смерти) самого Гоголя находит тут воплощение в его повести.

Далее мы снова видим знакомые детали: чело, нежное и белое, как снег; брови- ночь, которые указывают на черный цвет волос панночки; ресницы- стрелы; уста-рубины, т.е. огненно красные, как и алые (кровавые) губы Мертвой Царевны.

Философ остался один. Сначала он зевнул, потом потянулся, потом фукнул в обе руки и наконец уже обсмотрелся. Посредине стоял черный гроб. Свечи теплились пред темными образами. Свет от них освещал только иконостас и слегка середину церкви. Отдаленные углы притвора были закутаны мраком. Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость; сквозная резьба его, покрытая золотом, еще блестела одними только искрами. Позолота в одном месте опала, в другом вовсе почернела; лики святых, совершенно потемневшие, глядели как-то мрачно.

Согласно традиционным представлениям церковь должна служить местом безусловной защиты для людей от всяческой нечистой силы. Но Гоголь парадоксально выбирает именно церковь для свершения своеобразного ритуала отмщения Хоме и теперь мы уже понимаем почему.

Теперь снова вернемся к панночке и поговорим подробнее об ее способностях. Дело в том, что самая известная героиня Гоголя прославилась не только ночными полетами на незадачливых мужчинах, подвернувшихся ей под руку. Все жители селения знали за ней те или иные ведьмовские проделки. Многое, конечно, было придумано специально для Хомы и Гоголь сознательно пишет об этом так, чтобы читатель легко мог различить вымысел от правды, но некоторые поступки панночки были подтверждены фактами (например, мертвыми телами ее жертв). Рассмотрим отрывок из повести с описанием ее деяний.

Итак, панночка была способна на самые типичные ведьмовские проделки (вроде наведения порчи или приворота понравившихся ей мужчин). Но, в числе прочего мы видим, что она еще и была самой настоящей вампиршей. Причем, описанной именно так, как их описывали в старинных сказках, на основе которых еще сам Брэм Стокер писал своего «Дракулу».
Если помнить о вампирских проделках героини, то ее необыкновенная красота (в ней не было ничего тусклого, мутного, умершего), которая поразила Хому во время первой ночи, кажется вполне объяснимой. Как и странности с возрастом ведьмы, ведь как мы помним в повести она предстает перед читателем то старухой, то молодой красавицей. Но я должна предупредить читателя о том, что совершенно неверно считать панночку вампиршей. Кровь- лишь незначительный атрибут, маленькая деталь образа. Панночка - не ведьма, но и не вампирша, однако она объединяет в себе способности и тех, и других, а это уже говорит о ней многое, лишний раз подтверждая мнение о том, что данная героиня Гоголя - создание поистине демоническое, древнее и всемогущее. Далеко не с простой ведьмой малороссийского хутора довелось встретиться Хоме. А раз так, то почему именно он? Случайно подвернулся, сам пришел в заранее расставленную ловушку? Быть может...

Такая страшная, сверкающая красота!
Он отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не утерпел, уходя, не взглянуть на нее и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул еще раз. В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее. Но в ее чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови.

Далее рассмотрим подробно три роковые ночи, в течение которых ведьма пыталась найти и убить Хому.

Первая ночь.

В рамках повести к помощи непосредственно своих прислужников панночка прибегнет только в третью ночь (это в церкви, а не на хуторе в целом). Две первые героиня будет пытаться самостоятельно отыскать Хому. Обратим внимание на любопытные метаморфозы в ее внешности. Она то прекрасна, как живая, то вдруг становится вся синяя с позеленевшими глазами и злобным, страшным выражением лица. О чем это говорит? Поведение панночки в течение этих трех ночей показывает постоянные переливы между ее сущностью и своего рода ведьмовской маской, которая и при жизни скрывала ото всех ее подлинный облик. И дело тут не столько в истинном возрасте этой героини, сколько в том, что будучи существом не из мира живых, панночка в истинном своем облике имеет массу черт, указывающих на ее происхождение. О значении этих черт подробно можно почитать в моем исследовании сказки Пушкина "О Мертвой Царевне" (ссылка в профиле).

Хома спасает себя кругом, который не дает ведьме увидеть своего обидчика. Панночка же блуждает по церкви, словно слепая, летает в гробу, но все равно не может найти Хому. Почему так происходит? Почему простой меловой круг не дает могущественным силам пройти за его границы? Такой своеобразный магический круг с древних времен считался своего рода оберегом. Надо заметить, что даже сам Вий не смог бы пройти за границы этого круга, если бы Хома не посмотрел на него. Это раскрывает один из самых важных и интересных моментов повести, но о нем мы погорим чуть позже.

«Чего бояться? – думал он между тем сам про себя. – Ведь она не встанет из своего гроба, потому что побоится божьего слова. Пусть лежит! Да и что я за козак, когда бы устрашился? Ну, выпил лишнее – оттого и показывается страшно. А понюхать табаку: эх, добрый табак! Славный табак! Хороший табак!»
Однако же, перелистывая каждую страницу, он посматривал искоса на гроб, и невольное чувство, казалось, шептало ему: «Вот, вот встанет! вот поднимется, вот выглянет из гроба!»
Но тишина была мертвая. Гроб стоял неподвижно. Свечи лили целый потоп света. Страшна освещенная церковь ночью, с мертвым телом и без души людей!
Он дико взглянул и протер глаза. Но она точно уже не лежит, а сидит в своем гробе. Он отвел глаза свои и опять с ужасом обратил на гроб. Она встала… идет по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь.
Она идет прямо к нему. В страхе очертил он около себя круг. С усилием начал читать молитвы и произносить заклинания, которым научил его один монах, видевший всю жизнь свою ведьм и нечистых духов.
Она стала почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить ее, и вся посинела, как человек, уже несколько дней умерший. Хома не имел духа взглянуть на нее. Она была страшна. Она ударила зубами в зубы и открыла мертвые глаза свои. Но, не видя ничего, с бешенством – что выразило ее задрожавшее лицо – обратилась в другую сторону и, распростерши руки, обхватывала ими каждый столп и угол, стараясь поймать Хому. Наконец остановилась, погрозив пальцем, и легла в свой гроб.

Вторая ночь.

Теперь посмотрим, что происходило в церкви во вторую ночь. Кстати отмечу еще и то, что Хома поначалу довольно таки странно реагировал на ночное поведение панночки. Конечно, он очень сильно ее боялся, но его переживания были крайне примитивными - герой переживал не за свою душу, а лишь за сохранность тела. Да еще и не забывал думать о вознаграждении вплоть до третьей ночи. Нужно заметить, что этот герой так до самого конца и не осознает своих ошибок и не обретет веры, а к молитвам будет прибегать как любой глупый человек, который пытается использовать их как, своего рода, инструмент для решения проблем.

Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мертвые, позеленевшие глаза. Бурсак содрогнулся, и холод чувствительно пробежал по всем его жилам. Потупив очи в книгу, стал он читать громче свои молитвы и заклятья и слышал, как труп опять ударил зубами и замахал руками, желая схватить его. Но, покосивши слегка одним глазом, увидел он, что труп не там ловил его, где стоял он, и, как видно, не мог видеть его. Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотанье кипящей смолы. Что значили они, того не мог бы сказать он, но что-то страшное в них заключалось. Философ в страхе понял, что она творила заклинания.
Ветер пошел по церкви от слов, и послышался шум, как бы от множества летящих крыл. Он слышал, как бились крыльями в стекла церковных окон и в железные рамы, как царапали с визгом когтями по железу и как несметная сила громила в двери и хотела вломиться. Сильно у него билось во все время сердце; зажмурив глаза, всё читал он заклятья и молитвы. Наконец вдруг что-то засвистало вдали: это был отдаленный крик петуха. Изнуренный философ остановился и отдохнул духом.

Третья ночь.

Вий.

Ну и наконец, обратимся к одному из самых интересных героев этой повести- жуткому и загадочному Вию. Прежде посмотрим, что из себя представляет это существо и какими именно способностями оно обладает, а также почему у панночки есть власть призывать его. Уже потом определим, почему Вию удается увидеть Хому.

Они приблизились к церкви и вступили под ее ветхие деревянные своды, показавшие, как мало заботился владетель поместья о боге и о душе своей. Явтух и Дорош по-прежнему удалились, и философ остался один. Все было так же. Все было в том же самом грозно-знакомом виде. Он на минуту остановился. Посредине все так же неподвижно стоял гроб ужасной ведьмы. «Не побоюсь, ей-богу, не побоюсь!» – сказал он и, очертивши по-прежнему около себя круг, начал припоминать все свои заклинания. Тишина была страшная; свечи трепетали и обливали светом всю церковь. Философ перевернул один лист, потом перевернул другой и заметил, что он читает совсем не то, что писано в книге. Со страхом перекрестился он и начал петь. Это несколько ободрило его: чтение пошло вперед, и листы мелькали один за другим. Вдруг… среди тишины… с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа.
У Хомы вышел из головы последний остаток хмеля. Он только крестился да читал как попало молитвы. И в то же время слышал, как нечистая сила металась вокруг его, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов. Не имел духу разглядеть он их; видел только, как во всю стену стояло какое-то огромное чудовище в своих перепутанных волосах, как в лесу; сквозь сеть волос глядели страшно два глаза, подняв немного вверх брови. Над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря, с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионьих жал. Черная земля висела на них клоками. Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом.

Обратим внимание на то, как описана эта нечисть. Гоголь почти не дает точных описаний и, тем не менее, исходя из реакции Хомы, у читателя складывается довольно таки точное представление о том, насколько страшными были эти существа и как именно они выглядели. Это один из ярчайших моментов писательского дарования Гоголя, когда мастер способен с помощью незначительных вроде бы деталей создать необходимое у зрителя настроение. Что за существо Гоголь описывает в этом отрывке? И что это в виде черного пузыря с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионьих жал висело над этим монстром? Диву даешься.

– Приведите Вия! ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца.
И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и все сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
– Вот он! – закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.

Итак, мы видим, что панночка именно призывает Вия. Т.е. он не является сам по собственному (так сказать) желанию. Почему так происходит? Потому что Вий, как и все прочие упыри и вурдалаки - не более чем слуга панночки, но не простой, а так сказать... высокоранговый. Он предводитель других ее слуг, обладающий особенной способностью - видеть душу. Но видеть ее он может только если ему позволят. Отсюда и его имя и внешний облик. Придумал ли Гоголь данного героя с ноля, без всякой фольклорной первоосновы? Я склоняюсь именно к этому варианту. Вспомним, как в начале I части данного исследования я писала о том, что несмотря на предисловие Гоголя к "Вию" специалисту по фольклору так и не обнаружили следов этого существа в этом самом малороссийском фольклоре. И если Гоголь выдумал Вия специально для этой повести, то это было сделано неспроста. Функция этого существа- видеть скрытую душу, прозревать душу (даже скрытую магическим кругом) и для этого у него огромные глаза и не менее огромные веки (от слов "глаза" и "веки", напомню, образовано и название существа). Обрати глаза свои (зеркало души) к древним существам иного мира (посмотри на Вия) и они увидят тебя (как Вий и увидел Хому). Впервые ли Гоголь описал Вия или это существо все же уже существовало в мифах и сказках- не суть важно. Важнее, в чем была суть этого существа и его способностей. Это одна из ярчайших смысловых жемчужин повести - причина смерти Хомы лежит в его собственном желании обратиться ко злу, выраженном во внезапном любопытстве этого героя. Смерть Хомы наступает не по вине нечисти (так как пропели петухи), злобные служители панночки не разрывают Хому на куски, он умирает от страха. Причем, очень любопытно, какими именно словами Гоголь это описывает –«Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха». Именно от страха душа покидает тело героя и Хома умирает. Таким образом, повесть четко показывает читателю, что главный герой погиб исключительно по своей вине. Из-за страха и любопытства (желания обратиться к темным силам) и неверия... а может быть, и любви к той самой панночке. Как знать...

Кстати, по поводу финала главной героини повесть нам ничего не сообщает. По фильму мы помним, что панночка легла в гроб, обратилась в жуткую старуху и вроде как окончательно умерла. Но у Гоголя ничего такого нет. Что сталось с панночкой, в кого она обратилась и куда подевалась после расправы над Хомой нам не рассказано. Зато есть слова о том, что произошло с той самой церковью- «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги». А что с панночкой? Как бессмертное существо она никуда не делась, как и ее таинственная обитель (в повести "Вий" воплощенная в хуторе), и ее слуги под предводительством Вия.

В финале хочу упомянуть и своеобразное послесловие Гоголя, которое повествует нам о том, что Халява и Тиберий после смерти их друга Хомы, нисколько не изменились, а остались все теми же ворами, пошляками и безбожниками, успешно карабкающимися вверх по служебной лестнице. А Хома... Хома отправился в теперь уже совсем иной мир, на ступеньку отходящий от хутора панночки и какая судьба была ему там уготована, повесть о том умалчивает
https://www.livelib.ru/story/21280-vij-sbornik-nikolaj-gogol

— Панночка померла.
— Як, вже померла?

Гоголь как никто смог ярко и конкретно проиллюстрировать текущую ситуацию с королевой Елизаветой.

Я в глубоком, нет, не трауре, а в ахере от белого шума вокруг события, нас, в общем-то, никаким боком не касающегося.

Да, королева умерла.
Люди смертны, королевы не исключение. Они в былые времена были гораздо более смертны, чем, например, их статс-дамы. Взялся за королевский гуж — готовься к встрече с палачом уж.

Елизавета прожила жизнь долгую. Ушла в 96. Наш просвещенный век ей в том пособил — головы неугодным монархам давно уже не рубят. Её по слухам народ ещё и любил.

Королеве можно позавидовать — жила в достатке и комфорте, пенсии хватало на платки от Hermes и породистых щенков. Много ли для счастья в её годы надо?
Сын при бабе, внуки тоже под присмотром.
Можно и помереть спокойно.

Нет бы сказать «Светлая память» и вернуться к ссущности своего повседневного бытия. Но надо же каждому фрезеровщику 6 разряда обсосать в социальных сетях сей прискорбный факт.

— Ушла эпоха! — не написал только ленивый.
Слушай, ты, герцог, блеать, Усть-Перепиздюйский, какая эпоха от тебя ушла?
Где ты, а где Букингемский дворец или Вестминстерское аббатство?
Да ты в этих словах по 18 букв в каждом не выговариваешь. Логопед нервно курит в сторонке.

Короче, ребята, кончай стенания.
Англичане сами разберутся, у них опыта с королевами поболе нашего.
Смешно же читать, на самом деле.
Узбагойтесь, как говорится. Свеклу пора копать, морковку, а Елизавету без нас закопают. У них там про это дело протоколы лет триста назад составлены.

Светлая память королеве.
И всё.
И всё.

Приведите Вия!
30 сентября 2021
Думаю, "Вий" - одна из самых знаменитых повестей Николая Гоголя. "Паночка помэрла", "Приведите Вия", "Поднимите мне веки" - это первое, что приходит на память при воспоминание об этом произведении) Мне давно хотелось посмотреть мюзикл "Вий", наверное, с тех самых пор, как увидела первую афишу. И мои ожидания оправдались! Это было действительно великолепное и яркое зрелище, полное погружение в действо, мне прям страшно стало, когда прозвучала фраза "Позовите Вия"! И я видела реакцию своих коллег - соседей))

Паночка в исполнении Анастасии Макеевой так чертовски хороша! Какой голос, какой взгляд (да, да я видела это с 8го ряда) Анастасии удался и образ старухи; ее совершенно было не узнать по голосу. Наблюдать ее на сцене было одно удовольствие! БРАВО! А какой у нее продуманный наряд! Ее полет во вторую ночь когда огромная ее юбка трепещет - как-то проникаешься сочувствием к философу. Хома Брут в исполнении Дмитрия Савина великолепен! Их дуэт с Анастасией удался! Оказывается, я уже видела Дмитрия на сцене Московского областного Театра юного зрителя. Очень рада новой встрече! Как же меня зацепила ария Сотника "Горе" в исполнении Максима Заусалина! Прямо сердце защемило.. Он ещё был в таком гриме, с темными кругами под глазами, суровым взглядом. ..Браво!

https://www.bolshoyvopros.ru/questions/4217388-pannochka-pom...

https://mybook.ru/author/nikolaj-vasilevich-gogol/vij-2/cita...