958

Велосипедные колеса и покрышки.

Всем доброго времени суток!

Сегодня поговорим про велосипедные колеса и резину. Пост рассчитан на начинающих, потому профессионалов прошу либо пройти мимо, либо уместную критику, которой буду только рад, только давайте обойдемся без "все что не хоп - не втулки" и подобного.

Это колеса, если кто не знал:

На картинке вилсет (от английского wheel set, так называют комплект колес заводской сборки). колес от шимано. Про вилсеты подробнее расскажу позже, а сейчас давайте посмотрим на устройство колеса:

1. Обод

Про обода особо много говорить не стану, по сути просто нечего сказать.

Во первых обода бывают одинарные, двойные и тройные.

Нас интересуют только двойные. Одинарные слишком мягкие, на них постоянно появляются восьмерки и яйца, сейчас такие обода встречаются крайне редко, только на старых велосипедах и ультра дешевых китайских. Тройные слишком тяжелые, сейчас такие применяются редко и только на ДХ, поскольку имеют очень большую прочность и выдерживают огромные нагрузки, но мировая практика показывает, что их вес не оправдан. Двойные обода - золотая середина. Они жесткие и достаточно легкие, а потому и самые популярные.

На картинке ниже различные варианты усиления ободов. Самый популярный и доказавший свою эффективность - вариант с кружочками (правый верхний), ну и ещё эти кружочки служат для соединения клепанных ободов.. Центральная перемычка на прочность сильно не влияет, но защищает от вырывания спиц из обода.

Во вторых обода бывают пистонированные и непистонированные.

Пистон эта такая железка, впрессованная в обод. Предназначена для распределения нагрузки и продления срока службы обода. В целом большой разницы нет. Пистоны вроде как надежнее, но все равно часто случается такое.

Наиболее надежный вариант - двойное пистонирование, при котором нагружаются обе стенки обода, как и при наличии в ободе центральной перемычки. (справа двойное пистонирование, слева одинарное).

В третьих обода бывают под ободные и под дисковые тормоза. Соответственно разница лишь в том, что обод под ободной тормоз имеет поверхность для торможения.

Ещё можно разделить на обода для камерной установки резины и бескамерной (обычно и без ободной ленты они). Но про это скажу когда буду о резине говорить. Ещё один интересный момент - сварной или клепанный обод. Собственно сварной обод сварен лазерной сваркой стоит больше и производитель говорит, что это прочнее. На деле я никогда не встречал развалившихся в месте соединения клепанных ободов, да и сварных тоже. Может конечно и есть разница, если удар придется прям по стыку, но это ещё постараться надо. Вот так выглядит клепаный обод. На сварном шва нет.

2. Втулка.

Втулка отвечает за накатистость колеса. Втулки бывают на промышленных подшипниках и на насыпных.

Вот устройство втулки на промах

А вот на шарах:

Втулки на промах лучше и геморроя с ними меньше, т.к. нет разбалтывающихся контргаек и не требуют обслуживания, в то время как втулки на шарах нужно обслуживать, т.е. разбирать и смазывать. Да и катят прома как правило лучше, также их можно заменить на керамические игольчатые подшипники, которые катят ещё лучше, но надежность ниже на удары. Однако тут есть одно исключение - shimano, делающие все свои втулки только на шарах. И их шары очень хороши и катят лучше многих промов, поскольку у шимано достаточно технологий. чтобы шары были максимально гладкими, их полируют лазером и хрен знает что ещё с ними делают.

Итог: либо втулка на промах, либо шимано на шарах.

Дальше может быть или не быть крепления для ротора, оно необходимо если тормоза дисковые. Потом втулка может быть под ось и под эксцентрик, некоторые сейчас удивятся, но это очень распространенное заблуждение. Вот эта штука называется эксцентрик (обозначается как QR) и он не является осью:

Его задача не давать колесу выпасть. А сама ось находится внутри втулки. А вот втулка и ось отдельно:

Вообще ось как правило относится не ко втулке, а к вилке или раме, за исключением бмх втулок, там ось относится ко втулке. Есть быстросъемные оси, а есть как на картинке выше, совсем не быстросъемная.

Теперь о стандартах. Оси бывают: 10, 12, 14, 15, 20, 30 и зависит это от велосипеда.

10 обычно сзади, редко спереди, чаще всего на болтах или гайках. Используется в трюковых дисциплинах.

14 стандарт бмх, иногда встречается на мтб трюковых

12 стандарт задней оси экстремальных дисциплин (эндуро, дх, фрирайд)

15 кросскантрийная передняя ось, иногда на эндуро вилках встречается.

20 передняя ось трюковых мтб дисциплин и экстремальных

30 что-то редкое и особенное, вообще не встречается. Я никогда такого не видел, только слышал о таком.

QR - самый распространенный стандарт, самый дешевый. Сейчас встречается на городских, прогулочных, бюджетных кантрийных, на кантрийных сзади и ещё очень много где. И если вы не катаете жесть, то менять что-то чтобы поставить ось вместо него смысла нет. Вообще эксцентрик находится внутри оси, как правило 10мм, но иногда и внутри больших осей, чтобы увеличить размер подшипника.

Раз начал говорить о стандартах, то сразу скажу про ширину втулки. Обычно размер втулку указывается как M x N, где М - ширина, а N - размер оси. Передняя втулка обычно шириной 110, задняя 135. На велосипедах для экстремальных дисциплин задняя бывает 142 и 150.

обозначается соответственно 110х20, 142х12 и т.д.

Вилка с осью выглядит так:

Теперь что касается только задней втулки.

Задняя втулка является элементом трансмиссии, ну вернее её часть. На мультиспид велосипедах (когда сзади много звезд) на втулке стоит так называемый барабан - устройство, куда надевается кассета. На картинке слева трещотка, а справа барабан.

Трещотки стоят только на бюджетных велах, поскольку проигрывают барабану практически во всем, кроме цены. Барабан бывает стальной или алюминиевый. Алюминиевый легче, но на него можно ставить только кассету с алюминиевым пауком иначе будет так:

Внутри барабана обычно 2 промышленных подшипника.

Также обычно на барабане расположены собачки(выпирающие штучки) а в корпусе втулки зацепы. Чем больше собачек и зацепов, тем меньше свободный ход втулки. Сбободный ход - градус, на который провернется барабан без взаимодействия с колесом. Существуют версии с собачками во втулке и зацепами на барабане. Собачки могут быть на одной пружине и каждая на своей, но это уже тонкости.

Для синглспид систем может быть либо драйвер, либо минибарабан. Это драйвер:

Минибарабан выглядит как барабан, но только под одну звезду. На обычный барабан можно надеть специальные проставки (single speed kit) и сделать сингл. Дальше лезть в тему синглов не стану, большинству оно не нужно.

3. Спицы

Про них много писать не буду и скажу однозначно DT Champion 2.0 лучшие спицы в соотношении цена качество и существуют всех возможных размеров. Есть конечно ультралайт баттированные спицы (переменной толщины), есть спицы сапим, но большинству они не нужны. Подбор длины спиц расписывать не буду. Есть масса отличных калькуляторов длины спиц, я советую калькулятор на сайте сапим. Там все в картинках и очень понятно. Спицуют обычно в 3 креста, так что количество перекрестий ставим 3, фланец - часть втулки куда вставляются спицы, измеряется по осям противоположных отверстий.  Спиц в колесе стандартно 32, однако есть колеса повышенной жесткости на 36 и ультралайт на 24 да ещё и с аэро(плоскими) спицами. Важно чтобы количество дырок на втулке совпадало с количеством дырок на ободе.

3.1 Ниппеля

Черная штучка позволяющая спице держаться в ободе. Они бывают всех возможных цветов.

Их можно брать любые, лучше латунные, они долговечнее, особенно при всесезонном катании.

Спицевать колесо самостоятельно я не люблю и не особо рекомендую, лучше отдайте в мастерскую, там есть станок и измеритель натяжения спиц. Восьмерки можно править самостоятельно, нужно купить спицевой ключ.

И так, собственно колесо мы уже собрали. Теперь наклеим ободную ленту, её можно и самую дешманскую лепить, за исключением лент под бескамерки, правда большинство ободов под бескамерку не требуют ленты. Синяя хрень - ободная лента.

