Туроператоры сдают путевки

Спрос на курорты не оправдал ожиданий

Туроператоры сдают путевки Россия, Туризм, Туроператор, Банкротство, Курорт, Платежеспособность, Россияне, Издательский дом КоммерсантЪ, Длиннопост

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Воодушевленные резким ростом продаж турпакетов на этапе ранних бронирований операторы переоценили покупателей. С середины июля количество россиян, готовых провести летний отпуск на зарубежных курортах, заметно падает, вынуждая участников рынка на 10–20% сократить заявленные полетные программы и явно демпинговать. Но такая политика уже привела к краху старейшего оператора «Натали турс» и ряда других и может спровоцировать новую волну банкротств компаний.

В августе количество чартерных авиарейсов из России на зарубежные курорты будет сокращено на 10–20% от планов, заявленных перевозчиками и турагентствами, сообщил “Ъ” советник по транспорту главы Ростуризма Дмитрий Горин. Он уточнил, что объем полетных программ будет соответствовать уровню июля. Многие туроператоры предпочитают объединять собственные рейсы, не допуская недозагрузки самолетов, отмечает господин Горин. По его словам, компании надеялись этим летом отправить на отдых больше туристов, чем в 2017 году, поэтому заранее увеличивали количество чартерных рейсов и брони в отелях.


«Туроператоры строили оптимистичные планы из-за ажиотажного спроса на турпакеты во время раннего бронирования (при покупке пакета в этот период предоставляется скидка в 30%.— “Ъ”)»,— объясняет советник главы Ростуризма. Традиционно в период ранних бронирований туроператоры реализуют 35–40% от запланированной программы на лето, а в этом году показатель увеличился до 50%, уточняет директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин.


Это воодушевило участников рынка, которые понадеялись на рост продаж и в разгар летнего сезона. «Но реального роста не произошло, уже очевидно, что за границу отправится примерно столько же людей, что и в прошлом году»,— считает господин Толчин. Рост продаж остановился в середине июля, сейчас они идут на уровне 2017 года, подтверждает Дмитрий Горин.


Единственным направлением, где еще возможен рост, остается Турция. «Но, скорее всего, причиной может стать как раз переизбыток чартеров, из-за чего туроператоры вынуждены демпинговать, продавая подчас турпакеты себе в убыток»,— подчеркивает Сергей Толчин.


Похожий прогноз делает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе: по ее мнению, рост выездного потока в Турцию и Испанию составит около 10%, некоторые направления покажут небольшой спад.


В пресс-службе Tez Tour поясняют, что сейчас речь идет о «точечной оптимизации рейсов» в Анталью из некоторых российских городов, где спрос традиционно ниже, чем в Москве. Но по словам другого собеседника “Ъ”, безболезненно скорректировать программы удается не всем компаниям: «Те, у кого нет собственных или аффилированных авиакомпаний, вынуждены исполнять жесткие обязательства перед перевозчиками и отправлять в Турцию полупустые самолеты».


Другой туроператор говорит, что ситуацию частично спасло решение Росавиации сократить на 15% число чартерных рейсов авиакомпании «Якутия» из-за допущенных задержек вылета. «Это стало подарком для нас, так как в подобном случае операторы не несут ответственности перед перевозчиком»,— отмечает он.


По оценкам представителя OnlineTur.ru Игоря Блинова, за счет перераспределения продаж в сторону раннего бронирования сейчас туры по пяти наиболее популярным направлениям (Турция, Кипр, Греция, Тунис, Таиланд) продаются на 30% хуже, чем годом ранее. «Это во многом связано с падением платежеспособного спроса»,— поясняет он.


По словам эксперта, сложившаяся ситуация подталкивает туроператоров к дополнительным маркетинговым акциям и увеличению комиссии агентам, составляющей в среднем по рынку 7%. «Многие в качестве временной меры добавляют к базовой комиссии один-два процентных пункта»,— добавляет Майя Ломидзе. «Чтобы дополнительно простимулировать продажи в конкретный отель, к базовой комиссии агентства мы добавляем еще 5%»,— приводит пример Сергей Толчин. В Tez Tour подтверждают, что туроператоры запрашивают у отельеров специальные предложения, рассчитывая простимулировать спрос.


Гендиректор Level.Travel Дмитрий Малютин указывает на заметный рост числа акций и предложений для самих туристов, что обычно нехарактерно для середины летнего сезона. Игорь Блинов обращает внимание на то, что из-за внеплановых распродаж на рынке сложилась парадоксальная ситуация, когда купленные сейчас пакеты иногда оказываются дешевле тех, что были приобретены по программе раннего бронирования.


Но демпинг не решает проблему системно, а, напротив, усугубляет ситуацию. В том числе из-за спада покупательского спроса о своем банкротстве вынужден был заявить один из старейших туроператоров — «Натали турс» (компания должна вернуть туристам 949 млн руб.). В разгар летнего сезона с рынка ушли DSBW-Tours, «Матрешка тур», «Аврора БГ», «Интрэвел Столешники» и «Радуга Трэвел».



Александра Мерцалова



Россия поднялась в цене


Конъюнктура


Средний чек при бронировании туров на внутренние направления за год вырос на 17,5%, до 47 тыс. руб. Об этом говорится в исследовании Travelata.ru. Для зарубежных поездок аналогичный показатель увеличился лишь на 7,5%, до 85 тыс. руб. Гендиректор Travelata.ru Алексей Зарецкий связывает заметный рост стоимости туров по России с политикой туроператоров. «Россию еще недавно рассматривали как новое направление массового пакетного туризма с чартерными рейсами,— объясняет он.— Туроператоры только начинали выводить российское направление на рынок и поэтому формировали туры с минимальными ценами, сейчас они просто приблизились к реальности».


По оценкам Travelata.ru, внутренние туры в 2018 году формируют 10% продаж, 90% спроса приходится на зарубежные направления. Самым массовым курортным направлением в России остается Адлер, доля которого в структуре спроса на пакеты по стране составляет 32% (годом ранее 36%), второе место занимает Красная Поляна — 14% (12%), на третьем — Алушта с долей 10% (в 2017 году было 9%). Самым дорогим внутренним направлением, согласно расчетам Travelata.ru, в этом году стала Ялта: средняя стоимость выкупленного тура на этот крымский курорт составляет 75 тыс. руб. Следом идет Евпатория со средним чеком 64 тыс. руб., затем Судак (62 тыс. руб.), Черноморское и Феодосия — 59 тыс. руб. Наиболее заметный рост цен на купленные туры аналитики Travelata.ru по итогам года отмечают в Евпатории: поездка в этот город подорожала на 25%. Единственным направлением, показавшим снижение цен на 8%, стал Сочи,— средний чек на тур туда составляет 44 тыс. руб.



Александра Мерцалова



Источник:


https://www.kommersant.ru/doc/3700498

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
И зачем кому-то пользоваться туроператорами, если дикарём лететь всегда было дешевле и удобнее?
раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В Турцию тур на двоих в 3* стоил 55500 руб.Перелет, автобус до отеля, еда "все включено", страховка. Регулярный рейс Аэрофлота Самара-Анталья туда обратно на двоих аэрофлотом 55600. "Дикарем" ка то дорого.

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вообще Турция плохой регион для оценки в силу того, что турки субсидируют туроператоров.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Меня, как конечного потребителя все эти тонкости не волнуют. За три дня до начала отпуска пошли в агенство, выбрали, полетели, отдохнули. Впечатлений масса, отдых удался. Сочи и Крым люблю, но дороговато. А к "бабушке в сарайчик" уже как то не хочется. Да и поездом 4 дня отдыха терять тоже. Ну и последний гвоздь в гроб отечественного отдыха для меня это курортный сбор. Я гражданин России, должен платить за пребывание в другом регионе России? А че в Самаре не ввести командировочный сбор? К нам тоже дохрена ездят по делам, да и северяне любят у нас на Волге порыбачить. Турбазы не дешевле Сочинских.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вопрос не в тонкости конкретного направления, а в целом оценки двух видов выезда на отдых.
1
Автор поста оценил этот комментарий

в аэрофлоте тебя покормят и он 100% полетит

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Чартер тоже 100% полетит, бывают только задержки рейсов. В этот раз было минута в минуту. Ну а про еду, если честно, в самолетах она так себе, да и за три часа как то не успеваешь проголодаться..

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Чартер тоже 100% полетит

эмм.. нет.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Вам как то и когда то не повезло? Мы летали, друзья летали, знакомые, сорвалось только у одних и то тогда была эпидемия банкротства туроператоров. Кстати деньги за тур они тогда вернули.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне везло. Но вот если загуглить, то можно прочитать как куче народа не повезло.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько я знаю, если у туроператора все в порядке просто так чартер не отменят, могут сместить дату и время  вылета. Тем более сейчас у крупных ТО свои авиакомпании. У Пегас туристик это "Сверный ветер". У Tez Tour это "I Fly". Поэтому может стоит покупать туры у серьезных компаний, где осечек минимум?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

ну я не думаю, что те, кто покупал у натали турс, жаждали геморроя и не считали ее серьезной компанией. люди в принципе не устраивают финансовую проверку тур-компании, у которой покупают тур.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Мы о форс мажорах речь ведем или о стандартных ситуациях?

Автор поста оценил этот комментарий

Все еще есть кто-то, кто верит что оператор создает некую ценность.

На примере обсосанного тут библиоглобуса видно, что там работают случайные люди.

2
Автор поста оценил этот комментарий

"Зачем работать на плохой работе, если можно работать на хорошей?", или недавнее ксюшино: "Если вы хотите на пенсию в 55, что-то пошло не так с вашей жизнью"...

Ребят, в жизни такой ахуиллиард нюансов касательно ЛЮБОГО вопроса, что делать подобные заявления - это расписываться в собственной узколобости. Например, "дикарём лететь всегда было дешевле и удобнее": а из какого города-посёлка, а куда, а если с детьми, а если инвалид, а какой трансфер и т.д., и т.п.? Это уже не говоря о том, что комплексные туры нередко дешевле, т.к. пакет услуг формируется оптом, плюс, у турагента может быть хорошая комиссия на конкретное предложение, и часть комиссии он уступит в качестве скидки, чего очевидно не будет у дикаря...

Расширяйте кругозор, это полезно.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Если есть кто летает. А когда до Москвы или Екатеринбурга тебе лететь за 10к приходится в одну каску в одном направлении, или поездом трястись 3-4дня. То будешь и чартерам рад.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку