Величайший актёр Витаутас Томкус
29 июля – день рождения великого, моего самого любимого актёра Витаутаса Томкуса (1940-2022). Это был артист самой первой величины и по советским меркам, и по мировым, потому что советский кинематограф был, есть и, наверное, всегда будет №1 в мире.
Томкус обладал всеми качествами и характеристиками, которыми должен владеть выдающийся артист. Мощь, харизма, обаяние Томкуса-актёра соединялись в его киногероях с мощью, харизмой, обаянием Томкуса-человека.
Это был актёр, способный придать и придававший явную выразительность, особый колорит, глубину почти любой роли, которую исполнял; способный сделать почти любую свою роль запоминающейся (в хорошем смысле), способный сделать сильнее почти любой фильм, в котором снимался.
Говорю "почти", потому что стопроцентных попаданий, стопроцентного эффекта не бывает никогда, нигде, ни у кого и ни в чём. Хотя из всех фильмов с участиях Томкуса, что я видел – а таковых я видел больше 30 – ни в одном из случаев не могу сказать, что он сыграл явно плохо.
Томкус сыграл в большом количестве сильных и удачных советских фильмов. Перечислю только картины из расширенного списка моих любимых: "Последний рейс "Альбатроса", "Богач, бедняк", "Цена возврата", "Игра хамелеона", "Три дня на размышление", "Остров сокровищ", "Двойной обгон", "Государственная граница. Солёный ветер", "Эксперимент доктора Абста", "Ралли", "Случай в квадрате "36-80", "Полёт через Атлантический океан", "Сумка инкассатора", "Лицо на мишени", "Никто не хотел умирать", "Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии".
Витаутас Ромуальдасович был в советском кинематографе одним главных мастеров по созданию отрицательных образов: уголовники и рецидивисты, нацистские офицеры и агенты вражеских спецслужб, пираты и разбойники, бандиты и бароны.
Всех их Томкус играл так, чтобы, с одной стороны, это были сильные в художественном плане роли, а с другой – так, чтобы они не вызывали симпатий и желания быть такими же.
Вместе с тем талант актёра отнюдь не сводился к исполнению отрицательных ролей. В первую очередь надо выделить прекрасную роль советского разведчика в сильном 4-серийном фильме "Последний рейс "Альбатроса", вышедшем в 1971 году.
В тот период шпионский жанр у нас ещё не был достаточно развит, а потому, а потому и удачный фильм на заданную тему (тем более многосерийный), и хорошая игра Томкуса были особенно ценными.
К тому же для Витаутаса Ромуальдасовича это была первая съёмка в фильме общесоюзного масштаба и первая по-настоящему развёрнутая роль в кино.
Особенно показательно, что Томкус тогда почти одновременно и на высоком уровне сыграл две совершенно противоположные роли: советского героя-разведчика и пирата Джорджа Мэрри в "Острове сокровищ". Кстати, прибалты (Л. Норейка, Д. Банионис, Ю. Будрайтис) часто играли русских разведчиков, но именно роль Томкуса получилась единственной развёрнутой на много серий.
А какая у этого фильма концовка (осторожно, спойлер)! Герой Томкуса сознательно идёт на смерть, чтобы ею предотвратить десятки, сотни тысяч других смертей. Тут же звучит выдающаяся песня о разведчиках (вокал Юрия Гуляева, музыка Альфреда Шнитке, слова Александра Галича), усиливая трагико-героический драматизм зрелища.
Яркие положительные роли Томкус исполнял и в других фильмах: полковник уголовного розыска в удачном детективе Три дня на размышление", немецкий коммунист в историко-биографическом сериале "Карл Маркс. Молодые годы", механик в исторической драме-зарисовке "Ералашный рейс", тренер и педагог в детско-спортивном фильме "Воробей" на льду" и др.
Нередко Томкус в одиночку, своей сильной игрой, повышал капитализацию весьма средненьких фильмов: "Морские ворота", "Быть лишним", "Ералашный рейс", "Воробей" на льду". Или знаменитая картина "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго"; фильм откровенно слабый и малохудожественный, что, впрочем, было замаскировано блестящей работой художников и костюмеров, песнями В. Высоцкого и отдельными актёрскими перформансами – в т.ч. Томкуса.
Его герой только появился в кадре, ещё не успел ничего сказать или сделать, но за счёт отличной мимической работы, благодаря глубокому вживанию артиста в роль, зрителю уже понятно, что перед нами большой злодей – таким Томкус и предстал: ярким в художественном аспекте, но отталкивающим от себя в плане человеческом и не вызывающим жалости по поводу своей смерти.
Витаутас Ромуальдасович был актёром драматическим, но однажды здорово реализовался в комедийном образе. В 1987 году на экраны вышел отличный фильм "Игра хамелеона", сделанный на стыке комедии и детектива.
Надо сказать, что жанр комедийного детектива (или криминальной комедии) был одним из самых успешных в советском кинематографе: процент удачных фильмов в данном жанре был особенно высоким. Чего стоят хотя бы величайшие "Джентльмены удачи".
Но "Игра хамелеона" – картина особенная: она сделана на пересечении жанров комедии и детектива, но не криминального, а политического. Фильм высмеивает нравы и положение дел на Западе; причём с позиций не советского человека, а западного: фильм является экранизацией пьесы французского писателя Жана Поля Сартра.
Томкус в этой картине не на первых ролях, но глуповатый, недальновидный член правления в его исполнении получился, безусловно, ярким и запоминающимся. Фильм стоит того, чтобы его посмотреть – и сам по себе, и из-за игры Томкуса.
В общем, это действительно был актёр мирового масштаба. Каждый раз, заходя на страницу сайта кино-театр.ру, где отображаются новопреставленные актёры, я с тревогой в подсознании думал о Витаутасе Ромуальдасовиче: всё-таки ему было уже за 80. И вот, год назад, за 5 дней до своего 82-летия, Томкус ушёл из этой жизни.
Надо сказать, что и как человек, Витаутас Ромуальдасович производил позитивное впечатление. В проклятую Перестройку Томкус не запачкался в антисоветских недофильмах. И про Советский Союз ничего плохого не говорил.
Вечная память и Царствие Небесное великому советскому актёру!