Уход за колесам заключается в проверке натяжения спиц, если ослабли, нужно подтянуть. После покупки нового велосипеда или вилсета, нужно через 2 недели подтянуть спицы. Также нужно смазывать насыпные подшипники консистентной смазкой. Размер колес влияет на накат и на жесткость колеса. Для прогулок я бы рекомендовал 29 колеса, т.к. у них лучший накат и тряска меньше. Вообще для города и кросс кантри 29 колесо - лучший выбор.

Теперь пару слов о вилсетах. Вилсет - готовый набор колес завоской сборки, как правило такие колеса хорошего качества и прилично стоят. Единственное я не советую брать особенные вилсеты, вроде этого(Crank Brothers Cobalt 2):

Он не плохой, даже наоборот, да ещй и смотрится очень круто, но если лопнет спица, хрен вы её найдете быстро, а если найдете, то стоить она будет довольно прилично. Конкретно это вилсет стоит немного меньше 50 000. Подходит либо богатым либо спонсируемым:) Взять нормальный вилсет и не заморачиваться довольно неплохое решение.

Дополнение про литые диски.

Честно говоря хрень полная. Нормального литья нет, а все остальное делают в китае и качество отвратительное. Весят они много, прочности мало, попросту говоря они трескаются, если восьмерка, то её не выправить. Единственный их плюс - стоят они копейки, т.к. производство самое простое и дешманское. Есть конечно исключения, но они редки, т.к. там уже технологии не те (как минимум термообработка) и цена заметно возрастает, и опять в своей ценовой категории они проигрывают сборным колесам. Ну и про карбоновые цельные колеса говорить не стоит, они специфичны и стоят очень много.

И тут место кончилось, так что резина отдельным небольшим постом.

Спасибо за внимание:)

Времени совсем мало и потому писать посты регулярно не особо получается:(

Если есть личные вопросы, то меня можно найти в вк.

Лига Велосипедистов

7.7K постов15.2K подписчиков

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

Извините, устал читать. А есть что-нибудь по литью?

Таких пользователей неискушённых тоже всё больше и больше.

Копипасту закиньте, пожалуйста+

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (31)
10
Автор поста оценил этот комментарий

А чо по литью? Во всём проигрывает стандартным вилсетам. Ужасный вес, невозможность исправить восьмёрки или какие-то косяки, хрупкость. Некоторые считают, что выглядит круто, может быть. Но с функциональной точки хрения это ещё то дерьмо. Это если мы говорим о 99% того, что видим на улице. Есть, я думаю, какие-нибудь карбоновые "литые" (не спицованные) колёса для трековых велосипедов, но их узкая направленность и огромная цена не позволит нацепить их на обычный велик

раскрыть ветку (15)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Вес это и плюс и минус, инерция больше. Езжу на литье второй год и мне нравится больше чем колёса на спицах в тех же ценах, правда на прочность я их не проверял
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Большой вес колеса это только минус, инерция тут нахрен не нужна. По вашей логике на шоссейных велосипедах должны быть тяжелые колеса, помогающие поддерживать высокую скорость? Полный бред. Везде, что в велоспорте, в мотоспорте, в автогонках, везде делают колсеса максимально легкими, потому что важнее быстрее раскрутить их, а не поддерживать скорость. Долго ли ты в городе едешь с одной и той же скоростью? Через каждые 150 метров светофоры, перекреки, нужно тормозить, а потом разгоняться, бордюры и т.д. Не успокаивай себя, китайское литьё говно без вариантов

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

не буду спорить, на вкус и цвет все фломастеры разные. после смерти литых я бы тоже не стал покупать именно литье а взял бы спицевое. Но меня действительно устраивают. по трассе самое оно. ездил на довольно большие расстояния и запарился явно меньше остальных, хотя возможно тут еще и промо с играло свою роль

0
Автор поста оценил этот комментарий

Как обладатель литья, подпишусь под каждым словом.

1) дорого;
2) нельзя чинить, но при этом они довольно крепкие, прыжки с бордюров, лестницы, им ни по чём, на большой яме разлетятся, но и спицевые тоже не выжержат такого удара;
3) довольно тяжелые по сравнению со спицевыми, тут без вопросов, если хочешь лёгкие, то это уже ну совсем космические деньги;
4) парусность страшная (иногда это и плюс, см. дальше).

