Ульяновск. Неформалы 90-х

Аттеншн, пост длинный!


Наткнулся на любопытную статью. Не сильно свежую, но ничего похожего на пикабу не нашел.

Надеюсь, тем, чья юность-молодость прошла в Ульяновске в 90-е, будет интересно.

Может быть, кто-то увидит на старых фто знакомые лица. А может быть даже увидит себя :)

Сам я в рок-тусовках не вращался, но по крайнец мере четверых знаю лично. С кем-то по учебе был знаком, с кем-то по работе. С двоими из Slippers'ов в колхозе вместе были в 91-м. А с одним даже учился в одной школе, и был он прожженным гопником. Как его занесло в неформалы - загадка.

И так...


Неформальный Ульяновск 90-х. Панк Олегыч и его воспоминания о субкультурной тусовке города У

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Эта статья не претендует на объективность, а является лишь попыткой описать яркую и самобытную субкультурную жизнь Ульяновска 1990-х годов. Для того чтобы составить полную картину, потребовалось бы написать книгу, благо материала и событий предостаточно. Эта статья – небольшой очерк, набросок о культурном феномене, который формировал облик Ульяновска 90-х и сегодня, как мне кажется, незаслуженно забыт.

Перебравшись в 2004 году в Санкт-Петербург, я обзавелся знакомствами. Новые друзья, рассказы об Ульяновске, разговоры о культуре. Для них, питерцев, тогда стало откровением, что в провинциальном городке развивалась субкультурная жизнь, которая в каких-то моментах была даже ярче, чем в культурной столице. Позже это подтвердили Алексей Иванов в книге «Ёбург» (2014) и Феликс Сандалов в книге «Формейшн» (2016). В них показана субкультурная и контркультурная жизнь, которая проходила повсеместно на пространстве бывшего СССР. Ульяновск, нужно сказать, был далеко не в стороне от этих процессов.

Изменения в политике и экономике начала 90-х годов сказались на развитии культуры страны. То, что развивалось в последние десятилетия Советского Союза подпольно, с его развалом вышло на открытую сцену. Информация, которая хлынула, прежде всего, с Запада, повлияла на всплеск культурных процессов в постсоветском пространстве. В телевизоре, в перерывах между путчем и расстрелом Дома Советов, крутили клипы MTV, западные рок-концерты и фестивали, еженедельно выходила «Программа А». На радио уже звучала «Nirvana», причем на центральной радиостанции «Маяк». В общем, на что ориентироваться нам, шестнадцати-семнадцатилетним, было уже понятно.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Александр Семенов «Семён». Концерт группы «Т.Ч.К» в детской библиотеке им. Аксакова. 1996



Мое знакомство с неформальной жизнью Ульяновска состоялось примерно в 92/93 году. Я и мои товарищи, тогда десятиклассники, стали интересоваться музыкой. Выражалось это в записи и прослушивании огромного количества кассет и с нашими и западными исполнителями. Интересовало абсолютно все – русский рок, западный, хард-рок, хеви-мэтал. Жажда информации была безгранична. Стоит ли говорить, что приличные группы своими визитами Ульяновск не баловали. В основном приезжали поп-певцы, которые мало нас интересовали. Запомнился концерт группы «Чайф», а однажды заехала группа «ЭСТ». После ее выступления случился скандал. Толпы неизвестно откуда взявшихся металлистов устроили форменный разгром в зале Дворца профсоюзов (ныне ДК «Губернаторский». – Прим. ред.). Предполагалось, что во время концерта зрители будут камерно сидеть в креслах и аплодировать между исполнением композиций. Естественно, металлисты бросились к сцене, полезли на кресла под хит группы «Катюша». Мне, подростку, все это показалось чем-то запредельным. Такого я еще не видел ни разу. С этого момента мне хотелось увидеть и повторить что-то подобное.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Группа «Slippers». Алексей Николаев (вокал), Денис Мишин «Кришнаит» (ударные),

Андрей Федотушкин «Прист» (бас)


Через год с концертом в Ульяновск приехала группа «Браво». На их выступлении произошло наше знакомство с ульяновской тусовкой, как ее называли. Мы столкнулись с шумной компанией, выглядящей совершенно иначе, чем вся остальная публика. Длинные волосы, драные джинсы, фенечки. Кто-то из них называл себя хиппи, кто-то битниками. Через пару недель нас с друзьями пригласили на полуподпольный концерт в СЮТур (станция юных туристов. – Прим. авт.), на севере города.

