В Рунете нет сейв-спейса. Как начинающему художнику реагировать на клиента, зрителя, комментарии?

Данный текст - размышления типахудожника-типафрилансера на некоторые болезненные темы, основанные в том числе на личном опыте. Я не претендую ни на лавры мегаментора, ни на профессионализм какого-нибудь крутана из индустрии с 30-летним стажем - просто высказываю то, что, на мой взгляд, было бы полезно учитывать новенькому на этом трудном поприще. Тому, кто уже через все это прошел, скорее всего, будет неинтересно. Равно как и тому, кто просто придет высказать свое фу в комментариях.


Я сейчас попробую разбить ситуации, которая рано или поздно с вами случатся - или уже случились и не раз - на простенькие пункты и сопроводить их своими, возможно, не вполне ценными комментариями. Может, кому-то в жизни и пригодится.


Вы создали паблик. Что дальше?


Зависит от того, хотите ли вы контактировать с его зрителями или нет. Если паблик (страничка, блог) создан исключительно как портфолио (или мусорная корзинка, в которую просто сбрасываются все работы по велению левой пятки), достаточно ограничиться шапкой и креативненьким названием. На этом ваша работа в принципе закончена, отключаете комментарии, если это возможно, и наслаждаетесь жизнью.


Плюсы: это ваше личное пространство. Никто не просит от вас апдейтов, не ругает стиль исполнения работы - вы живете и выкладываете в своем ритме.


Минусы: отдачи не будет, скорее всего. Это склад, все, что в него падает, мертво и безголосо. А лаечек хочется, скорее всего...


Если же вы планируете взаимодействовать с аудиторией, такие же юные, как я, падаваны, помните о следующих вещах:


1. Спланируйте правила поведения в группе. Проговорите самые важные вещи. Будьте готовы к тому, что эти правила рано или поздно будут нарушены. Повесьте списочек на самое видное место и готовьтесь его редактировать, потому что рано или поздно всплывет пункт, который вы не учли.

Я понимаю, что для многих уже состоявшихся художников этот пункт может казаться (но я не уверена) необязательным или просто глупым - ну что может случиться?


- могут начать оскорблять вас или других членов группы (любым доступным способом)

- могут начать вбрасывать провокационные материалы или спам (любым доступным способом)

- могут начать флудить - и из флуда может вытекать первое или второе


Правилам необязательно быть жесткими, но им лучше быть. Потому что если вам что-то не понравится в поведении зрителя и вы справедливо дадите ему банхаммером по голове, то лучше, когда он прибежит ругаться\плакаться к вам в личку, если вы сможете ткнуть его носом в то, что он нарушил.


2. Оформите папки и теги. Отведите место для скетчей, готовых работ, работ на продажу, работ подписчиков, если вы дадите им возможность делиться своими. Да, этот совет вот такой короткий.


3. Не ведитесь на похвалу. Это особенно сильно заметно не в Рунете, кстати, а на англоязычных сайтах - там тебе вовсе не скажут, что твой рисунок гуано летучей мыши (я знаю, что мои рисунки далеки от совершенства, и то мне всего раз за пять лет прилетело в личку на Фураффинити гневное письмо с воплями "да кто тебя учил, оторвать ему руки по самое хлебало"). На комментарии вроде "ВАУ", "круто рисуешь", "офигенно!!1!" не обращайте внимания вообще - скорее всего, они пишутся людьми, вообще не умеющими рисовать и, соответственно, не имеющими возможности  оценить работу как следует - хотя душу и погреют.


4. Будьте формальны. Лучше - всегда. Серьезно, в ситуациях, когда у тебя жопный огонь вылетает на три метра против ветра, лучше всего помогает деловой стиль письменной речи и максимальное расшаркивание. Вы успокоитесь, пока обдумаете свой ответ, а собеседник увидит, что на взаимные оскорбления вас так просто не вывести. Универсальная фраза на все случаи жизни (щедро подаренная мне аспирантами-социологами, с которыми мы в том числе бухали) - "Спасибо большое за вашу вовлеченность, я приму ваше мнение к сведению." И это работает везде, не только в вашем паблике.


5. Это, наверное, самый важный совет, из-за которого весь пост и затевался. Держите дистанцию со зрителем\клиентом. Когда вас хвалят, вы добреете. Когда у вас заказывают работу - первое желание: максимально угодить. Помните о том, что вы рисуете и что не рисуете, стойте на своем твердо: предоплата есть предоплата, если в правилах написано, что вы не рисуете (фурри\пони\пикабушников\нужное подчеркнуть) - вы их не рисуете. Не слушайте нытье клиента, будьте готовы твердо отказать. Пусть лучше он уйдет и не будет полоскать вам мозги, на его место рано или поздно придет другой.


Пример из жизни, кое-где совсем свежий. Два одинаково заморочистых клиента, оба со своими загонами, назовем их А и В.


Клиент А: *заказывает неведомую фигню. Не первый раз.*.

Я: Дорогой (Dear), извини, но я такое не рисую, ты читал правила. Может быть, подумаем вместе над более удобным вариантом?

Клиент А: Хорошо. *подгоняет свою неведомую фигню таким образом, чтобы она оставалась неведомой, но вписывалась в мои правила*

Я: *матерюсь за компом как черт, но заказ выполняю. Клиент доволен как слон, работаем больше года.*


Клиент В: Я хочу вот это. *Явное нарушение правил, не первый раз.*

Я: Дорогой, прости, но это нарушение моих правил. Я могу сделать это по-другому, выглядеть будет похоже. Как думаешь? *показываю поправленный скетч*

Клиент В: Хорошо. А теперь поправь так, как я сказал.

Я: Дорогой, я правильно понимаю, ты хочешь вот это? *скидываю чужую картинку-пример с явным нарушением моих правил*

Клиент В: Да, я хочу это.

Я: Мы с тобой это уже обсуждали, такое я не рисую. К сожалению, ты уже не первый раз нарушаешь правила. Поэтому после этого заказа нам с тобой придется прекратить сотрудничество.


Как-то так сумбурно получилось. Но я очень хотела бы знать эти вещи раньше, а не доходить до них. Да, очевидно, но сильно облегчит вам жизнь.