Из плюсов:

1) выглядят они просто шикарно (дело вкуса, но всё же нельзя отрицать их необычность), так что внимание и эстетическое удовольствие вам обеспечено, это один из основных факторов;
2) ехать по ветру, ну это не передать, скорость просто космическая развивается. Тоже самое в штиль, отлично помогают держать скорость;
3) в сочетании с карбоновой вилкой, дают смягчающий эффект, что очень приятно, если ездишь по не самым идеальным дорогам, помягче спиц;
4) Бешеный накат, просто невероятный. Сам тестировал, крутятся просто бесконечно, вот видео: https://www.youtube.com/watch?v=87Jy5QZDvOc.

Вцелом мне очень нравятся, не доставляют дискомфорта, красивые, накатистые. Кроме случаев, когда едешь на горку против ветра, тогда просто хочется уничтожить весь мир. За весом я не гонюсь, катаюсь для тренеровки, а не для результатов средне-скоростных, так что всё устраивает. Со спицами проще, но не так приятно. Кстати, разгонялся на литье этом до 82км/ч (с горки естественно), стабильность на уровне.

Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

не. у нас из пяти семейых великов на китайце лопнула покрышка вместе с шиной..и я подумал, что надо менять всё. что выше обода? логично?и там, мне кажется всё стандартно. и китайчата говорят,что,мол, заказывай у нас литьё, всего лишь недорого, зато у тя будет первозданный вид, обычное колесо наверно надо

раскрыть ветку (10)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Ты ещё про эффект "парусности" не забывай. Глянь какой ширины эти вставки на литых дисках.
А теперь прикинь, как ты едешь на более-менее высокой скорости активно вкручивая на велосипеде и по сути вся эта хирабора на колесе при кручении по сути образует "стену". И тут резко подул боковой ветер (ну или нерезко, а постоянно или порывами). Тут на обычных то спицованных колёсах неплохо так сносит, а при литых дисках в движении, может условно говоря снести в бок, как пакет из Ашана валяющийся на дороге)
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо. Щас по тихой грусти колёса поменяю. Литьё шлак. Но красивый
3
Автор поста оценил этот комментарий

А при чем тут диск то. это просто поменять покрышку и камеру. Дешманские китайские покрышки имеют свойство взрываться.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

хз. я велосипед недёшево покупал этот. вот и подумал, что хоть один будет хорош, а он хуже проверенного форварда, хотя и красивше раз в пять,а старые джити без дисков им фору дадут. надо его сдавать, значит(

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий
велосипед недёшево покупал этот, а он хуже проверенного форварда,

Новый на литье был? Это унылое говно вне зависимости от того, на какую цену тебя развели.


К слову вел на нормальном литье может стоить 200. Но не 20 точно.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Недешево - это сколько?

Понятие цены у всех разное. Мне вот вчера вел ценой в 45000 оценили в 4500.
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Около двадцати 4 года назад. Для меня и сейчас это недёшево
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Эх. 20к - серьезные деньги, у меня зп меньше. Но на сегодняшний день хороший стритовый хардтейл на синглспиде стоит ОТ 40 000 РУБЛЕЙ только запчастями, и то при условии, что вилка(мягкая) и рама бу
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

стритовый, неплохой кантрийник для повседневного катания стоит от 25:)

Зачем на стрите мягкие вилки, это скорее на дерте нужно:)

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, где же вы видели стрит за 25к? Покажите мне, я поеду и два куплю. У меня стрит на мягкой вилке(бережет суставы, пока учишься катать. А иначе беда

1)Рама DC Pussy Street 2007

2)Вилка Marzocci DirtJumper 20mm, пружина от RockShox Argyle 302 черная, жесткий эластомер

3)Вынос Xenium

4)Руль NoName CrMo сталь

5)Система с кареткой Shimano на промподшипниках

6)Седло и подседел SanMarco

7)Подседельный хомут Kink

8)Заднее колесо:

Обод MTX 33 32h

Втулка Xenium XH-756-D10 32H на насыпных подшипниках

Резина Maxxis HolyRoller.