Вообще, как мы потом выяснили, тусовки собирались в нескольких точках Ульяновска. Прежде всего, это кофейня «Бумеранг» на улице Бебеля. Легендарное место в Ульяновске, еще в позднесоветский период – место встреч представителей городской культурной среды: художников, писателей, актеров, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и необычных для советского времени профессий (промышленные альпинисты, например. – Прим. авт.). Второй точкой были заброшенные теннисные корты за Дворцом профсоюзов, в народе просто «кортЫ». С ранней весны до поздней осени большую часть времени мы проводили там. Скрытое от посторонних глаз место удачно дополняли трубы теплотрассы, которые спасали в холодные дни. Постоянным местом встреч были лавочки на центральной площади города, напротив администрации, кофейня в цокольном этаже Ленинского мемориала, а также широкий парапет УлГПУ. В последнем встречали знакомых из тусовки, так как большинство там учились.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Группа «Slippers». Андрей Федотушкин «Прист» (в костюме Чебурашки), Алексей Николаев, Дмитрий Рыбаков


Привычным делом было, приехав в центр города, пройтись по всем перечисленным местам. Это был, практически, обязательный маршрут! Приезжаешь в педуниверситет, дожидаешься на парапете знакомого, который обещал принести пару записанных кассет с музыкой. Вместе двигаетесь в кофейню на Бебеля, потом на «корты». По пути можно было встретить еще друзей-знакомых, узнать последние новости, информацию о предстоящих тусовках, сейшенах, репетициях.

По воскресеньям в ДК им. В.П. Чкалова собирались коллекционеры, в том числе меломаны. Обменивались в основном пластинками. Позднее открылись музыкальные магазины «Сонг» и «Туз», куда, при случае, можно было заглянуть не только для пополнения музыкальной коллекции, но и для встреч со знакомым.

Обязательным считался выезд на Грушинский фестиваль под Самару в первых числах июля. Добирались по-разному. Кто автостопом, кто автобусом, кто со знакомыми. Зимой встречались на «квартирниках» (квартирные концерты. – Прим. авт.), а также на мероприятиях, которые организовывали энтузиасты вроде Андрея Болсуновского.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Группа Дмитрия Чернова



Фестиваль на СЮТуре был одним из таких мероприятий. Атмосфера, в которую нам с друзьями довелось попасть, производила впечатление нереальности происходящего, просто какие-то благословенные 60-е, локальный Вудсток. На сцене выступали группы, к примеру «Мертвые Шы», от песен которых выносило мозг. Посреди зала перед сценой был расстелен ковер. Сложно передать, что творилось в головах у нас, подростков, еще недавно носивших пионерский галстук.

Домой мы вернулись с мыслью сколотить музыкальную команду. Что и сделали, назвавшись «Т.Ч.К.». Название никак не расшифровывалось и ничего не отражало. Оно было взято скорее для того, чтобы долго не выбирать.

К следующему мероприятию мы поставили задачу подготовить программу и потрясти если не весь мир, то как минимум мир тусовки. Дебют состоялся вовсе не на большом фестивале, а на квартирнике у Ильи Ферапонтова. Пригласил нас туда журналист, коллекционер пластинок Михаил «Трансформатор» Ермолаев. Там мы исполнили под акустику несколько своих песен и, можно сказать, в тусовку влились.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Концерт группы «Т.Ч.К» в детской библиотеке им. Аксакова. 1996. На сцене Олег Цыповский «Олегыч». (Собранные с концерта деньги пошли на закупку книг для библиотеки)


В то время многие ульяновские музыканты сколачивали группы за несколько часов пред фестивалем. Результат не всегда был ужасным, наоборот, это были зачастую талантливые люди, которые могли устроить на сцене мощную музыкальную импровизацию минут на тридцать. На фестивале в клубе «Солнечный» (при заводе «Комета», с 2011 года – Заволжский ЗАГС. – Прим. ред.) была похожая ситуация: Михаил Иванов, Элвис, Макс (Shoes) за пару часов до начала фестиваля собрались, расписали несколько композиций и даже успели провести репетицию. Результат был потрясающим в положительном смысле.

Главная проблема ульяновских рок-групп – отсутствие репетиционной точки. Если удавалось найти «по знакомству» помещение в школе в вечернее время, это было настоящей удачей. А уж если там была аппаратура для репетиций, то это вообще считалось пределом мечтаний. Репетиции, кстати, часто превращались в мини концерты, так как на них приходили знакомые, особенно в зимнее время.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

На Венце. Василий Кучушев «Керт». 1994


Группа «Т.Ч.К.» собиралась у меня дома. Пока это были акустические репетиции, ни соседи, ни родители не были против. Но как только мы купили первые плохонькие электро-музыкальные инструменты, в том числе полноценную барабанную установку, то репетировать в квартире на шестом этаже стало невозможно. Примерно через пару месяцев встал вопрос о поиске репетиционной базы. И она нашлась в школе-интернате для глухонемых. Не правда ли, отличный выход для группы, играющей шумный панк-рок?

Первый концерт в «электричестве» группа «Т.Ч.К.» сыграла на полуподпольном фестивале в клубе «Солнечный», организованном все тем же энтузиастом Андреем Болсуновским. Хотя фестиваль готовился в условиях секретности и был событием для «своих», все же правоохранительные органы прислали следить за происходящим человека в звании майора.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

На кортах


Первый наш выход удался. После пары зажигательных композиций директор клуба вырубил электричество, с криками: «Я этой х… не потерплю! Это не музыка!». И свернул мероприятие. Выступали мы последними, поэтому остальные группы не пострадали. Правда, на следующий день директор «Солнечного» вызвал «на ковер» Болсуновского, как главного организатора, и отчитал его за наш дебют. По словам Андрея, там присутствовал и тот майор из органов. Директор пытался заручиться его поддержкой, на что продвинутый правоохранитель ответил: «Мне понравилось, веселые парни». По итогам в местной газете появилась заметка о фестивале, где хвалили нашу группу и указывали, что отключённый на первом выступлении свет – явный знак успеха для молодой команды, что ставит ее в один рад с такими группами как «Sex Pistols» и «Doors». Надо ли упоминать, что после таких дифирамбов мы просто ликовали.

В Ульяновске официальный рок-клуб, которым заведовал Дмитрий Чернов, базировался в ДК 1 Мая. Мероприятия там проводились не часто, выступали команды из Москвы. Сцену предоставляли исполнителям музыки тяжелых стилей, поклонником которой был сам Чернов. Металлистов, кстати, в Заволжье проживало больше.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

На репетиционной базе в Киндяковке на ул. Инзенской. Слева направо Михаил Иванов, Василий Кучушев «Керт», «Грипал», Даниил Томилов. 1995



В ульяновской среде не было деления на внутренние субкультуры. Хиппи, панки, металлисты вращались в одной компании. Жить ты мог в любом районе города, или в пригороде (были панки из Ишеевки. – Прим. авт.). Главное – отличаться от остального общества, и тогда ты моментально попадал в тусовку. Сплачивала непохожесть, стремление к информации (обмен музыкой, книгами, фильмами), и нежелание существовать в среде молодежных группировок.

Группировки, или гопники, всегда были одной из главных проблем для ульяновских неформалов. Вид длинноволосых или с ирокезами на головах людей как магнитом притягивал доминирующий социальный слой города. Стычки не были редким явлением. И если в центре можно было чувствовать себя более-менее свободно, то передвижение по остальным районам было сопряжено с определенным риском.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Неформалы в центре города. В бейсболке Андрей «Элвис»


В 1994 году я выбрил настоящий панковский ирокез. В трамваях, идущих из Засвияжья в Киндяковку (это был мой ежедневный маршрут. – Прим. авт.) слышал разговоры за спиной: «Да это панк!» Редкое явление в Ульяновске в ту пору. Милиционеры, которые задерживали нас на площади Ленина в том же 1994 году, признавались: «Все в отделении были: хиппи, металлисты, а вот панки первый раз». Сейчас, спустя много лет, совершенно не представляю, как нам удавалось выкручиваться с таким внешним видом, и чувствовать себя вполне свободными людьми.

После концертов в ДК 1 Мая (ул. Ленинградская, 4 в Заволжском районе. – Прим. ред.) многим нужно было добираться на другой берег Волги. Нередко нас караулили гопники, поэтому старались ходить или ездить толпой. Перемещаться в одиночку было, прямо скажем, опасно для жизни. Самое крупное столкновение произошло после очередного фестиваля, на котором паре проникших на концерт гопников дали отпор. После этого стоило рассчитывать только на месть. К концу мероприятия у входа появились представители местных группировок, вооруженные подручными средствами: от палок и арматуры до самострелов. До автобусной остановки нас провожали несколько милицейских уазиков. Но это не спасло. Гопники напали на нас при первой же возможности.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Репетиционная база группы «Петрушки Inc.» на ул. Федерации. Слева направо Олег Цыповский «Олегыч», Михаил Иванов, «Лом», Денис Мадышев «Наперсток». 1997


Выручил нас водитель икаруса, который разворачивался на кольце. Он медленно поехал с открытыми дверями, на ходу собирая заскакивающих в него неформалов. Девчонок успевали забрасывать в автобус первыми, попутно отталкивая нападавших. В салоне на нас посыпались разбитые стекла. Пострадало несколько человек, но не серьезно, куда хуже пришлось автобусу.

Стычки с группировками были регулярными. Гопники появлялись в излюбленных местах тусовки – на площади Ленина, на кортах, забредали в кафе Дворца профсоюзов. Но неформалы существовали как бы в параллельной реальности и группировщиков игнорировали.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Стас Куликов «Кулич» и Денис Мадышев «Наперсток»


В начале 90-х во Дворце профсоюзов сформировался клуб хип-хопа и брейк-данса, а вокруг него – рэп-тусовка во главе с Адамом, Сержем, Лопухом, Балу и Качком. Конфликтов между течениями не было, ввиду общего культурного фона. Быть не такими как все было главным условием взаимоуважения.

Кроме постоянных сейшенов, полуподпольных квартирников и рок-фестивалей в заволжском рок-клубе, проходили и крупные мероприятия, которые давали возможность выступить большому числу молодых и не очень команд. Мощным был конкурс музыкальных коллективов Ульяновска в «Тарелке» Политехнического университета.

Несколько часов коллективы выступали в режиме нон-стоп. Собирались практически все ульяновские неформалы. Очевидным хедлайнером были «Slippers», которые в ту пору стремительно набирали популярность.

Ульяновск. Неформалы 90-х Неформалы, Рок, Панк-рок, 90-е, Ульяновск, Копипаста, Длиннопост

Ульяновские неформалы развлекаются на Грушинском фестивале. 1997



К концу 90-х начала меняться культурная среда. Вслед за «Slippers» появились более профессиональные по звучанию и шоу программе группы. «ПетрушкиInc.», «Оппозиция» и др. уже выступали не на редких полулегальных концертах, а выезжали на гастроли-фесты в Самару, Тольятти, Ижевск; играли в одних концертах с «Кирпичи», «I.F.K.». Тусовка переставала быть закрытым пространством, становилась разнородной. Время полуподпольного, андеграундного состояния прошло. Появились электронная музыка, ди-джеи, компьютеры. В городе открывались клубы, появились и новые места для встреч. Дискотеки в ДК им. В.П. Чкалова, клуб «Иванофф» по четвергам, клуб «Пионер».

Многие из первой волны тусовки повзрослели, занялись бизнесом, другие не дожили и до этих времен, так как стремительные 90-е с их ощущением свободы, сдобренными алкоголем и наркотиками, помогали смерти собирать свой урожай, третьи уехали в поисках лучшей жизни за границу, в Москву и Питер. К третьим принадлежу и я, но каким бы пафосным это не казалось кому-то, приезжая в Ульск, стараюсь пройти по привычным местам, где больше десяти лет проходила моя ульяновская субкультурная жизнь.


Олег Цыповский (Олегыч),

г. Санкт-Петербург


https://ulpravda.ru/rubrics/soc/neformalnyi-ulianovsk-90kh-pank-olegych-i-ego-vospominaniia-o-subkulturnoi-tusovke-goroda-u