Тюремные колл-центры

В России осужденным и находящимся под арестом людям нельзя иметь при себе средства связи. Но некоторые умельцы ухитряются не только пользоваться телефонами «на зоне», но и совершать киберпреступления. Правительство России предпринимает новые меры по их пресечению.

Фантазия людей, отбывающих срок в местах не столь отдалённых, иногда безгранична: избыток свободного времени позволяет не только выведывать у случайных жертв данные об их банковских счетах, но и вести любовные переписки с целью последующего вымогательства денег.


В 2020 году ФСИН всерьёз обеспокоилась проблемой таких «тюремных колл-центров». Телефонные мошенники стали активнее прежнего охотиться за данными клиентов банков. Чаще всего это проворачивалось по отработанной схеме: злоумышленник звонил человеку и пытался выведать у него код CVV, CVC2 или номер из СМС. К сожалению, люди не всегда помнят, что такие данные сообщать по телефону нельзя. А представители «тюремных колл-центров» этим с радостью пользуются.


Иногда махинации приобретают романтический характер. Злоумышленники знакомятся с потенциальными жертвами в соцсетях или специальных приложениях, втираются в доверие, устанавливают контакт. После выдумывают невероятные истории и просят выслать деньги в долг. И исчезают.

Иногда деятельность таких «предпринимателей» обретает фантастический масштаб. Например, летом 2020 года случился скандал в московском СИЗО «Матросская тишина». Там обнаружили «колл-центр» мошенников: в камерах нашли телефоны и модемы. Сами злоумышленники, уже отбывающие срок, пользовались беспроводными наушниками, микрофонами — все по высшему разряду. Ситуация стала более понятной после ареста двух сотрудников колонии — старшего оперуполномоченного оперативного отдела и инспектора режима отдела и надзора — именно они обеспечивали «работников колл-центра» – арестантов – мобильными телефонами, SIM-картами и интернетом. И, соответственно, были в доле. После вскрытия всех подробностей, сообщники попытались уничтожить бухгалтерию, но некоторую ее часть удалось спасти. В документах говорилось, что заключенные успели заплатить сотрудникам изолятора больше 5 млн рублей, а еще около 7 млн рублей вложили в новую технику.


В мае того же года в Санкт-Петербурге правоохранители задержали банду подозреваемых в краже более 20 млн рублей с банковских счетов. Заключённые успели опустошить карты порядка двухсот граждан. Злоумышленники отправляли через смс-рассылку сообщения с текстом «Ваша карта заблокирована. Для получения информации необходимо связаться по телефону...». Владельцы номеров перезванивали и говорили якобы работникам банка свои реквизиты. После этого со счетов пропадали деньги.

В прошлом году Федеральная служба исполнения наказаний рассматривала несколько вариантов решения этой проблемы: к тому моменту до половины мошеннических звонков «от банков» поступало именно из мест лишения свободы. ФСИН предложила устанавливать «глушилки», но эта идея не получила поддержки из соображений безопасности сотрудников колоний и арестантов. Но 19 октября 2021 года Правительство России все же утвердило правила взаимодействия органов ФСИН с сотовыми операторами для блокировки связи в учреждениях уголовно-исправительной системы, если таковой пользуются заключенные.


Теперь, если обнаружится, что заключенные незаконно пользуются мобильной связью, то руководитель СИЗО или колонии должен направить соответствующему мобильному оператору уведомление о прекращении оказания услуги. Такие решение сотрудник должен принять не позднее 24 часов с момента обнаружения незаконного пользования связью. Оператор на основании сообщения обязан прекратить оказание услуг связи по указанным в решении абонентским номерам физическим лицам и пользователям услугами связи. И должен он это сделать не позднее трех суток с момента поступления сигнала. Срок, на который будет отключен абонент, определяет сам руководитель СИЗО или колонии.

Тюремные колл-центры Колл-центр, Обман, Тюрьма, СИЗО, Длиннопост