Успешный и эффективный преподаватель. Взгляд студента 

Буквально на днях представилась возможность быть свидетелем сотворения одной очень интересной гипотезы: «Все люди – управленцы». Трактовалось это так: «Любой человек, даже ребенок… хотя нет… тем более ребенок… является своего рода управленцем. То есть, прося у мамы конфетку или, проклиная все сущее неимоверным ревом, требуя именно это несуществующее животное на Новый год под елку, дитятко руководит и манипулирует источником половины своих хромосом» (интерпретация автора сего шедевра). Эта мысль показалась весьма интересной, ибо мне посчастливилось получать профессию связанную не просто с управлением, а с властью над массами, что в теории должно осуществляться через государственную службу (каких утопичных идей Минобр только не придумает). Так вот, в продолжение данной теории был выдвинут тезис о том, что преподаватель – это тоже менеджер. Главный вопрос состоял в том, что делает его успешным и эффективным.

На протяжении образовательного процесса нам посчастливилось знать преподавателей разного вида и, что немало важно, поработать с ними. На нашем веку встречались и банальные диктаторы, и молодые преподавательницы-подружки, и мудрые наставники, и даже великие манипуляторы. В каждой из этих манер есть что-то особенное и неповторимое, влекущее и пугающее.

Так какого же мудрого наставника можно считать успешным и эффективным менеджером, рабовладельцем, рабы которого не подозревают о своем положении? Разобьем данный вопрос на две категории. В идеализированной утопичной теории подразумевается, что для студента главным в образовании является получение знаний и навыков. Соответственно эффективность преподавателя оценивается количеством таких знаний у своих подопечных. Данную категорию можно изменить разными способами. Например, толщиной налета на поверхности извилин головного мозга выпускника ВУЗа; литрами органических жидкостей, выделенных студентом в процессе обучения; степенью паралича мышц лица (дергающийся глаз и все в этом духе); а также степенью общего психического расстройства личности новоиспеченного специалиста. Но! Тут есть один очень важный момент! В темных чертогах разума молодого человека, глубоко под черепной коробкой, в недрах извилин центра управления туловищем, должен остаться хотя бы крохотный издохлик знаний. Добиться такого результата можно разными способами: принести ружье, и путем физических угроз заставить работать слабоумненькое ленивое существо. Можно стать студентам другом и товарищем или от души поплакать и убедить слушать себя, вызвав жалость. И так до бесконечности. На мой субъективный взгляд, наибольшая эффективность достигается путем запоминающихся происшествий на парах: казус, анекдот, случай из жизни и т.д. Так же есть возможность внушить студентам чувство страха, жути и ужаса, ведь лучшая защита – это нападение. Можно попробовать разозлить молодого человека, задев его царственную самооценку, заставив тем самым доказывать, что он не верблюд и пахать до кровавых соплей пока необходимое не будет доказано. Или же проводить пары в стиле stand-up или интерактива, когда бесполезная теория усваивается параллельно с практикой.

Что касается успешности. Безусловно, сложный вопрос. Ибо его можно изучать как при помощи банальных опросников и голосований среди студентов, так и относительно возможности преподавателя купить себе новый IPhone после очередной сессии (здесь важно учесть и степень довольности студента средним баллом зачетной книжки). Но опять же, если субъективно, то успешный преподаватель – это тот, при встрече с которым не меняешь траекторию движения на 540*, тот с кем не хочется расставаться после окончания семестра или университета, тот с кем можно поболтать по душам и спустя несколько лет после окончания обучения… При этом совершенно не рассматривается желание халявы. К успешному преподавателю хочется идти на зачет или экзамен, просто ради личного удовольствия. Достижение таких отношений очень просто в исполнении. Нужно всего лишь любить свою работу. Студенты, как котики, чувствуют хорошее отношение.