Тверская аномалия: Эту дорогу не дурак строил!

КАК УМУДРИЛИСЬ?

Этого просто не может быть. Не может! Я внимательно смотрел вперед, пытаясь найти подвох. Но то, чего не может быть, существовало. Нагло. Невозмутимо. Оно бесшумно и плавно утекало под капот.


- Вы правда напишете о нашей чудесной дороге? - радовался глава района Александр Горбанев. - Я куда ни приеду, о ней рассказываю. Мало кто верит.

Стрелка спидометра подползла к 120.

- Чувствуете? - спросил глава.

- Нет, - хмурюсь.

- Правильно. Машина едет, как влитая. Спрашивается, вот как они умудрились дорогу так сделать?

Стрелка бодро промаршировала мимо 150.

- Наверное, здесь ездят мало, - предполагаю. - Вот она и сохранилась у вас, как в музее.

- По ней и лесовозы едут, и металлолом везут, она ж три области соединяет - трафик будь здоров. Ничего ее не берет. Смех сквозь слезы, - вздыхает грустно глава. - Едем cловно по Европе…

200 км/час.

Я вспоминаю разбомбленную лесовозами дорогу Петрозаводск - Суоярви. На такой нахальной скорости мы бы отправились к праотцам сразу и безболезненно.


СТЫК ДВУХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


На горизонте грозно замаячила странная полоса. Дорога вдали вдруг изменилась - она посветлела, покрылась пятнами и стала настоящей, родной. Переход этот зиял четкой, пограничной чертой.

- Сбрасываю до 90, - быстро сказал глава. Сгруппировался. Жестко схватил руль. В прошлом он командовал 611-м летно-истребительным полком. Однажды посадил самолет с отказом обоих двигателей, пару десятков километров планировал до взлетной полосы. А тут, подумаешь, дорога… Линия проскочила под колесами. Удар. Машину мотнуло налево, потом направо.

- Тихо-тихо! - сказали мы хором. И джип, взлетев над кочками, удачно сел и привычно, вперевалочку заковылял по среднерусской дороге, где заплатка на заплатке. И в горизонт, в среднерусскую даль - сотни и сотни раздолбленных километров вперед.

Подходим к стыку двух дорог. Двух цивилизаций. Слева наша, обычная, ежегодно ремонтируемая. Справа - инопланетная, которая не ремонтировалась никогда. Когда она появилась здесь, в маленьком городке Бежецк, почти никто не помнит. Кто ее построил - тоже. Зачем здесь, в безлюдной глубинке, поставили 9-километровый отрезок европейского автобана - не знает никто.

Тверская аномалия: Эту дорогу не дурак строил! Дорога, Аномалия, Длиннопост

РУССКИЕ НЕ МОГУТ ЭТО СДЕЛАТЬ?

В водительских форумах это место обросло легендами, которые первым рассказал мне тверской родственник. Будучи отличным водителем, он искренне ненавидит российских дорожников, упрямо пытающихся покалечить его «Фольксваген». И как-то весной, стуча колесами по недавно положенному асфальту, он сказал даже не мне, а так - окружающему пространству:

- Бесполезно. Русские просто не могут это делать.

- Могут. Но не хотят, - говорю. (Я всегда вступаюсь за русских. На всякий случай.)

- Не могут, - качал головой тверской родственник. - В плане дорог у нас руки не оттуда растут. Немцы под Бежецком в начале нулевых специально нам показали, как строить. Приехали, говорят, спецы из Германии в рамках программы благотворительной и показали. В итоге дорога лет пятнадцать стоит без ремонта! А наши что? Научились?

На самом деле дороге под Бежецком 11 лет. И как мне рассказали в правительстве Тверской области, ее и правда никогда не ремонтировали. В местном дорожном фонде признали, дескать, знаем это чудо, как не знать. И, покопавшись в архивах, чиновники все-таки выяснили, кто ее построил. И хотя на водительских форумах утверждается, что дорогу строили то ли немцы, то ли финны, на самом деле...


