Величие Deep Rock Galactic
Deep Rock Galactic — это феномен. Не потому что она стрельнула какими-то невероятными цифрами в онлайне, как Helldivers 2 или Hogwarts Legacy, а как раз потому, что она, по факту, никогда и не стреляла, а держалась на плаву вот уже как несколько лет, имея при этом примерно один и тот же онлайн. Более того, количество одновременно зашедших в игру пользователей достигло пика только в июне 2024 года. Как PvE, даже не PvP, игре, где надо добывать минералы, чистить пещеры от полчищ жуков и пить пиво, удалось поддержать стабильный уровень лояльного и играющего комьюнити? Я вам отвечу: Deep Rock Galactic — шедевр, и не просто в своём жанре, а в принципе, как игра. И прежде, чем вы подумаете, что я кидаюсь громкими словами, позвольте мне всё рассказать.
Это не обзор, игре уже несколько лет. Для незнающих — это попытка указать, что они упускают из вида настоящий гем. Для бывалых — напоминание, в какую замечательную игру нам доводится нынче поиграть и быть её частью.
1.
Некоторым, скорее всего, Deep Rock частенько, особенно на распродажах, попадался в списке рекомендаций. И также многие, вероятно, просто скипали его, не придавая значение какой-то непонятной игре с мультяшными дворфами за двести пятьдесят рублей, «ну мб рогалик какой-то на пару десятков часов с недостатком контента и горами доната». Ну где это видано, чтоб за такую цену в наше время продавали что-то полноценное и наполненное? И вот тут самая главная ошибка: за небольшую цену вы получаете ВСЁ. Да, именно всё, что есть в игре, и всё, что будет в дальнейшем, за учётом небольшого количества исключительно косметических предметов из DLC. А косметики в Deep Rock Galactic и так просто навалом: если вы думаете, что откроете всё за сотню или даже пару сотен часов — вы глубоко заблуждаетесь. Я мало где видел, (а может и нигде) чтобы игроки скупали все DLC в первую очередь для того, чтобы поддержать разработчиков деньгой, а уже после чтобы возыметь какой-то внутриигровой предмет. А виной тому отношение Ghost Ship Games к тем самым игрокам: из сезона в сезон, из обновления в обновление всё и всем достаётся абсолютно бесплатно. Ни четыре баттлпасса, добавленные за время жизни игры, ни новые типы врагов, ни новые генерации пещер, ни ивенты, ни косметика, ни новые оверклоки (о которых мы чуть позже поговорим) — ничего не требует от игрока никаких вложений, и это вызывает лишь искреннее уважение к разработчикам.
2.
И что же нам по итогу предлагает Deep Rock Galactic? В игре есть 4 класса дворфов: Скаут, Инженер, Стрелок и Бурильщик. Каждый из них имеет свой собственный набор оружия и специальных способностей. У скаута есть крюк-кошка, с помощью которой он может преодолевать большие расстояния за короткий промежуток времени, а также пушка со световыми зарядами, просвечивающими большие области затемнённой пещеры. Инженер умеет сооружать автоматические турели и платформы. Стрелок способен устанавливать защитные щиты и зиплайны, медленные, но которые использует вся команда. Бурильщик же за считанные секунды бурит туннели и взрывает большие объёмы пород с помощью С4, позволяя сокомандникам пробираться даже в самые труднодоступные места. Каждый дворф специализируется на определенных задачах, и нужная синергия всегда приводит пати к победе. И вовсе не обязательно пикать 4 разных класса, можно взять четыре бурильщика и устроить армагеддон, руша пещеру буквально на части. И, фактически, любой из классов способен действовать в одиночку, средства для этого все есть. Разница лишь в подходах.
