В чем провинился бен Азай, или Один загадочный эпиграф
Перед фантастическим рассказом Роберта Силверберга "Вот сокровище..." идет очень странный абзац текста:
Бен Азай был признан достойным и предстал у врат Шестого Дворца и узрел неземную красоту
плит из чистого мрамора. Он открыл уста и произнес дважды: "Воды! Воды!". В мгновение
ока его обезглавили и забросали одиннадцатью тысячами железных слитков. Посему пусть знают все грядущие поколения, что никто не имеет права ошибиться, стоя у врат Шестого Дворца.
Со ссылкой на некий "Малый Гекалот". Попробуем разобраться, о чем это.
Прежде всего, название книги передано неточно. Переводчик, по-видимому, ориентировался на английское "Hekhalot". Но по-русски правильнее говорить о литературе Хейхалот, корпусе еврейских мистических текстов о путешествии души по высшим мирам. Есть в их числе «Хейхалот рабати», то есть, «Большие чертоги», а также названный, очевидно, в противовес первому, «Хейхалот зутрати» («Малые чертоги»).
Раввин Шимон бен Азай - реальный человек, живший в I - II вв. н. э. И, действительно, по одной из версий умерший от некоего мистического опыта. Согласно другой, более прозаической, он был убит римлянами.
Что за дворец имеется в виду? Конечно, не буквальный, а символический.
Он явно перемещался по каббалистическому Древу Жизни, и в тот момент был вознесен к 6-й из 10 сефирот. Иначе говоря, к Тиферет или Красоте (почему и узрел "неземную красоту плит").
И, наконец, в чем же состояла его ошибка? Вода, разумеется, известный символ Духа. Но именно учение Каббалы в этом пункте до какой-то степени противоречиво. Вроде бы существуют Высшие Воды, символизирующие наиболее тонкие и важные переживания, такие, как мистический экстаз. И Низшие Воды, то есть, банальная человеческая эмоциональность. Разделение Вод стало одним из важных этапов Творения.
В то же время еще более тонкая эзотерическая доктрина утверждает, что разделения нет вовсе, оно только кажущееся. Здесь я бы провел параллель с буддийским учением для продвинутых: по сути-то сансара и нирвана - одно и то же, разница лишь в нашем восприятии. Таким образом, бен Азай лишился жизни, поскольку сказал "я вижу два разных вида Вод", тогда как на деле - во всяком случае, по мнению автора текста - это одна великая Вода.
Нетрудно заметить, что нечто похожее случилось и с героем Силверберга. Он прорвался через непробиваемого, казалось бы, робота-стража, давая тому умышленно абсурдные ответы. Набрал себе охраняемых сокровищ. А потом ответил на новый вопрос вполне серьезно, решив, что испытание закончилось и между ним и роботом идет нечто вроде светской беседы. Но нет, это была часть все того же испытания (тех же Вод). А провалившегося ждет смерть, точно так же, как в "Хейхалоте".
Эзотерика и магия
2.4K поста4.5K подписчика
Правила сообщества
- Уважай себя и других ( если даже "другой" НЕВЕЖЕСТВЕНЕН)
- Никакой коммерции на pikabu.ru !!!
Продолжение следует.