«Вечные двигатели» Николая Кузнецова

Фигура Николая Кузнецова в авиакосмической промышленности затмевает многих выдающихся конструкторов Советской эпохи. Однако всё ли мы знаем о гении авиастроения? О чем сожалел и что он скрывал до конца жизни?

«Вечные двигатели» Николая Кузнецова Космонавтика, Авиация, Конструктор, Реактивный двигатель, Ракетный двигатель, Военная техника, Турбовинтовой самолёт, Реактивный самолет, Яндекс Дзен, Длиннопост

Стремление в небо

Будущий конструктор родился в городе Актюбинске в Казахстане в 1911 году. Туда бежал его отец, член компартии, от преследований. В 1930 юноша поступил в Московский авиационный техникум. Кузнецову приходится совмещать учебу с работой на авиамоторном заводе №24 им. М.В. Фрунзе, чтобы получить место в общежитии. Это был тот самый завод, где через много лет начнут выпускать двигатели, спроектированные самим Кузнецовым.


Известно, что он хотел стать лётчиком-испытателем. Но этой мечте не суждено было сбыться. В 1941 он защищает кандидатскую диссертацию, и его рекомендуют на кафедру конструкции авиадвигателей. В том же году он подал рапорт об отправке на фронт.


После нескольких попыток рапорт удовлетворяют. Но уже в октябре 1942 года указом секретаря ЦК ВКП(б) Кузнецова назначают в ОКБ В.Я. Климова на Уфимский авиационный завод №26. С этого началась его карьера авиаконструктора. Однако он стремился ещё выше, в космос. И такой шанс он получит спустя два десятилетия.

«Вечные двигатели» Николая Кузнецова Космонавтика, Авиация, Конструктор, Реактивный двигатель, Ракетный двигатель, Военная техника, Турбовинтовой самолёт, Реактивный самолет, Яндекс Дзен, Длиннопост

Кузнецов во время Великой Отечественной


«Вечные двигатели» Кузнецова

С 1949 по 1995 на Самарском предприятии под руководством Николая Кузнецова было создано 57 модификаций двигателей марки НК. И почти про каждый из этих двигателей можно было сказать «первый» или «самый».


«После себя Николай Дмитриевич оставил большое наследие – созданную им школу конструирования двигателей, огромный научно-технический задел, и даже некоторые проекты, которые конструктор не успел завершить. Сегодня эти темы реализовывает ПАО «ОДК-Кузнецов», — пишет «Ростех»


Выражение «вечные двигатели» отнюдь не преувеличение. В 1949 году, когда начались работы по созданию перспективного бомбардировщика, Туполев смог убедить правительство СССР, что стоимость разработки реактивного самолёта, который должен полететь за океан и вернуться обратно, обойдётся стране в баснословные деньги. Ведь тогда не было ни материалов, ни соответствующих технологий.

«Вечные двигатели» Николая Кузнецова Космонавтика, Авиация, Конструктор, Реактивный двигатель, Ракетный двигатель, Военная техника, Турбовинтовой самолёт, Реактивный самолет, Яндекс Дзен, Длиннопост

Другой причиной стало то, что Туполев уже присмотрелся к опытному ТВ-022, над которым работал Николай Кузнецов. Этот двигатель обладал необходимой для стратегической авиации мощностью – 12 тыс. л. с. По этому параметру его не превзошли до сих пор. В серийное производство двигатель вышел как НК-12. А самолёт назвали Ту-95, и он сохраняет статус самого скоростного турбовинтового самолёта в мире спустя 73 года после начала разработки.


В 1953 году конструктор создал теорию двухконтурных турбовентиляторных двигателей. В защиту которой в Министерстве выступил сам Туполев. А первый двигатель по этой концепции мы знаем как НК-32. К примеру в США первый подобный двигатель появился спустя 15 лет.


1963 год, снова Николай Кузнецов, снова Туполев (только уже младший), и снова первый сверхзвуковой гражданский авиалайнер Ту-144. Самолёт поднялся в воздух в 1969 и преодолел число Маха. Лайнер опередил не только звук, но и весь мир. Несмотря на то, что разработка «Конкорда» совместными усилиями Франции и Великобритании началась раньше, в небо он смог подняться только спустя несколько месяцев.

«Вечные двигатели» Николая Кузнецова Космонавтика, Авиация, Конструктор, Реактивный двигатель, Ракетный двигатель, Военная техника, Турбовинтовой самолёт, Реактивный самолет, Яндекс Дзен, Длиннопост

НК-33 и путь в космос

В 1958 году Кузнецов познакомился с Сергеем Королёвым, который размышлял над отправкой космонавтов на Луну. И уже через год началась работа над жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) с замкнутой системой. На тот момент ничего подобного в мире ещё не создавалось.

И вот в 1963 году двигатель был готов, однако роковой случай не позволил стать ему лунным. 14 января 1966 года в возрасте 59 лет ушёл из жизни Сергей Павлович Королёв, а спустя 3 года на Луну вступили американские космонавты. Казалось, что всё уже потеряно.


К 1972 году, несмотря на то что НК-33 и НК-43 прошли государственные испытания, произведённые двигатели решено было уничтожить. Однако Кузнецов не мог на это пойти. Долгие 2 десятилетия списанные двигатели хранились на одном из цехов предприятия. И всё это время они были самым большим сожалением гениального конструктора.


В 1992 году на выставке «Авиадвигатель» ЖРД Кузнецова поразили иностранных специалистов. В итоге 46 двигателей были проданы США. В 2013 году они 3 раза вывели ракету Antares, а после были заменены на российские РД-181. В 2010 году ПАО «Кузнецов» совместно с РКЦ «Прогресс» адаптировали НК-33 для ракеты «Союз-2.1в». С 2013 года по 2019 было совершено 5 пусков. Вся программа была выполнена успешно.

«Вечные двигатели» Николая Кузнецова Космонавтика, Авиация, Конструктор, Реактивный двигатель, Ракетный двигатель, Военная техника, Турбовинтовой самолёт, Реактивный самолет, Яндекс Дзен, Длиннопост

«Союз-2.1в» с двигателем НК-33А


Однако сам конструктор ушёл из жизни в 1995 году, так и не увидев, как его детище покорило космос.


Автор: kogman


Источник:  https://zen.yandex.ru/media/protech/vechnye-dvigateli-nikola...