Deep Rock Galactic позволяет играть как одному, так и в команде. Конечно, игра с другими — это именно то, в чем Deep Rock раскрывается лучше всего, это веселье, миллион свистопердящей фигни на экране и командное взаимодействие. Весело играть не только с друзьями, но и с рандомами. Разрабы буквально вывели тимплей на какой-то новый уровень. Чуть-чуть поиграв и поняв концепцию как самого мира игры, так и его основ, ты не просто начинаешь играть ради победы — ты играешь ради момента и пытаешься разбавить жестокую черноту мира золотистым оттенком дворфийского пива. Если до эвакуации осталась одна минута, а где-то далеко нокнули твоего собрата — ты бежишь туда со всех ног и пытаешься его спасти, и совершенно пофиг на то, что миссия считается выполненной, если хоть один игрок смог эвакуироваться — а всё потому что: «Leave No Dwarf Behind». Deep Rock Galactic пропагандирует здравые человеческие ценности — дружбу и взаимовыручку.
Но есть и соло-мод, где нам выдают универсального дрона под именем Боско. Deep Rock в одиночном режиме раскрывается уже с совсем другой стороны: из разноцветной вакханалии взрывов, выстрелов и криков дворфов «MUSHROOM», мы перемещаемся в Богом забытые места, где гулкая тишина изредка сменяется звуками местной флоры и фауны и согласным цифровым пиликаньем Боско или нашего верного мула Молли. Тогда-то и можно вовсю узреть зловещую красоту планеты Хокссес, неизведанную и таяющую в себе множество секретов. Вообще, Deep Rock Galactic — одна из тех игр, в которой скриншоты не имеют должного эффекта — игра выглядит очень красиво именно в движении.
3.
В плане боевой системы у игры дела обстоят просто изумительно. У каждого класса 3 праймари и 3 секондари оружия, то есть, суммарно, всего в игре оружия 24 штуки. Казалось бы, маловато как-то, да? Да и играть с определёнными видами пукалок могут только дворфы подходящего класса. Но не спешите с выводами. Во-первых, такого разнообразия в огнестреле я в играх не видел почти нигде. Может, только в серии «Borderlands». Штурмовая винтовка, плазменная винтовка, арбалет, СМГ с микроволновыми волнами, огнемёт, хладомёт, пулемёт, ракетница, автопушка, винтовка с аимботом, дробовики, дезинтегрирующий пистолет, и так далее. И всё оно стреляет исключительно по-своему и приятно, нет никакого ощущения, что ты палишь с одной и той же пушки, только слегка модифицированной (привет хеллдайверсам!). И это я еще в учёт гранаты не брал, каких тут только нет, и обычных, и бумерангов, и топоров, и гранат, высвобождающих кучку самонаводящихся дронов, в общем, есть, где разгуляться. Но это еще далеко не всё. Все оружия имеют ветвь прокачки, в которую входят как обычные модификации на вроде ускоренной перезарядки, так и что-то более необычное, например, выдающее каждому проджектайлу АОЕ-эффект.
И вот теперь к тем самым оверклокам. По мере достижения некого уровня, игроку начинает выпадать ресурс (штука, прикол, вещь), который позже можно будет скрафтить в кузне за некоторое количество минералов и кредитов. Оверклоки бывают разных типов, и все они дают какой-то особый эффект вашей пушке. Например, по дефолту ракетница стрелка выпускает самонаводящиеся снаряды, но вылетает их относительно немного. От оверклока «Rocket Barrage», мини-ракеты перестают самонаводиться, но их вылетает столько, что ты ощущаешь себя какой-то ходячей турелью. Это здорово, это меняет ощущение от оружия и добавляет вариативности каждой отдельно взятой пушке. То бишь, тут наскучить мало что может. В игре огромное количество билдов, как на эффективность, так и на фан, а могут быть и на то, и на другое. В любом случае, благодаря такому разнообразию энтузиасты даже сделали сайт под названием Karl.gg, где каждый может поделиться своей сборкой.
4.