«НАША ЗЕМЛЯ АСФАЛЬТ НЕ ПРИНИМАЕТ»


- Какие немцы? Россияне! Кац ее построил, - удивился глава Бежецкого района Александр Горбанев. - Приехала петрозаводская фирма с руководителем Валентином Кацом. Я тогда, в 2005-м, авиаполком командовал. Кац, помню, явился в Бежецк и сразу на нашем брате чиновнике споткнулся. Зашел в кабинет к главе района познакомиться и выскочил как ошпаренный (усмехается). И больше к нему ни ногой.

- ?!

Загадочный взмах рукой. Жест, понятный любому русскому.

- Откат?

Выразительная пауза.

- Слава богу, что дорога была первой межобластной категории и к району не относилась, - говорит Горбанев. - Но Кац - уникальный человек (задумывается). Вы же сейчас спросите: в чем секрет этой дороги

- Обязательно.

- Вот честно - не знаю (хмурится). С одной стороны, я сколько повидал, как строят дороги, например, в Ростовской области, на Ставрополье… Там просто тупо засыпался песок и укатывался. А Кац делал все как-то странно, не по-нашему. У нас бытовало шутливое поверье - земля тверская асфальт не принимает. А тут словно марсиане высадились! Я впервые в жизни увидел, что через каждый слой идет особый материал, а еще - какая-то пленка. По словам местных, фирма вела себя очень странно. Нагнали новую американскую невиданную доселе технику с какими-то передовыми технологиями. А вокруг столько искушений. Старый щебень можно было повыкапывать, но зачем-то привезли свой, новый. Потом завезли дорогую гранитную крошку, хотя менее прочная, щебеночная, на порядок дешевле. Со стоковыми водами была проведена вообще целая спецоперация. Местные дорожники такого не видели никогда - они ж обычно кидают под полотно трубы и все - дешево и сердито. А Кац сделал сначала русла подхода и ухода воды, выпускные и приемные ворота. Труба обкладывалась изолирующими материалами на специальном бетонном основании. Зачем, спросите? - глава района опять вздохнул. - Я тоже тогда думал: что они мудрят?

Мы бродили по обочине «вечной» дороги, существование которой опровергало много официальных строительных теорий, например, «о грузопотоках, убивающих полотно». О страшном русском климате. Да и вообще о бренности всего заасфальтированного... Я вспоминал весеннюю Самару с ручьями, смывающими годовалый асфальт, и радостными дорожниками, снова кладущими его в воду... А Горбанев зачем-то все доказывал мне:

- Зачем русла? Да за одиннадцать лет на дороге одна выбоинка. Одна! Мы все ее знаем. Я уж говорю нашим - заделайте ее, она ж как на ровном стекле царапинка.


«ДА НЕ СЛАБО НАМ, КАК В ЕВРОПЕ, ДЕЛАТЬ!»

Фирма уехала из Бежецка, закончив эти 9 километров, не сойдясь с областью в цене на следующий участок. И городок обречен на вечное соперничество с Кацом.

Положили, к примеру, два года назад дорогу, примыкающую к «девятке». А она, свежая, все равно хуже - машину качает, как пьяного матроса на палубе. Оттого на этих, соперничающих с кацовской, новых трассах маленькие квадратные выемки - пробы для дорожной экспертизы (по словам бежецких чиновников, штука это выгодная - стоимость ее копеечная, зато, имея процент от возможных штрафных санкций к строителям, спецы выискивают малейшие недочеты).

И вроде бы все по ГОСТу, а все равно не то.

Я конечно же, нашел телефонный номер Валентина Каца. Он работает все так же строителем в родном Петрозаводске. Ругает местных коллег за «одноразовые дороги». Говорит, что в его профессии кадровый голод. Система ПТУ, готовившая машинистов катков и асфальтоукладчиков, развалена. Что, кроме совести, дорожникам необходим тщательный контроль. Поэтому где мэр или губернатор слабый, там и дороги негодные. Но на прямой вопрос: почему у русских так плохо с дорогами и есть ли хоть какая-нибудь надежда, вдруг вспылил.

