В попытках понять сознание
Каждое утро мы просыпаемся, и к нам возвращается сознание. Это великолепно, но что конкретно мы обретаем снова и снова? Нейробиолог Антонио Дамасио, отвечая на этот простой вопрос, знакомит нас с тем, как мозг создает наше самоощущение.
Что такое сознательный разум? Мы можем упростить и сказать, что это то, что мы теряем, когда глубоко засыпаем без снов, или находимся под наркозом. Это то, что мы снова обретаем, когда просыпаемся или выходим из анестезии. Но что именно мы теряем, находясь под анестезией, или засыпая глубоким сном без сновидений?
Во-первых, это разум, поток мысленных образов. И, конечно, обдумывание картинок, которые могут быть сенсорными паттернами, визуальными образами, они могут возникать у вас прямо сейчас при чтении. Этот поток мысленных образов и есть разум.
Во-вторых, мы не пассивные наблюдатели визуальных, слуховых или тактильных образов. У нас есть «личность». У нас есть свое «Я», автоматически находящееся в наших мыслях. И мы чувствуем, что все наши мысли, переживания, чувства именно наши, а не кого-то другого.
Итак, мы обладаем сознательным разумом, и в этом разуме заключено наше «Я». То есть сознательный разум – это разум со своим «Я». Наше «Я» приносит субъективную оценку мыслей, и мы тогда лишь полностью в сознании, когда «Я» является частью разума. То вот, что нам нужно знать, чтобы приблизиться к разгадке сознания – во-первых, как мозг создает и обрабатывает мысли, и, во-вторых, как формируется «Я» - «личность».
Первая часть, первая задача, относительно проста – не слишком проста, конечно, – но это то, что постоянно было предметом изучения нейробиологии. Достаточно ясно, что для того, чтобы мыслить, необходимо создавать нейронные карты.
Психика возникает, когда из согласованной деятельности маленьких цепочек в составе больших сетей мимолетно возникает тот или иной паттерн. Паттерн этот служит отображением предметов и событий, находящихся вне мозга, либо в организме, либо в окружающем мире. Все эти паттерны – иногда грубые, а иногда очень тонко выстроенные, иногда конкретные, а иногда абстрактные – называются картой. Вкратце говоря, мозг наносит на карту мир вокруг себя и свои собственные действия. У нас в уме эти карты становятся образами, причем термин «образ» касается не только зрительного образа, но и образов, связанных с любыми другими ощущениями – слуховыми, висцеральными, тактильными и т. д.
Происходит ещё кое-что. Области, ответственные за создание образов, в которых монтируются все нейронные карты, могут впоследствии передавать сигналы вот в ассоциативную зону коры головного мозга, записывающую происходящее в островках создания образов. И великая красота заключается в том, что потом из памяти, из ассоциативных зон, можно вытянуть образы и воспроизвести их в тех самых областях, которые ответственны за восприятие. Задумайтесь, насколько удобен и рационален наш мозг. Ведь он выделяет определенные области для восприятия и создания образов. И для создания образов мы используем те же области, что и при вспоминании информации.
Но, что там по поводу «Я»? «Личность» или «Я» - та ещё задачка. Но это и есть, по сути, созданная нами карта, относящиеся к процессам внутри нас и используем мы ее как ориентир для всех других карт.
А если вы собираетесь иметь ориентир, который вы знаете как себя или «Я» в своей собственной обработке – вам понадобится что-то стабильное, что-то, что не меняется изо дня в день. Так уж получилось, что у нас всех по одному телу. Это и есть наша точка отсчета.
Всё относящееся к тому, что принято называть внутренней средой, например, всё управление химическими процессами нашего тела, на самом деле, очень стабильно по одной простой причине. Если у нас возникнут слишком сильные отклонения в параметрах, даже недалеко от средних значений совместимых с жизнью, нас ждёт либо болезнь, либо смерть. Другими словами, у нас есть встроенная система, на протяжении нашей жизни обеспечивающая своего рода непрерывность и целостность.
И так, существует взаимосвязь между регуляцией организма, которую делает мозг, и самим организмом. Это особенная взаимосвязь. Вот как это выглядит. Ствол мозга находится между корой головного мозга и спинным мозгом, там имеется небольшая область мозгового ствола rostral dorsolateral pontine tegmentum. Здесь находятся все центры управления жизнедеятельностью нашего тела. Эти центры настолько специфичны, что если произойдет её повреждение вследствие инсульта, например, всё закончится комой или вегетативным состоянием, т. е. состоянием, в котором ваш разум исчезает, ваше сознание исчезает. Что происходит потом – вы теряете основу собственного «Я», теряете доступ к любому ощущению собственного существования, кстати, у вас могут появляться образы, сформированные корой, только вот вы не будете знаеть об их происхождении. У вас происходит потеря сознания вследствие повреждения этой части ствола мозга (красный цвет на рис.).
В ноябре 2016-го года Майкл Фокс, ведущий исследователь из медицинского центра Beth Israel Deaconess Medical Centre при Гарвардской медицинской школе, вместе со своей командой показал, что данная часть ствола мозга связанна с бодрствованием, и областями мозга, которые и раньше связывали с сознанием – двумя предпосылками сознания (Одна из них была в левой вентральной островковой доле, а вторая прегенуальной передней поясной коре).
Именно отсюда, из этих тесных взаимосвязей между стволом головного мозга и телом происходит генерация образа тела, который является основой для «личности» в форме ощущений – первобытных чувств, между прочим.
Но у нас есть же еще и кора головного мозга, разыгрывающая великий спектакль наших мыслей с изобилием образов, являющихся, кстати, наполнением наших мыслей, на которые мы, как правило, обращаем больше всего внимания, и это правильно, так как в действительности это кинопленка, прокручивающаяся у нас в голове. Между стволом мозга и корой существует тесная взаимосвязь, взаимодействие. Нельзя достичь сознательного разума без соотнесения между корой и стволом головного мозга. Мы не сможем получить сознательный разум без взаимоотношений между стволом головного мозга и телом.
Другая интересная вещь заключается в том, что ствол нашего головного мозга близок к стволу других видов. Среди позвоночных строение стволовой части мозга подобно нашему, что является одной из причин того, что многие придерживаюсь мнения, что у этих видов есть сознательный разум, как и у нас. Но только не такой богатый, как наш, так как они не обладают настолько развитой корой головного мозга. В этом и заключается отличие. Сознание не стоит считать великим плодом коры головного мозга. Одно лишь богатство нашего разума не является доказательством того, что у нас есть «Я», с помощью которого мы осознаем свое существование и себя как «личность».
Первоисточники:
Дамасио А. | Так начинается «Я». Мозг и возникновение сознания
Damasio A. | TED2011
Fox Michael | A human brain network derived from coma-causing brainstem lesions | Neurology