Что же о врагах и их видах, то их много, действительно много, и некоторые из них делятся на типы. О части из них я рассказывал в своём предыдущем ролике про космических жуков. С момента выхода того видео разработчики выпустили новое обновление, добавив несколько новых типов существ, одни из которых, скажем так, выглядят довольно странно и жутко, в хорошем смысле, разумеется. В наличии жуки, летающие жуки, растения и роботы, и ко всем нужен отдельный подход. Любым оружием можно убить любого врага, но с разной эффективностью. Полчища жуков разлетаются в стороны от взрывов, смачно ложатся замертво от выстрелов, замерзают и рассыпаются на льдинки от холода, сгорают и тлеют от огня и плазмы и взрываются изнутри от микроволн. Стрелять по противникам, короче говоря, приятно.
Убивать же их и выполнять поставленные цели приходиться не на заранее смоделированных картах, а на полностью сгенерированных. Каждый новый забег это не прямо-таки принципиально, но новый экспириенс. У карт всё же имеются пресеты генерации, но это, на мой взгляд, только плюс, ибо для определенных заданий некоторые пресеты просто бы не подошли. Как пример: мне как-то довелось поиграть с каким-то чуваком на миссии по добыче минерала. Песчаная карта сгенерировалась так, что она была строго вертикальной и напоминала лютый лабиринт. Мне за инженера пришлось строить лесенки вверх и вместе с этим чуваком искать выход больше часа, отбиваясь от полчищ жуков, и это была пятая сложность, последняя. И за сотню часов до этого я ни разу не имел подобного опыта. Может, звучит скучно, но на самом деле всё было иначе: припасов было в обрез, а жуки то и дело пёрли, пока мы пытались найти выход из вертикального лабиринта. Короче, было волнительно, оттого и победа над лабиринтом и жуками была слаще. Но, в целом, дефолтный заход может занимать от 10-ти до 30-ти минут, в зависимости от типа миссии и сложности, такие вот приколы на час бывают редко.
Помимо этого, в Deep Rock Galactic есть рандомная генерация событий и различные биомы, например, лавовый, кристаллический, радиоактивный, грибной, песчаный, о котором я упомянул выше, и еще несколько. А также различные модификаторы, как негативные, так и не очень, как, например, модификаторы на низкую гравитацию, особое скопление дальнобойных жуков или токсичный воздух, который отнимает здоровье и которое можно пополнить с убийства жуков. Rip and Tear.
Ну и, конечно, у всех дворфов есть кирки, поэтому каждый волен копать в нужном направлении, ограничений нет, карта полностью разрушаемая.
5.
И вот от разрушаемости перейдем к графике. Разработчики явно знали, чего хотели от игры, и поэтому изначально решили сделать её воксельной. Игра может показаться мультяшной из-за неё, но это не совсем так, особенно если посмотреть на новых гуманоидных монстров.
Воксельная графика позволила сделать полностью разрушаемое окружение, красиво стилизовать игру и упростить разработку контента не только для самих разработчиков, но и для мод-комьюнити. Да, у Дип Рока есть поддержка модов, и их много! Как с дополнительным новым контентом, так и с quality-of-life фичами. Есть даже модификация на увеличение числа игроков в лобби! Или на пердёж.
Единственное «но» в такой графике — это отсутствие жидкостей в связи со сложностью реализации её физики. Всякая слизь и вязкие поверхности есть, но воды и лавы, к сожалению, нет.
Что до самого комьюнити, то тут, я думаю, уже многие знают, что здесь оно из самых приветливых и дружелюбных, а фразу «Rock And Stone!» не слышал только человек, далекий от игр в принципе. Складывается ощущение, что разрабы изначально знали, что и как нужно сделать, чтобы всё работало как часы, и фантазии у них точно не занимать. Вот эта вышеупомянутая фраза — что-то вообще гениальное. Она может означать всё, что угодно, но и при этом она всегда имеет положительный оттенок. Это может значить благодарность, радость, смех, приветствие. Но никогда что-то отрицательное или обидное.
Да и сам Deep Rock выглядит и чувствуется самобытно, несмотря на привычные вещи. И жуков злых мы видели, и роботов, но всё в мире Deep Rock Galactic имеет какой-то лёгкий налёт неинтуитивности, если вы понимаете, о чём я. Впервые встретившись с Caretaker, вы вряд ли сразу поймёте, что нужно делать и куда стрелять. Вселенная не шибко похожа на другие.
