Утраченное сокровище
История Кольского жемчуга
На фото: Речной жемчуг. С сайта mvc-apatit.ru
1. Следы невещественные
Хорошо там, где нас нет… Людям часто кажется, что все прекрасное и волшебное случается где-то за тридевять земель, в чужедальней стороне, что до ближайшего чуда нужно истоптать семь пар железных башмаков. Ну, или, по крайней мере, долго добираться самолетом. А на самом деле сказка рядом - только разгляди. Со сказок, с легенд и начну.
«Бытовала в Беломорье легенда о происхождении жемчуга, - писала выдающаяся исследовательница Русского Севера Ксения Гемп. - Мать у подножия креста сыновьего слезы лила, горькие слезы, тяжело они падали на ее плат и не скатывались, сажались, оставались при ней. И стали они тяжелым половинчатым жемчугом, который поморки сажали на покровы, плащаницы и ризы.
Но сын материнский ожил, и возрадовалась мать, и слезы светлые радостным ручьем покатились из ее глаз. Это жемчуг скатный, раскатился он, разошелся по всему белу свету. Все дивуются ему, лучше он самоцветов. Слеза горе облегчает, но не делит его, твое горе при тебе останется, а радостные слезы и другие с тобой разделят. Радует и печалит жемчуг, давали его в приданое девкам-невестам, чтобы ничьи, никакие слезы они не забывали».
На фото: Ксения Петровна Гемп. С сайта supload.wikimedia.org
Жемчуг! При этом слове воображение рисует тропические моря, коралловые рифы, ныряльщиков, достающих из лазоревых глубин заветные раковины. И мало кто задумывается, что сокровище, издревле служившее мерилом чистоты, красоты, совершенства, с давних пор добывалось на Кольском полуострове, в порожистых северных реках. И столетиями было частью привычного уклада жизни. Настолько, что когда промысел ушел в прошлое, остались после него не только вещественные следы. Не только хранящиеся ныне в музеях костюмы, головные уборы, украшения, но и сбереженные народом слова, сложенные в поверья, песни, предания.
«- Однажды убил дедушка-жемчуголов одним выстрелом лису, выдру, орла и семгу, - рассказывал в 70-е годы минувшего века писателю Вячеславу Опарину житель Керети Василий Келеваев. - Впротчем, семгу-то и не убил. Поскольку она волшебна была. Но одна дробина и ей в брюхо попала... Весной это было. Пороги в реке Кереть гудели уже вовсю».
С конца XVI и до второй половины XIX века село Кереть - один из центров жемчужного промысла, - ныне соседствующее с нашим краем на самом севере Карелии, было частью Кольского уезда, управлялось с берегов Мурмана. Василий Николаевич Келеваев - потомок старинного рода промышленников жемчуга, последний керетский жемчуголов знал немало «жемчужных» сказок.
«Ну вот, одна семужина удирала от выдры, прыгнула в полое место, да и упала на лед. Направлением ошиблась, да вместо того, чтоб к воде, прочь от нее отскакала. Выдра за ней. И только пожелала зубами семужину ухватить - с берега лиса бежит. Тоже рыбки отведать хотицце. Зачали они драцце. А тут сверху на прибавок орел спускаецце. Только хотел за семужину - а жемчуголов-то и стрелил. И убил сразу и лису, и выдру, и орла. Взял дед семужину за хвост, а она ему говорит человеческим голосом:
«Отпусти меня, дедо, в воду. Попала твоя дробина мне в брюхо и расколола жемчужину, котора во мне находилась. Ежели отпустишь - она срастецце, и я тебе ее принесу».
Не пожадовал дед, отпустил семужину с миром. Пороги шумят, времечко летит. Пришло лето. Идет дед по берегу. Слышит - зовет его кто-то. Подплыват к нему семужина. В зубах жемчужину держит.
«Это тебе награда за доброту. Этой жемчужине цены нет».
На фото: Село Кереть на дореволюционном снимке. С сайта sic.pics.livejournal.com
Симпатия между рыбой и слизнякомЖемчуг в наших краях рождается в двустворчатых моллюсках - европейских жемчужницах. По-латыни - Margaritifera margaritifera. Далеко не во всех - в одной из нескольких сотен или даже тысяч наиболее крупных раковин. И раньше-то поди отыщи, а ныне - тем более.
Любит жемчужница чистую проточную воду. И не только воду. Еще в 1859 году писатель-этнограф Сергей Максимов пояснял: «Замечают поморы, жемчуг водится во всех реках, куда любит в избытке заходить семга, и что между этой породою рыб и слизняком (поморское название моллюска. - Д. Е.) существует какая-то темная, загадочная, труднообъяснимая симпатия».
В наши дни эта «симпатия» биологами объяснена. Семга разносит по рекам и ручьям личинок жемчужницы - глохидий, которые прикрепляются к ее жабрам. Не врет сказка - царь-рыба северных рек и жемчуг тесно связаны между собой. Но вернемся к следам невещественным, продолжим сказку.
«Ахнул жемчуголов. Жемчужина в его руке будто розовое солнышко сияет. И загорелась в ем жадность.
«Достань-ка мне саму прозрачну жемчужину, матушка-семужина».
Ни словечушка рыба не сказала, хвостом плеснула, в речную глыбь ушла. Дед жемчужину за шшеку сунул, домой отправился.
А на друг день старик уж семужину караулит на берегу, руки от нетерпенья дрожат. Приплыват рыба, в зубах жемчужина блещет. Взял ее дед - охнул. Прозрачна, будто из керетской воды скатана, чиста и лучиста. Не жемчуг - день светлый в руках.
«А сейчас добудь мне, матушка-семга, саму диковинну жемчужину».
И снова приплыват рыба, в зубах жемчужину держит. Взял ее дед. Жемчужина черна, как зимняя ночь, а по ней крохотны звездочки-серебриночки сверкают. Как повернешь жемчужину - чудится, будто внутри ее по кругу махонькая лужа ходит, а звездочки шевелятся, помигивают, переливаюцце. Не жемчуг - ночь звездна в руках. Тут старик и вовсе ожадовал.
«Добудь, матушка-семга, теперь саму красиву на всем белом свете жемчужину».
На фото: Так выглядит село Кереть сейчас. С сайта sic.pics.livejournal.com
Вместо миллиона - дробиныДень прошел, второй, третий. Не приплыват семга. А старик кажин день ходит, окарауливат. Вот уже и осень наступила, и зима подступила. Предстала весна, пороги из-подо льда вышли. Старик шел по берегу охотничать, а на лед семужина выпрыгнула. В зубах у нее крупна, кругла, покатиста жемчужина. Взял ее старик - ноги задрожали. Жемчужина голубым сиянием исходит, а внутри ее дивный лик светицце. И така там красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать, а глазом увидеть, ухом услышать, сердцем полюбить.
«Ну, - говорит дед, - теперь я первейший богач. За эдаки жемчужины в Питере мне миллион отвалицце».
Подумал маленько дед. А семужина на него глядит, приказов ожидат. Напыжился дед и велит:
«Жалаю я на энтой раскрасавице женицце. Сыщешь ли ты ее, матушка-семга?»
«Дурак ты, дурак старой, - та в сердцах отвечат. - Да это же царица нашего царства подводна».
Нырнула семга - и с той поры дед ее не видал. Приплелся домой, достал жестянку, где свои бесценны жемчужины хранил, да туда ж и саму красиву упрятал. Среди ночи проснулсе - захотелось дивным ликом подводной царицы полюбовацце. Сполз с печки, открыл коробку, глянул - да обмер. Кажинна жемчужина расколота на меленьки крошечки, и среди крошечков кажинной жемчужины по дробине лежит.
Поохал дед, поохал, да куды денессе? Опять на печку заполз. Спит он и кажинну ночь все один и тот же сон видит: саму красиву на всем белом свете жемчужину и в ней в голубом огне лик прекрасной подводной царицы».
На фото: Девушки в поморских костюмах, расшитых жемчугом. Кола. 1915 г. Из фондов МОКМ.
Наш-то поскатнееКазалось бы, что такое жемчуг. Соринка, попавшая в раковину и обернутая слоями перламутра. Но здесь, на Севере он был самым «народным», самым любимым драгоценным камнем. Об искусстве шитья жемчугом многое могли бы рассказать наши прабабки. Это про их наряды поэт Константин Случевский, побывавший на Кольском полуострове в 1885 году, писал в «Мурманских отголосках»:
С незапамятных времен
Сарафан их сохранен,
Златотканый, парчевой;
Кички с бисерной тесьмой;
Старый склад и старый вкус
В нитях жемчуга и бус...
Без жемчужных украшений не обходилось в Поморье ни одно гулянье, ни одно торжество, ни одна свадьба. И без песен с упоминанием жемчуга - тоже. И не какого-то там заморского - своего, речного. Вот что пели на Терском берегу Белого моря во время свадебного пира, когда родственники соединяли руки жениха и невесты:
«Ище золото с золотом свивалось
да свивалось,
Чтой жемчуг с жемчугом сокатался,
сокатался
Ище Анна с Михаилом сходилась,
да сходилась,
Ище наше-то золото получше,
да получше,
Ище наш-от жемчуг поскатнее,
поскатнее
Ище наша-то Анна получше,
да получше,
Чтой Михайловна покрасивей,
покрасивей…»
Фото с сайта simgurl.argumenti.ru
Неукрасистые словаДля всего, что связано с жемчугом, были в наших краях особые, почти забытые ныне прозвища. К примеру, лучшую жемчужину величали «первономерной». Саму раковину именовали «раковицей» или «разинькой»: «Потому ее разинькой зовут, что она на две створки и будто рот разинула». Считалось, что в самых неказистых раковинах больше шансов найти добычу: «Котора раковина страшней, в той жемчуг скрывается, она неукрасиста раковина». И сколько же красоты и очарования в этих безыскусных, «неукрасистых» словах.
Остались нам от предков и жемчужные названия на карте Мурманской области: Жемчужный наволок на реке Варзуге, Жемчужное плесо на реке Умбе выше Канозерского порога, Большая и Малая Жемчужные губки в Шараповой губе Кандалакшского залива, Жемчужный ручей, что впадает в Тик-губу озера Екостровская Имандра, станция Жемчужная к югу от Кандалакши.
Все это невещественные следы утраченного ныне жемчужного великолепия. Пройдемся же вместе по студеным рекам и ручьям, по тихим отмелям и быстрым перекатам, заглянем в прошлое и вспомним, каким был когда-то жемчужный промысел на Кольском Севере.
Продолжение следует...
За изучение жемчужного вопроса благодарим сотрудника Государственного архива Мурманской области Дмитрия Ермолаева ("Мурманский вестник")