9)Переднее колесо:

Обод AlexRims Adventurer 32h 26"

Втулка GT Front DH41SB Disc 32H 20mm на промподшипниках

Резина NoName

10)Передние дисковые механические тормоза

Машинка Avid BB5

Ротор Promax 180 мм

Ручка тормоза Shimano BT-T4000

Выходит 42 тысячи рублей при курсе доллара в 55 рублей, вилка, рама, седло, подседел, руль, вынос, передняя втулка, система, педали и рокринг брались БУ. Из топовых только заднее колесо и вилка, хоть и БУ. А переднее, кстати, говно. Обод и резину надо менять, и срочно

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

ой, хотел про него написать, но забыл. Честно говоря хрень полная. Нормального литья нет, а все остальное делают в китае и качество отвратительное. Весят они много, прочности мало, попросту говоря они трескаются, если восьмерка, то её не выправить. Единственный их плюс - стоят они копейки, т.к. производство самое простое и дешманское. Есть конечно исключения, но они редки, т.к. там уже технологии не те (как минимум термообработка) и цена заметно возрастает. Ну и про карбоновые цельные колеса говорить не стоит, они специфичны и стоят очень много.

раскрыть ветку (10)
0
Автор поста оценил этот комментарий

хм. у мелкого на велике литьё.... он упал сильно , и мне сказали, что надо новое колесо.....я чёт подумал и решил, что оригинал не надо.....нах. пускай гоняет на классике...на спицах имеется ввиду

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот и я о том. Надежности 0, они трескаются от попадания в небольшую яму... Ну и вес сильно мешает, так что кроме понтов во дворе и красивого вида литье ничего не даст. Колеса должны быть легкие.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

взвешивал- 4кг

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

4 гк десткое колесо... Охренеть, у меня 2 колеса весят 2кг...

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

ну так у вас велосипед наверно не БМВ

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

БМВ если не китай выпускает хорошие велы:)

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

в курсе))))у меня бээмвэ не тот(у нас китай), старший сын на нём гоняет. Мы с женой на эвелэнчах старых, средний на форварде кранчере( недавно перелез), мелкий на каком-то коллекшине(щас посмотрел) с двумя страховочными колёсами....

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

не втулка, а - СТУПИЦА КОЛЕСА

так было всегда

а втулкой называют промежуточную деталь, например:

ось диаметром 10мм, а ступица внутри 20, используют бронзовую ВТУЛКУ диаметром 20мм и 10мм внутри.

по-аглицки ступица WHEEL HUB

HUB - имеет собирательное значение и у байкеров используется как ОБЪЕДИНИТЕЛЬ СПИЦ

изучай мат.часть

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Дядь, ты прав по сути, при этом стоило бы учесть, что есть десятилетиями устоявшиеся названия ;) в каждой сфере.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Джип - это тоже марка автомобиля, а не тип авто в целом. Но тем не менее, это имя нарицательное и любой внедорожник называют именно джипом, в этом нет ничего не правильного. И матчасть тут совсем не при чем.
Нахуя вообще так заморачиваться на терминологии - не ебу. Слишком легко жить, что ли?
0
Автор поста оценил этот комментарий
Что могу сказать о вело-литосе

Есть такая итальянская фирма, Гримека. В 90-х они выпустили серию магниевых литых дисков на велик, которые были довольно годные, т.к. эта-же фирма выпускает литьё и тормоза для мотоциклетных производителей, таких как Хонда, Априлия, Дукати и т.д.

Если на вашем колесе штамп Гримека-значит это качественное колесо, хоть и не для спорта/экстрима.

В наши дни китайцы додумались сделать что-то похожее, но из какого-то говняного порошкового сплава. Естественно, качество-дерьмо. Лично видел на таких недо-дисках по 3 трещины на колесо. Ставят их на ардисы и прочие ашаны с алиэкспресса.

Существуют ещё пластиковые, карбоновые диски, но это совсем другая история.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

не, там краской нарисовано шимано, и никакой гримеки нет, я хочу на тот литой обод воткнуть кенду с протектором(восьмёрки вроде нет), а если не получится то пускай все гоняют на бэушных джити. всё. хватит

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Значит китай. Лучше сдать его в цветмет от греха подальше:)
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

обидно. жалко... цветмета там, скорее всего нет...сплошной тонкий металл и магниевый сплав кривого красивого колеса

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку