Винсент ван Гог и Ансельм Кифер
Винсент ван Гог, создавая портрет Августины Рулен («Колыбельная»), трактовал его как символ материнства и утешения — своего рода «современную Мадонну», переосмысляющую традиционную религиозную иконографию. Художник задумывал эту работу как часть диптиха с двумя вариантами «Подсолнухов», усиливая тем самым её сакральный подтекст через мотив цветов как символа жизненной силы.
Эти идеи находят неожиданное отражение в инсталляции Ансельма Кифера, где представлен одинокий перевёрнутый подсолнух. Работа отсылает ко второй части «Фауста» Гёте, где главный герой совершает путешествие в царство «праматерей» — мистический источник всего сущего.
Положение цветка, устремлённого вниз, визуализирует мотив нисхождения Фауста в глубины подсознательного и вечного. Таким образом, если Ван Гог возвышает подсолнух до уровня духовного символа, Кифер, сохраняя его метафизическую нагрузку, трансформирует образ в знак хтонического погружения.
Лига искусствоведов
800 постов2.3K подписчиков