Творческие коллективы. Русское музыкальное общество.Часть 1/3

Автор Толмачев Андрей Валерьевич


В 1859 году А.Г. Рубинштейн при финансовой поддержке Великой княгини Елены Павловны создаёт Русское Музыкальное общество. На концертах, организуемых обществом, он неоднократно выступает как дирижёр.

Творческие коллективы. Русское музыкальное общество.Часть 1/3 Искусство, Креатив, Музыка, История, Музыканты, Длиннопост

Рубинштейн Антон Григорьевич — Отечественный пианист-виртуоз, композитор, дирижёр и меценат. В возрасте 10 лет Антон Рубинштейн дал свой первый публичный концерт в Москве (здесь у отца была небольшая фабрика), а затем неоднократно выступал в крупнейших городах Европы.

Творческие коллективы. Русское музыкальное общество.Часть 1/3 Искусство, Креатив, Музыка, История, Музыканты, Длиннопост

Как пианист А.Г. Рубинштейн играл всегда с закрытыми глазами. Сам он рассказывал, что играть с закрытыми глазами стал с тех пор, как однажды заметил сидевшую в первом ряду зевнувшую старушку.


А.Г. Рубинштейн похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.


Его наиболее выдающийся ученик — композитор Пётр Ильич Чайковский.

Творческие коллективы. Русское музыкальное общество.Часть 1/3 Искусство, Креатив, Музыка, История, Музыканты, Длиннопост

По характеру и задачам РМО в корне отличалось от других концертных обществ: это была крупная профессиональная музыкально-общественная организация, впервые поставившая перед собой большую, благородную задачу музыкального просвещения в России.


В первом параграфе её устава говорилось: «Цель общества — в развитии музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов».


Для достижения этой цели РМО, начиная со дня своего основания, систематически проводило циклы симфонических и камерных концертов, устраивало конкурсы на лучшие сочинения русских композиторов, а главное — добивалось открытия музыкального учебного заведения — консерватории.


Не теряя времени, пока решался вопрос «быть или не быть» консерватории, комитет директоров РМО во главе с Рубинштейном объявил об открытии при Обществе «Музыкальных классов» по различным специальностям. Вначале занятия проводились бесплатно на дому у педагогов — Ниссен-Саломан (пение), Венявского (скрипка), Лешетицкого (фортепиано), Дютша (теория музыки). Однако наплыв желающих учиться оказался настолько велик, что с осени 1860 года пришлось назначить небольшую плату за обучение (50 руб. в год), а занятия перенести в помещение Михайловского дворца


Желая привлечь общественное мнение на свою сторону, Рубинштейн в 1861 году поместил в январском номере журнала «Век» статью «О музыке в России». В ней он обосновал необходимость предоставления деятелям музыкального искусства тех же привилегий, какими пользовались художники, скульпторы, архитекторы.


«Положим, — писал Рубинштейн, — что сын крестьянина или купца получит как-то музыкальное образование; получив его, он останется без звания, должен будет избрать другой род карьеры и навсегда оставить искусство, к которому чувствует призвание и которого, может быть, был бы превосходным служителем"...Отвечаем: единственно учреждением консерватории«, которая предоставит оканчивающим необходимые права и будет ежегодно давать стране «русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем искусстве средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, средство совершенно предаться своему божественному призванию, как должен трудиться всякий, уважающий себя и свое искусство».


В период организации консерватории Рубинштейну и его единомышленникам пришлось преодолеть огромные трудности. Правительство не захотело взять новое учебное заведение на государственное обеспечение. Собирали деньги по подписному листу у частных лиц, давали чуть ли не ежедневно благотворительные концерты.


На страницах печати велись страстные споры о консерватории. В лагере её противников оказались даже такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как Серов, Стасов, композиторы «Могучей кучки». Исторически эти разногласия находят свое объяснение. В XIX веке, особенно в 60-х годах, шла напряженная борьба за становление русского национального искусства, за самостоятельный путь его развития.


Одной из противодействующих сил являлось засилье в России иностранных музыкантов, которые обеспечивались всеми привилегиями: итальянские труппы монопольно владели оперной сценой, иностранные антрепренеры пользовались широкими льготами, недоступными для представителей отечественного искусства. Существовало даже «Положение», по которому иностранный композитор мог назначать за свое произведение любую цену, русский был ограничен 1143 рублями.


Планы организации в России консерватории по типу учебных заведений, существовавших на Западе (Парижская, Лейпцигская консерватории), естественно были встречены в штыки композиторами «Могучей кучки».


Вы можете поправить автора, если он не прав!


Продолжение следует:

Творческие коллективы. Русское музыкальное общество. Часть 2/3

Творческие коллективы. Русское музыкальное общество. Часть 3/3


Список источников:

Рубинштейн Антон Григорьевич

Могучая кучка