- Хорошие мы, русские, дороги делаем! - воскликнул Кац. - Не хуже европейцев. Да только в экономике все дело. Я в свое время был в Канаде, там, знаете, какие нормативы - основание 50 см бетона, потом сантиметров 40 нижнего слоя и 10 верхнего. А у нас в проектах 20 - 30 см щебенки, 6 см нижнего слоя и 5 верхнего. Все время экономим деньги. А сейчас вообще бюджеты дорожные сократили чуть ли не на треть.


- То есть у вас стало меньше заказов.

- Не-е-ет (смеется), меньше не стало. Государство хочет и рыбку съесть… Они желают и километры получить, и заплатить поменьше. В прошлом году, например, давали 100 миллионов на три километра, а в этом хотят, чтоб построили 10 километров за 70 миллионов. Проектировщики колдуют, в сметах волшебно уменьшается толщина покрытия. Так что если мне дадут заказ с 3 сантиметрами покрытия, никакие кадры меня не спасут - это будет хреновая дорога.


отсюда- http://www.kursk.kp.ru/daily/26575/3590822/

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
146
Автор поста оценил этот комментарий
А потому что, как потом зарабатывать если дороги десятилетиями стоять будут?
как особняки покупать, детей в забугорские вузы устраивать и т.д.
Захотели бы давно уже порядок навели, ужесточили бы заканодательство за коррупцию. А у нас милиардами воруют и им норм.
раскрыть ветку (30)
87
Автор поста оценил этот комментарий
Очень просто. Строить новые. На жизнь нашу точно хватит.
раскрыть ветку (19)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Не только. Ещё можно банально ввести суммы за эксплуатацию. Я хз, как это правильно назвать, но вижу это так: дорожная фирма прокладывает дорогу. Фиг её знает, по какой технологии, это непринципиально. И ей, предположим, в месяц, выделяется какая-то сумма. И проверки ежемесячные же. Задача фирмы - чтобы дорога была ровная. Если яма, выбоина, или что-то ещё - фирма ремонтирует дорогу из тех средств, что ей выделили. Если на момент проверки яма ещё на месте - денег могут и не дать, тут индивидуальный подход. Мало ли, яма перед проверкой появилась и её заделать ещё не успели.

Проверка может быть инициирована и водителями - увидев яму, они (к примеру) оставляют заявление на интернет-портале города, дорожная фирма видит заявку и отправляется чинить, после ремонта отчитывается. Если не отправляется - контролирующая организация тоже же сидит на портале, по истечению срока она по факту заявки инициирует локальную проверку участка дороги и либо отмечает, что всё супер, либо устраивает дорожникам проблемы. Или же проверка инициируется по старинке - заявление в контролирующую организацию по факту обнаружения ямы, а уже они отправляют её дорожникам и спустя некоторое время инициируют всё ту же проверку. В интересах дорожников будет делать хорошие дороги, которые не портятся подолгу, чтобы иметь с этого стабильный и крупный гешефт. За эти деньги и технику приличную на баланс поставить можно будет, что позволит взять подряд ещё и, к примеру, на очистку дорог в зимнее время от снега и наледи, и спецов обучить или обученных в штат принять.

А ещё лучше пойти по чешскому пути и разбить дороги на классы. Мол, дороги первого класса - парковые дорожки, тротуары и маловажные улочки, второго - улицы и так далее до федеральных трасс. Хочешь делать дорогу высокого класса - сначала пару лет посиди на прокладке и обслуживании дорог низкого класса, заимей штат спецов (в том числе профессиональв-дорожников, с вышкой), технику на баланс, тогда тебя переведут на дороги классом выше.


