ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Ту-4 – это советский поршневой стратегический бомбардировщик, принятый на вооружение в 1949 году и эксплуатировавшийся примерно до середины 60-х. Этот самолет можно смело назвать уникальным, и для этого есть несколько причин. Ту-4 – это первый советский самолет-носитель ядерного оружия, то есть его можно смело назвать пионером отечественной стратегической авиации. Также он является точной копией американского бомбардировщика В-29.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Создание Ту-4 позволило советской авиационной промышленности перейти на другой технологический уровень, причем сделать это в кратчайшие сроки. Также не следует забывать о том, когда создавался этот самолет: всего лишь несколько лет прошло после окончания войны, половина страны еще лежала в руинах, люди жили в нищете и голодали.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Именно поэтому на разработку дальнего бомбардировщика были брошены все силы: ведущим конструктором был назначен Д. С. Марков, а генеральным – А. Н. Туполев. Курировал разработки самолета всесильный глава госбезопасности Лаврентий Берия.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Первый полет Ту-4 совершил в 1947 году, всего было выпущено около 1200 единиц этого самолета. Серийное производство продолжалось до 1952 года.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Основой американских бомбардировочных ВВС стали самолеты В-17 и В-24. Дальнейшим развитием этого класса авиации в США стал самолет B-29 Superfortress, разработанный в 1942 году. Эту машину называют лучшим тяжелым бомбардировщиком Второй мировой войны. И не зря. Скорость В-29 достигала 600 км/ч, а потолок – 12 км. На такой высоте бомбардировщику был практически не страшен зенитный огонь противника, а большое количество огневых точек надежно защищало его от вражеских истребителей, создавая вокруг «Суперкрепости» настоящую сферу огня.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Использование стратегической авиации на европейском и тихоокеанском театре военных действий показало несомненную эффективность этих машин. А появление ядерного оружия превратило эти самолеты в стратегические. Мало иметь ядерную бомбу, ее еще и необходимо доставить к цели.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Руководство Советского Союза во время войны несколько раз обращалось к американцам с просьбой передать СССР по ленд-лизу бомбардировщики В-29, но всегда получало вежливый, но решительный отказ.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

На завершающем этапе войны американские ВВС приступили к массированным бомбардировкам Японии и японских войск, находящихся в Маньчжурии. Во время боевых вылетов было повреждено несколько бомбардировщиков В-29. Четыре из них совершили посадку на советских дальневосточных аэродромах. Их экипажи были интернированы, а новейшие американские бомбардировщики Сталин решил оставить себе.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Конструктор Туполев  был вызван в Кремль, где имел долгий и обстоятельный разговор со Сталиным. Этот эпизод подробно описан в книге Лазарева «Коснувшись неба». Сталин дал конструктору самые широкие полномочия, но жестко ограничил его по времени: он хотел увидеть новый самолет уже к середине 1947 года.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

В кратчайшие сроки три из четырех самолетов были перегнаны с Дальнего Востока в Москву, один из них был полностью разобран, второй использовали в качестве эталона, на третьем проводились испытательные полеты. Четвертая машина была отправлена в одну из действующих частей ВВС. К огромной радости конструкторов, в одном из самолетов был обнаружен комплект технической документации.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Самолет во время разработки получил индекс Б-4. После того как В-29 разобрали каждым отдельным агрегатом занималась специальная группа инженеров и технологов. Деталь взвешивалась, обмеривалась, детально описывалась и фотографировалась, также проводился спектральный анализ, чтобы понять, из какого материала она сделана. Перед конструкторами стояла задача полностью скопировать американский самолет, и они выполняли ее дословно. Именно поэтому в кабине пилотов появилась подставка под газированные напитки и пепельница, хотя курить советским летчикам в полете строго запрещалось.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост
ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Однако сделать самолет точной копией В-29 было очень сложно. Одной из основных проблем была дюймовая система измерений, в которой бомбардировщик был сделан. Еще перед началом проекта советские представители в США, Великобритании и Канаде начали скупать нужное измерительное оборудование, но это не решило всех проблем. Все размеры самолета (включая шаг резьбы и сечение проводов) пришлось переводить в миллиметры и только потом изготавливать.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

На Ту-4 решили ставить отечественные двигатели, хотя советскими их назвать можно было с большой натяжкой. Еще перед войной СССР заключил с американской компанией Wright лицензионное соглашение на производство авиационных двигателей. Так что советский двигатель АШ-73 был очень похож на Wright R-3350-79, стоявший на В-29. Однако карбюраторы, подшипники, турбокомпрессоры были полностью скопированы с «трофейного» бомбардировщика.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Первоначально казалось, что с повторением системы вооружения особых проблем не будет – достаточно лишь установить аналогичное количество огневых точек и повесить бомбы нужного калибра, но в реальности задача оказалась гораздо сложнее. Нужно было изготовить прицелы и сбрасыватели для бомб, электромоторы, ленты для подачи патронов и многое другое. Прицелы, которые были установлены на В-29, не подходили, потому что советские бомбы имели баллистику отличную от тех, что применялись в американских ВВС.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост
ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Однако самой наиболее сложной проблемой стали вычислительные машины, которые дистанционно управляли оборонительным вооружением самолета. Они учитывали параллакс цели, внося при стрельбе необходимые поправки. Благодаря этому, каждый из пяти стрелков мог управлять любой турелью со своего места. Очень большой проблемой стало копирование сельсин-приводов дистанционного управления для авиационных пушек. Позже система, разработанная при постройке Ту-4, использовалась на всех советских бомбардировщиках.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

В-29 без топлива и масла весил 34 930 кг, первый Ту-4, сделанный по его образу и подобию — 35 270 кг. Это без всякой насмешки можно назвать блестящим результатом.


Весной 1947 года первый Ту-4 был готов к полету. Он впервые поднялся в воздух 9 мая 1947 года. Хотя, различные испытания продолжались до 1949 года, бомбардировщик был сразу запущен в серийное производство. Три первых самолета приняли участие в воздушном параде 1947 года, как изначально и требовало руководство страны.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

На вооружение частей ВВС Ту-4 начал поступать в 1949 году.За создание Ту-4 Туполев получил орден Ленина.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

В состав оборонительного вооружения Ту-4 входило 10 пушек Б-20Э или НР-23, размещенных в пяти башня с дистанционным управлением. Стрелять из них можно было из любого места самолета. Нормальная бомбовая нагрузка Ту-4 составляла 6 тонн. Модификация Ту-4А могла брать на борт одну ядерную бомбу.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.

ТУ-4.Клонированный бомбер Сталина. Самолет, Бомбардировщик, Ту-4, Длиннопост

Авиация и Техника

9.4K поста17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу