Умер Каха Бендукидзе.

Умер Каха Бендукидзе – человек особенный, уникальный.

Ни одна из реформ, которые он проводил и координировал в Грузии, не была уникальна. Все идеи, которые он проповедовал, уже были сказаны до него. Однако в отличие от авторов этих идей, и так же, как те, кто эти идеи делал реальностью в других странах, Каха Бендукидзе был гением из-за своей позиции. Случайно наткнулся на соболезнования (прошел по ссылке, ожидая статью), и запомнил одну фразу в соболезновании, написанном Дмитрием Кипиани: «Один из немногих, кто был беспощаден к активным дуракам и ленивым умникам». Если судить по его работе, то это – очень точное определение его отношения к людям вокруг. И это же – причина его гениальности и успеха его реформ. Именно вокруг этой фразы написан этот текст.

До 2004 года я никогда не слышал о Кахе Бендукидзе. Во-первых, я был тогда еще слишком молод. Во-вторых, он был россиянином, и вся его деятельность касалась России. Я не знаю, насколько правдивы рассказы о его достижениях в России, многие даже говорят, что он сделал очень много хорошего как для своей компании, так и для Российского предпринимательства в целом. Но я не жил этим всем, я об этом не знал. Как и большинство населения Грузии я узнал о нем в 2004 году, когда Михаил Саакашвили назначил его министром экономики.

Интересный факт: без Бендукидзе команда Саакашвили не смогла бы успешно провести ни одной реформы. При этом без Саакашвили, Бендукидзе не получил бы возможность сделать эти реформы. Я долго не мог понять, почему Бендукидзе оказался так незаменим в вопросе реформ, ведь все грузинские министры того времени были настроены на радикальные реформы, они понимали, что нужно менять все и жить по-новому. Но всегда было ощущение, что он не такой, как се остальные реформаторы в нашей стране. Уже после его ухода из власти я понял, в чем он был уникален и почему о нем говорили или с лютой ненавистью, или с благоговением, но всегда с придыханием, будто он не от мира сего. Но обо всем по порядку.

В 2004 году Каха бендукидзе стал министром экономики. Был он им недолго. Его позвали для проведения реформ, не подумав, что для реформирования экономики нужно реформировать и все остальное – образование, здравоохранение, правоохранительные органы, армию – все эти ветви являются частью одного целого – государства. И реформировать нужно все, причем не абы как, а согласованно. Таким образом Каха Бендукидзе стал госминистром по координации реформ.

Он был сторонником полной налоговой амнистии, но одной амнистии недостаточно для того, чтобы бизнес начал платить налоги. И он занялся реформой по упрощению налогообложения в стране – вместо кучи разных выплат и 22 разных налогов было оставлено 5 налогов плюс подоходный налог в 20%, в который уже входили соц.выплаты. То же коснулось тарифов на импорт, которых осталось три – 0%, 5%, 12%. Упрощение создания бизнес-организации – также его инициатива.
Это то, что он лично курировал, или участвовал на первых ролях.

«продается все, кроме совести» - знаменитое и ненавистное всеми его противниками высказывание о государственной собственности. Он почти полностью добился своего – госсобственность уменьшилась в разы, все было распродано, главным критерием были деньги – кто больше заплатит за объект. причем никаких «в счет будущих инвестиции и обязательств построить, развить, нанять и т.п.» - просто заплатите больше, чем другие желающие, и объект ваш, а что вы будете с ним делать – нас не касается. Продано было почти все, были масштабные планы перевести на частные рельсы школы и больницы, но этот процесс застопорился из-за войны 2008 года. однако толчок был дан, сегодня частная и страховая медицина в Грузии развивается очень быстрыми темпами. То же касается образования.

На сегодняшний день не найдено ни одного негативного последствия этой «возмутительной» распродажи госимущества и стратегических объектов.

Это то, чем лучше всего известен Бендукидзе в Грузии и за рубежом. Но есть, как мне кажется, более важная черта, характеризующая деятельность Кахи Бендукидзе.

Он известен как жесткий руководитель и «безжалостный эгоист»: якобы если ты с ним не согласен, он не пожалеет матерных слов, а если ты еще и работаешь на него, то пакуй вещи. Думайте, это правда? Я думаю, что все проще и сложнее одновременно: Бендукидзе избавлялся от любого, в ком он видел «активного дурака и ленивого умника». Он не смотрел на заслуги, возраст, положение и т.д. этих критериев для него не существовало, потому что он считал, и я с ним согласен, что такие люди мешают и портят любое хорошее дело.

И вот в этом причина его незаменимости. Да, он был умен, он определенно изучал деятельность, например российских реформаторов начала 90-х, и определенно проанализировал их ошибки. проанализировал он и реформы Ли Кван Ю в Сингапуре. Это сделали многие, что с того? Главное, как мне кажется, легко иллюстрируется следующим рассказом о кадровой политике в начале реформ, взятым мной из книги Ларисы Бураковой «почему у Грузии получилось?»:

«Для начала мы попросили глав департаментов описать суть своей работы на одной странице. Именно на одной, чтобы все было очевидно, а то они любят много писать, так что ничего не понятно. Мы сказали, если больше одной страницы – не будем вообще рассматривать. После чего выяснилось, например, что некоторые департаменты де-факто вообще отсутствуют. Конечно, трудно было увольнять, но по-другому не выходило, если здоровую систему объединить с больной, то здоровая не выживет.»

Это не Бендукидзе рассказывает, а его зам, позже - министр охраны окружающей среды. Но этот рассказ иллюстрирует мою точку зрения. Бендукидзе и команда, которую он привел с собой во власть, стали «кадровыми палачами». Никаких компромиссов, никакой жалости к несчастью человека из-за потери халявы – если ты не можешь объяснить, зачем нужна твоя работа, значит ты не нужен. Дальше – больше. По такому же принципу закрывались и упразднялись департаменты отделы и т.п. в министерствах и других гос. институтах. Именно по причине бесполезности были закрыты пожарная инспекция и сан. эпидем. станция.

Вот оно! Главное, чем успешный реформатор Бендукидзе отличается от всех остальных, в чем его гениальность – отношение к людям. Никаких поблажек, никакой жалости. Если ты мешаешь делать дело – уходи. Если ты не можешь работать по-другому – уходи. Речь не идет о неспособности работать из-за здоровья, речь о неспособности работа из-за характера, природы личности.

Придя к такой мысли я понял: Каха Бендукидзе, при всей своей грубости и агрессивности был совсем не таким, каким его представляли многие, в том числе и я. Мне всегда казалось, что он был заносчив и считал, что он умнее всех, а все вокруг идиоты. Но это не так! Реформы, которые он провел, очень легко показывают, что он беспрекословно верил в одно: способность человека самоорганизоватся. Он считал идиотом любого, кто не разделял его веры. Кто думал, что без указки люди не поймут, чего каждый из них хочет. Его реформы показывают безграничную веру в способность человека разбираться в себе. Он не жалел тех, кто не разделял его веру, потому что они, в каком-то смысле, преступники. Все эти «активные дураки и ленивые умники» внушали людям противоположное – что человек нуждается в коллективном направляющем – общественных стереотипах, уличных понятиях, традициях.

Я думаю, что Каха Бендукидзе безоговорочно верил, что человек прекрасен и что каждый сам способен создать свое счастье. Возможно, именно это он видел, как свою миссию – дать людям увидеть безграничные возможности, которые им предоставляет мир и они сами. И возможно, именно поэтому он с таким презрением относился к тем, кто растоптал свою способность создать счастье. И, наверное, считал врагами тех, кто топтал эту способность в других.