Довольно утопично и вряд ли вообще реализуемо (хотя технических препятствий нет вообще никаких), но хочу что-то подобное.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
А потом комитет по тарифам региона начнёт резать затраты под предлогом ограничения роста цен, причём доказать что-то кому-то будет совершенно невозможно. Так-то ваша идея хорошая, плюс вам, китайцы, по-моему, тоже что-то подобное у себя реализовали, но как защититься от произвола всяких регуляторов?
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Я ж говорю, утопично. Способ защиты от произвола есть только один - контроль со стороны общественности и максимальная прозрачность работы. Но будет ли работать - а хер его знает.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
У нас общественность визг поднимает только когда цены растут, на затраты каких-то предпринимателей им плевать. Ещё Пушкин писал: "народ безмолвствует".
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Хотя, думаю, в этом мире всё уже кем-то когда-то придумано. Те же концессии, по идее, хорошая штука: заключаешь договор на 20-30-40 лет, цена (формула цены) определяется на берегу с привязкой к количеству пропущенного транспорта, чтобы потом никакая эффективная сова в твои затраты нос совать не смела, и вперёд - хочешь из говна строй и каждый год переделывай с потерей дохода, хочешь - делай один раз на века и только бабки стриги. Есть конечно масса нюансов, но в принципе механизм рабочий.
16
Автор поста оценил этот комментарий

С дорогами в этом плане все норм. Их у нас обстроиться можно, любые суммы освоят, даже федеральные трассы еще реконструировать и реконструировать. А вот в Саратове получилась интересная ситуация с мостом в Пристанном. Металлическое пролетное строение, на него асфальт укладывается немного по-другому, чем на бетонное и тем более на земляное основание, поэтому решили поэкспериментировать и пригласили финнов. Финны сами, своим оборудованием уложили асфальт Лемминкяймен (не уверен в правильности написания слова). Асфальт особый, шумный, выглядит страшно (для города не очень подходит, благо мост на объездной трассе), но эксплуатационные характеристики великолепные, уже 15 лет лежит и все еще в отличном состоянии, хотя скорости на мосту очень высокие, на них уже начинается эффект наждачной бумаги от шин. Асфальт на подходах уже пару раз меняли, а этот все лежит и пить не просит. Вот эксплуатирующая организация уже начинает беспокоиться - им-то деньги за ремонт неоткуда получать, точнее не на что, им-то как раз выгоднее менять почаще асфальт на мосту. У дорожников такой проблемы нет:)

раскрыть ветку (8)
7
Автор поста оценил этот комментарий

я тогда только пришел в Саратовский филиал "Гипродорнии",..

вот что рассказывали ГИПы которые присутствовали на строительстве подходов к мосту:

- финны был, перед мостом участок клали. показать "сиволапым" как надо делать

- знаменитый "финнский асфальт" на 90% состоит из битума (влагопроницаемость ноль)

- как и полагается битуму при плюс 28 (воздуха) он стал вязким и пробная обкатка оставила колеи

- финны были посланы на хуй, на мосту их не было

раскрыть ветку (7)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Вот что мне рассказывал мой зав. кафедрой проф. Овчинников:

- на подходах участок клали наши (и там все херово)

- финны клали на самом мосту

- перед тем как класть положили на блок ортотропной плиты (несмонтированный), чтобы посмотреть как он себя будет вести.

- когда отртотропка с асфальтом перезимовала успешно и покрытие утвердили, решили снять асфальтовое покрытие и применить металлоконструкцию по назначению, но не смогли. Адгезия была очень хорошая и в итоге заказали новый блок отротропки, а эту порезали на транспортируемые элементы и отвезли к нам в универ, где она стоит и поныне все с тем же асфальтом.

Учитывая что очень часто специалисты имеют разное мнение и обычно считают другого спеца дураком, искать правду тут непросто. Однако +28 и колейность на битуме это странно. У финнов тоже бывает достаточно жарко, на солнце на поверхности черного асфальта и +40 будет, а колей у них нет.

На этом асфальте еще кстати щебень на верхний слой укладывают, для лучшего сцепления с шинами. Поэтому кстати он страшный (в сравнении с ЩМА) и шумит.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

порыл интернет, у Леминякайнен нет в перечне этого моста, на М-10 их встречал, как у них и указано. в Ленинградской области.

идут сплошь ссылки на "мостотряд №8"

то что на мосту положено обычный евростандарт, у знакомого в Волгомосте щя уточнял.


в прошлом году мы сдали проект по "мосту Братьев Захаровых",

ни о каких финнских технологиях там нет речи.

хотя по аналогии должны присутствовать.


в общем странностей с этим "мифом" вагон и маленькая тележка.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати насчет Волгомоста, не к столу будет сказано, что там у них? Я слышу настойчивые слухи, что он обанкротился. Или пока борется?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

работа вроде есть, деньги платят,

а слухи эти уже лет пять ходят.


здание у них кошерное, как и у Гражданпроекта, вот и скалят зубы рейдеры.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

http://saratov.bezformata.ru/listnews/volgomost-svishe-7-mlr... - пример новости. У них там пока процедура наблюдения, но насколько я знаю, это первый шаг к банкротству. Ну и рейдеры должны быть крупными, чтоб такое здание отнять.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

ахуеть.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Короче скоро финский асфальт будет таким же распространенным мифом как и американцы/японцы которые в 90-е обещали почистить от ила волгу/озеро неро/пруд в деревне, но взамен заберут себе все что найдут на дне. То есть встречаться в каждом городе

26
Автор поста оценил этот комментарий
Хакое-то хуило поставило минус тебе. Я поддерживаю - что, бабло пилить можно только на ремонтах? А выходит так. Потому что делать новую дорогу не так просто: нужно обоснование. Вон недавно жильцы сами дорогу сделали и получили штраф.
раскрыть ветку (3)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Так-то штраф им был, вроде как, за то, что тупо асфальтом укатали, не учтя канализации и водостоки.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

те они переложили дорогу, и потом оказалось что под дорогой коммуникации и получили за это штраф???

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Они водостоки и люки канализационные закатали. Вроде как о_О

2
Автор поста оценил этот комментарий

Если строить качественно, то ничего не своровать - все до копейки на дорогу уйдет. как особняки покупать, детей в забугорские вузы устраивать и т.д.?

6
Автор поста оценил этот комментарий

Нет.
Есть ФЗ о госзакупках. Гос закупку в общем выиграет тот, кто даст минимальную цену. Не выгодно делать хорошо - не выиграешь ни одного тендера. Надо делать максимально дешево и будут заказы.

6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Суть не в том, что исполнитель гнида, суть в том, что заказчик - даун. Губернаторы и чинуши хотят подешевле и с откатом, получают говно естественно.

4
Автор поста оценил этот комментарий
ужесточили бы заканодательство за коррупцию.

Да, конечно, пчёлы против мёда.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Знаешь, не факт что только в этом дело. Есть подозрение в том, что люди еще просто идиоты. Посмотреть на тех же эффективных менеджеров, и подобных им.

раскрыть ветку (2)
13
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Эффективные менеджеры - боль моей задницы. Есть даже история про эффективного менеджера, который сэкономил 3000 рублей с каждой перевозки и нанял другого перевозчика, в итоге проебали товара на 40 млн. Эффективно.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да. С дорогами примерно такая же хрень.

Там сегодня история про такого же эффективного менеджера, который в условиях кризиса вместо понижения цен для клиентов, предпочел увольнять работников.

А вот потом думай, какого хуя все в жопе. Экономисты - что сказать.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Да наших километров дорог в стране на десятки лет хватит застраивать. И её прокладывать. Сравните километраж дорог в США и у нас. Так вот у нас ещё далеко не всюду проложено, где мследовало бы

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий

США: 6586610 км.

Россия: 1396000 км.

Германия: 644480 км.

Для ЛЛ.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Во, спачибо, мил человек. О чём я и говорю, страна больше, дорог меньше
1
Автор поста оценил этот комментарий
Пчелы против меда не пойдут никогда )
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку