В автомате остался последний патрон...

В автомате остался последний патрон... Афганистан, Шурави, Военные мемуары, Длиннопост

Растянувшись цепочкой, разведчики двигались молча: экономили силы. Впереди – дозорные, за ними командир группы старший лейтенант Олег Онищук, рядом радист рядовой Н.Окипский, затем младший сержант Ю.Исламов и остальные – «боевые тройки».


Замыкал цепочку рядовой И.Москаленко, ни на миг не снимавший рук с висящего на шее пулемета.Позади осталось много километров пути. Судя по карте, они уже приближались к цели – кишлаку Дури, близ которого была намечена засада.


Ночью в горах очень легко заблудиться. Поэтому офицер Онищук время от времени всматривался в карту-двухкилометровку, сверялся с компасом. Ориентир – Полярная звезда. Сто шагов прошли – взгляд на небо, на карту, компас. И снова – сто шагов в темноте.


Наконец в бинокль Онищук различил силуэты дувалов кишлака, редкие деревья. «Вышли к караванной тропе», – понял офицер. Теперь надо быстро и бесшумно рассредоточиться, занять огневые позиции.


Едва «тройки» разбежались по указанным направлениям, наблюдатель рядовой О.Иванов подал условный знак – «Вижу машины».


В звонкой тишине нарастал шум моторов, тьму разрезали лучи фар, приглушенные светомаскировкой. «Караван из трех грузовиков, – по характерному звуку определил Олег Онищук. – Подпустим ближе». Об обнаружении каравана он доложил на командный пункт.


Приказал подчиненным:

– Огонь открывать по моей команде.


Район, куда забрались разведчики, был одним из самых глухих в провинции Забуль. Рядом – граница с Пакистаном, за которой находились основные силы оппозиционной группировки «Движения исламской революции Афганистана» (ДИРА).


Ставленник самого лидера ДИРА Наби Мохамеди – мулла Мадад превратил эти места в свою вотчину, разбойничал на единственной дороге, ведущей в Кабул. Мятежники вели охоту и за самолетами. Мулла Мадад нередко лично расправлялся с жертвами. Пытки, издевательства заканчивались одним – пленника обливали бензином и поджигали…


Главным делом Мадада была проводка через границу караванов с оружием. Находившиеся в этом районе афганские войска и пограничники не успевали вести борьбу с многочисленными караванами.


На помощь им пришел советский десантный батальон под командованием кавалера ордена Красной Звезды подполковника А.Нечитайло. Десантные группы на вертолетах появлялись всегда внезапно, уничтожали караваны в самых неожиданных местах.


Мятежники усилили охрану караванов, повысили их мобильность. Самые ценные грузы – с ПЗРК и взрывчаткой – сопровождал, как правило, лично мулла Мадад с отрядом почти в двести человек.


В ночь на 31 октября 1987 года именно такой отряд под усиленной охраной пересек границу Афганистана и углубился в провинцию Забуль. Путь ему преградила разведгруппа офицера Онищука…


В батальоне Онищука называли везучим. И не без основания: за те считанные месяцы, что молодой офицер находился в Афганистане, он уже побывал в десяти засадах. И десять раз уничтожил караваны, большие и малые.


В бою может повезти раз, другой. Но когда в третий раз командир выходит победителем – это уже говорит об опыте, командирском таланте. Этими качествами и отличался офицер Онищук.


Он строго придерживался главного правила разведчиков Великой Отечественной войны – дважды одной тропой не ходить. Над каждой схемой караванного маршрута сидел часами, с карандашом в руке прикидывал возможные пути подхода к нему, место для засады, состав группы. Тщательно готовил людей к поисково-засадным действиям.


Все знали, что в группе Олега Онищука самые длинные переходы, самые большие нагрузки. Но каждый десантник в роте мечтал хоть раз сходить в засаду под его командованием. Однако Онищук брал только «учеников»; так он называл тех разведчиков, которых сам в свое время готовил в учебном подразделении.


Так уж получилось, что в Афганистане после «учебки» офицер принял под начало разведгруппу, костяк которой составили курсанты из его бывшего учебного взвода – младшие сержанты Ю.Исламов и Р.Сидоренко, рядовые Я.Мурадов, И.Москаленко, Э.Салахиев, О.Иванов, А.Джафаров, А.Фурман, М.Мурадян, М.Хроленко... Каждый в бою стоил троих.


...Группа удачно занимала боевые позиции. У всех была уверенность в том, что и 11-й караван будет уничтожен.


Но разведчики не знали, что в район засады мятежники стянули силы для захвата афганской военной колонны, высланной на помощь бронегруппе и застрявшей на минном поле…

В том бою в живых остались единицы из группы Онищука.