И, в общем-то, задумка с дворфами в сай-фай сеттинге и пивом — это что-то с чем-то.
6.
Вселенная также не менее интересна. Ghost Ship Games выдержали баланс между тупорылостью и гримдарком. Каким бы глупым не казался окружающий мир, он довольно жесток и мрачен. Сначала вы с братками тверкаете под музыку и пьёте пиво, потом пинаете бочки по всей станции куда попало, а затем в безысходности пытаетесь выжить в темных пещерах полных кровожадных созданий.
Более того, разработчики поощряют всякую глупость и тупость, это, можно сказать, одна из фишек игры. Увидели гриб — и все четыре дворфа стоят пять минут на него пингуют, пока мужик из контроля за операциями вздыхает и матерится. Кусок золота — всё то же самое. На космической станции всюду летят бочки и кружки от выпитого пива, мужик из контроля за операциями уже рвёт волосы на голове (если таковые ещё остались). Если, например, усадить четыре бочки на сиденья десантной капсулы — получите ачивмент. И такого в Deep Rock полно.
И в тот же самый момент лор говорит нам, что у дворфов довольно-таки нерадужные перспективы. Мало кто в принципе возвращается назад, и десантная капсула — это ни что иное, как билет в один конец. Менеджмент наплевательски относиться как к жизни дворфов, так и к технике с искусственным интеллектом (в одном из окон на станции можно увидеть выброшенную голову дриллдозера). Возможно, у самой компании Дип Рок Галактик и имеется расчёт на то, что дворфы не доживут до получения каких-то выплат. Все кредиты и минералы, которые игроку выдают за миссии — это фикция, их можно тратить исключительно в Спейс Риг.
Лора немного, но это и плюс, ибо поддерживается нужный уровень тайны. Откуда эти роботы и чьими руками они были сотворены? Почему флора и фауна Хокссес так агрессивна? Кто такой Карл? Вернулся ли к обычной жизни хоть один дворф? Что таит в себе ядро Хокссес? На многие из этих вопросов мы, вероятно, получим ответы в ближайшей игре от Ghost Ship’ов — «Rogue Core».
7.
Но в каждой бочке мёда есть немножечко дёгтя. Какие бы оды я не пел разработчикам и этой игре — они совершают ошибку. Расширение вселенной и издание различных игр по ней — это, безусловно, здорово, но в связи с выпуском спин-оффов комьюнити делится на части. Какая-то часть шахтёров засела в «Deep Rock Galactic: Survivor», какая-то засядет в «Rogue Core», а кто-то останется в оригинале. Так или иначе, как бы это не привело к слишком распростёртой базе игроков, где всех по чуть-чуть. Берите пример с Габена: CS: GO больше нет, есть Counter Strike 2, и точка!
8.
Что же мы имеем в сухом остатке? Deep Rock Galactic — это почти идеально выверенная во всём игра, в которой люди проводят сотни и тысячи часов. В ней всегда есть, чем заняться: каждый ресурс нужен и он расходуется, есть множество баттлпассов (разработчики открыли баттлпассы из прошлых сезонов, да), постоянно выдают какие-то задания, имеются долгие сложные данжи, рассчитанные на слаженную командную работу, и в которых предоставляются награды. Различные модификации на картах, высокие уровни сложности с настоящим хардкором, поддержка модов, выпуск обновлений который год…
Море крутого оружия с модификациями, весёлые классы, наличие перков и их прокачка, различные сборки, отличное комьюнити, множество разнообразных врагов, продвижение лора, процедурная генерация карт и событий, отсутствие какой бы то ни было повестки и, в конце концов, наличие четырех угарных потных дворфов, которые любят пить пиво и прикалываться. Тут есть буквально всё, что нужно для фана, ребята, для меня это — шедевральная игра. И если я вас не убедил — попробуйте её сами.