Один из них, рядовой А.Нишанов, рассказал следующее: «С первых минут мы подбили машину, подожгли вторую. Мятежники отошли. Затем, перегруппировав силы, стали нас окружать. Старший лейтенант Онищук приказал держаться до подхода резервной группы. И мы держались, но силы были неравные, на исходе боеприпасы. Каждая «тройка» сражалась в окружении…»


Когда мятежники подступили к месту, где оборону занимали Онищук и Исламов, старший лейтенант поднялся во весь рост и крикнул: «Покажем гадам, как умирают русские!» С ножом в одной руке и гранатой в другой он ринулся на мятежников. Потом прогремел взрыв...


Пара Ми-8 под прикрытием звена вертолетов огневой поддержки шла на предельно малой высоте. Это была уже вторая попытка пробиться к кишлаку Дури, где вела бой группа Онищука. В первом заходе вертолеты подверглись сильному обстрелу из «зеленки». Машины с десантом отвернули. Вертолеты огневой поддержки обрабатывали местность.


«Еще потеряли минут тридцать, – с досадой подумал капитан Ярослав Горошко. – Почему же молчит рация Онищука?»


Чем ближе было каменистое плато, где обнаружили караван, тем больше тревога за друга охватывала Горошко. Было ясно, что группа нарвалась на превосходящие силы мятежников. Это подтверждали и скудные доклады «Каспия». Их было немного.


Спустя полчаса после первого доклада радист открытым текстом передал: «Ждем подкрепления. Нас атакуют со всех сторон...»


Вот и заметный ориентир – догорающий остов машины. Весь склон усеян телами моджахедов.


Но где группа Онищука?


– Товарищ капитан, не наши ли? – тронул за плечо офицера рядовой Р.Алимов, сидевший с пулеметом у открытой двери вертолета.


Горошко и сам успел заметить густую цепочку людей, одетых в куртки десантников. Но почему они так спешат к оврагу? И что за обнаженные тела на мелькающих высотах? Внезапно лицо Ярослава окаменело: он мельком увидел бороды убегающих. Значит, с погибших ребят сняли форму.


– Гранаты к бою! – скомандовал офицер Горошко.


Десантники один за другим на ходу покидали вертолет, метали гранаты в овраг, где скрывались душманы. И едва затихли разрывы, решительно бросились вниз.


«Я пришел в себя спустя два часа, – вспоминал потом капитан Горошко.– В автомате остался последний патрон. Но мы сполна отомстили за гибель боевых друзей...»


За этот бой два боевых товарища, два друга, два земляка получили звание Героя Советского Союза. Онищук – посмертно.


«Старший лейтенант О.Онищук родился 12 августа 1961 года в селе Путренцы Изяславского района Хмельницкой области. Украинец. Окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище имени М.В.Фрунзе. Женат, отец двух дочерей.С апреля 1987 года выполнял интернациональный долг на территории Афганистана. Зарекомендовал себя смелым и решительным офицером: из 11 боевых выходов все были результативными. 31 октября 1987 года в районе три километра восточнее кишлака Дури группа, которой командовал старший лейтенант Онищук, обнаружила караван и смело вступила в с ним в бой. На рассвете десантники были окружены превосходящими силами мятежников численностью до двухсот человек, которые выдвигались для нападения на афганскую военную колонну. В жестоком неравном бою  старший лейтенант Онищук, проявив образец мужества и героизма, подорвал себя гранатой, уничтожив при этом семь мятежников...»


Так был описан подвиг офицера О.Онищука в представлении его к награде (посмертно).


«Командир роты капитан Ярослав Павлович Горошко родился 4 октября 1957 года в селе Борщевка Лановецкого района Тернопольской области. Украинец. В 1976 году призван на действительную военную службу. В 1977 году поступил в Хмельницкое высшее артиллерийское командное училище имени маршала артиллерии Н.Д.Яковлева.  Женат, имеет двух сыновей.


В 1981 году по личному желанию был направлен в Афганистан для оказания интернациональной помощи народу этой страны. За мужество и героизм награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». С февраля 1987 года второй раз был направлен в Афганистан. Руководил действиями подразделения в сорока боевых выходах. Был контужен 23 сентября 1987 года, но продолжал управлять ротой до конца боя.


31 октября 1987 года группа под командованием капитана Горошко вышла на помощь разведгруппе старшего лейтенанта Онищука, вступила в жестокий бой с превосходящими силами мятежников, уничтожив огнем и в рукопашном бою более 20 мятежников, и вынесла с поля боя тела погибших разведчиков из группы офицера Онищука».


Такова краткая характеристика отважного офицера Ярослава Горошко для представления его к званию Героя Советского Союза.


С 1993 года, после окончания Военной академии имени М.В.Фрунзе, он проходил службу на должности начальника разведшколы в ПрикВО. Но, к сожалению, во время занятий по боевой подготовке случилась трагедия.


Ярослав Горошко погиб 8 июня 1994 года. Похоронен в родном селе.


Короткие, но яркие жизни прожили два моих земляка. Они остались в памяти сослуживцев навсегда.


Гвардии полковник в отставке Алексей ЦЕРКОВНЫЙ,участник боевых действий в Афганистане