Цитаты от батюшки православного

На той неделе умер дед у меня. Вчера отпевали. Батюшка забавный попался, лет 60 ему на вид.

Я думал он там начнет про Страшный суд, ад и рай задвигать, но вышло все иначе. Решил записать тезисно его "цитатки", чтоб потом перечитывать улыбаться.

- сходите покурите, брат мой, нет в курении большого греха. Вас только черви будут поминать в могиле недобрым словом: "опять покойник за собой не следил, а нам эту копчёную гадость есть! "

- а вы не хотите в могиле лежать, хотите быть кремированным после смерти? Тут даже и у червей вопросов не будет. Наоборот, крематорию поможете, вы ж как бы себя заранее уже кремировать начали. Так что идите курите, хотя курить, конечно, вредно.

- вот некоторые говорят, дескать родственники усопшие за ними сверху наблюдают. Что за потрясающее самомнение! Да кому вы нужны, чтоб за вами сверху наблюдать? Сверху за вами только мухи наблюдают...ну и спутники-шпионы ЦРУ иногда по ошибке. И больше никто. Никому вы больше не нужны.

- а покойник, ну, он как бы засыпает в момент смерти. Покойники самые спокойные "люди" потому что их уже тут нет. Я вот в морге люблю поспать, если перерыв между отпеваниями большой. Мне там спокойнее всего. Я знаю, что я в хорошей безопасной компании. А если вы покойников боитесь, то это надо просто ужастиков поменьше смотреть.

- да-да, человек после смерти засыпает. если вы думаете, что Гитлер в аду сейчас горит, то вы заблуждаетесь. Потому что в ад и в рай попадут все только после страшного суда. А коль скоро мы с вами сейчас беседуем, то стало быть страшного суда ещё не было, значит в аду пока только сковородки греют, да масло в Ашане по акции скупают *смеёмся*. А покойники они все пока спят. Вот помню самое первое воспоминание из детства, открыл я глаза, проснулся, лежу в луже, обоссался стало быть, с младенцами такое случается. А потом снова глаза закрыл и уснул. Вот и жизнь так проходит. Родились - проснулись, поплакали, посмеялись, умерли - уснули. Будет страшный суд, проснетесь снова.

- сколько лет усопшему было? 85? А! Ну так его и отпевать то особо не нужно. Он и так в рай попадет если до такого возраста дожил и детей- внуков воспитал. Перед богом он свою работу выполнил. Но мы, конечно, отпевание проведем. Пожертвование же уплочено.

- вот, кстати, у нас там в отпевании в конце будет: и прощаются все грехи, в которых ты покаялся и те, которые по незнанию совершил. Некоторые полагают, что бог на страшном суде откроет книгу судеб и скажет: ага! Вот ты и попался! Совершил грех о котором не ведал, но не покаялся же в нем, стало быть в ад тебя!

Но это не так все работает. Не знал что это грех значит простим тебя. Библия не уголовный кодекс, а то накрутят себе всякого, прости Господи.

- кстати, вот о ереси. Мужчины жалуются: мне жена весь мозг выедает!

Так это ее такая задача перед богом, мозг мужчине выедать.

В истории православия было несколько соборов на которых ересь разбирали. А кто ересь эту придумал? Священнослужители, которые приняли обет безбрачия! Жен у них не было, мозг им никто не выедал, они были умные, учёные и вот от огромного не надкусанного ума ересь всякую и сочиняли. Были б у них жены, у них бы мозг так не разрастался, и все было б хорошо!

- а вот ещё о женщинах. Женщину, может знаете, бог из ребра Адама создал. Думаете прям вот ребро вырвал и создал? Нет! Это нам, мужчинам намек такой дан. Мужчина он в мыслях своих прямой как палка, а у женщины мысли могут не прямо идти, а как то вот по особенному.

И некоторые мужики пытаются это исправить. А не надо ничего исправлять. Возьми ребро, попробуй его распрямить, что будет? Ребро сломается. Не в природе ребра прямым быть.

Так и женщина. Любите жену свою такой какая она есть и понять не пытайтесь. И боже вас упаси пытаться ее выпрямить, сломаете только.

- и поосторожнее со словами будь, брат мой, дочь у тебя вот подрастет, приведет зятя какого нибудь, а он тебе не понравится. Ляпнешь ты в сердцах "свадьбы не будет, только через мой труп!" А труп то твой легко обеспечить. Рак, авария на дороге, мало ли способов. Потому что желать себе смерти даже таким способом это большой грех.

- Ох, что то солнышко спряталось, как бы дождь не пошел, а то мне ещё к зубному на велосипеде ехать. А чего ты улыбаешься? Представил батюшку в рясе под дождем на велосипеде? Так я не в рясе поеду, а в обычной одежде - Да нет, анекдот вспомнил один про батюшку, он фразой заканчивается: ступай скорее сын мой, а то что то дождь собирается. Но вам я его не расскажу, дюже он похабный - да, знаю этот анекдот, ну, ступай с миром брат мой...а то что то дождь собирается.

За точность передачи цитат и информации не ручаюсь

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий

да-да, человек после смерти засыпает. если вы думаете, что Гитлер в аду сейчас горит, то вы заблуждаетесь. Потому что в ад и в рай попадут все только после страшного суда.

Кстати, да. Но напомните, люд православный (если есть тут), чем занимаются души до Страшного Суда? Так уж прямо спят или всё же находятся в предвкушении рая или ада? И могу ли я улучшить посмертную судьбу Гитлера, помолившись за него (это так, умозрительно, так как я атеист и негативно отношусь к нацизму вообще и Гитлеру в частности)?

раскрыть ветку (97)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Отвечу по канону. В православии нет догматов о посмертном существовании до Страшного Суда. Есть неканонические "благочестивые" мысли по этому поводу, несущие педагогическую цель. А также много досужих домыслов, фольклора и прямо еретических баек. Официальный ответ православия на этот вопрос - мы не знаем, вероятнее всего это знание неполезно для спасения.

По поводу молитв за усопших. Полезно ли это? Для самих молящихся - несомненно да. Для умерших - хуже точно не будет. Изменяет ли такая молитва их участь? Мы не знаем, потому что не знаем, какая она, эта участь.

Православие не даёт чётких ответов на многие вопросы онтологического характера. Многие вещи остаются тайной.

раскрыть ветку (46)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за развёрнутое изложение. О чём-то догадывался, что-то новое для меня.
Но есть ли в православии тезис о том, что Спасение зависит ТОЛЬКО от самого человека и от Бога? Я полагал, что да. Если так, то неопределённый ответ на вопрос "помогает ли умершему молитва за него?" явно плохо сочетается со словом "только" из предыдущего предложения.
И ещё вопрос: что такое в данном контексте "по канону"? Какие источники относятся к нему? Только Священное Писание? Или и Предание? В каком объеме?
раскрыть ветку (25)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В данном случае я употребил слово "канон", имея ввиду догматическую составляющую православной веры. Догмат - это коллегиально принятое положение веры на Вселенских соборах православной церкви, официальное суждение о тех или иных вопросах. Они основываются, конечно, прежде всего, на Священном Писании и сами являются Священным Преданием. Но догматические утверждения носят характер скорее оградительный, а не катафатический. То есть это как забор, вне которого - ересь, внутри которого - свобода творчества. Так вот по некоторым вопросам нет никаких догматических суждений.

Теперь с первым Вашим вопросом. Дело спасения - синергия человека и Бога. Человек умер, его дело закончено. Далее дело только за Богом. Другой человек молится Богу, чтобы Тот простил ему грехи и как-то "изменил участь умершего". Вряд ли Бог скажет, что не лезь не в своё дело. Надеюсь, что смог прояснить.

раскрыть ветку (24)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Дело спасения - синергия человека и Бога. Человек умер, его дело закончено. Далее дело только за Богом. Другой человек молится Богу, чтобы Тот простил ему грехи и как-то "изменил участь умершего". Вряд ли Бог скажет, что не лезь не в своё дело. Надеюсь, что смог прояснить.

Все же не совсем. Как я понимаю, исходя из ваших слов, молитва об усопшем его судьбу изменить не в состоянии. А разрешит Бог молиться или скажет "не надо" - вопрос другой.
Догмат - это коллегиально принятое положение веры на Вселенских соборах православной церкви, официальное суждение о тех или иных вопросах.

Я знаком с Никео-Цареградским Символом веры. А какие ещё догматы именно в форме догматов есть в православии? Насколько понимаю, формального догмата о греховности аборта не существует. Следует ли это понимать как отсутствие канонической позиции в этом вопросе?

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не говорил, что молитва об усопшем не в состоянии изменить его судьбу. Я говорил, что Церковь ничего об этом не знает.


По догматам. Это очень обширная тема. Например, одними из важнейших догматов есть христологические догматы. О соединении божественного и человеческого во Христе.


Нет необходимости в каком-то особом догмате о запрете абортов.

Во первых, догматы предназначены только для важнейших вероучительных вопросов, на каждую жизненную ситуацию догматов не напридумываешь.

Во-вторых, запрет абортов подпадает под заповедь "не убий". Еще ветхозаветную. Вот вам формальный догмат.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

По догматам. Это очень обширная тема. Например, одними из важнейших догматов есть христологические догматы. О соединении божественного и человеческого во Христе.

Так всё же: есть ли перечень догматов?

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я же ответил - я не знаю, есть ли такая одна книга, где собраны все догматы. И по-видимому, это никому не надо.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Ни фига себе. Никому не надо знать полный свод догматов, представляющих непоколебимую Истину о Боге и Спасении (принято простым большинством голосов), в отличие от частных мнений (кто-то уважаемый сказал) и ложных ересей (кто-то неуважаемый сказал) :)))
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я имел в виду, что никому не надо собирать все догматы в одну книгу. Сказано с сожалением, я бы сам такую почитал. Догматы знать надо, хотя бы основополагающие.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Так Иерусалимский собор же это сделал. Или у РПЦ другая догматика?
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Во-вторых, запрет абортов подпадает под заповедь "не убий". Еще ветхозаветную. Вот вам формальный догмат.

Входят ли заповеди Моисеевым (включая о дне субботнем) в перечень догматов православной церкви? Можно ли на основе " Не убий" сделать вывод о необходимости вегетарианства?)

Автор поста оценил этот комментарий

Я не говорил, что молитва об усопшем не в состоянии изменить его судьбу. Я говорил, что Церковь ничего об этом не знает.

Давайте я помогу Церкви)
Правда ли, что судьба после смерти зависит от самого человека и Бога? Правда ли, что после смерти человека от него уже ничего не зависит? Правда ли, что моё решение помолиться - это моё решение? Или это решение Бога?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Есть мнение, что умерший лишается воли, следовательно, ничего от него не зависит. Когда воскреснет на Страшный Суд в теле, то воля снова появится. Сразу оговорюсь, это лишь мнение, хоть и авторитетное святоотеческое.

Решение помолиться - это Ваше решение. Было бы странно, если бы Бог заставлял молиться Ему.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
В таком случае могу за Церковь сказать, что молитва ща умершего ему не поможет. Изложить ход моих рассуждений?)
А то, что Спасение - это синергия человека и Бога - это догмат или мнение? Если догмат, на каком Соборе он был принят?
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тут ещё можно дополнить, что с вопросом молитв об умерших тесно связано учение о кафоличности, то есть соборности Церкви. Это уже догмат, который утверждает, что и живые, и умершие - члены этой Церкви. "У Бога нет мёртвых". Это основа литургического поминания усопших. Впрочем, это довольно занудный буквоедский догмат, популярно на его не растолкуешь. Повторюсь, здесь речь только о литургическом поминовении на проскомидии.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Не входит ли в противоречие тезисы "У Бога нет мёртвых" и "Человек умер, его дело закончено"?
раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Это же всё лингвистика.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Скажите, то, что Бог создал Вселенную за шесть дней, это догмат? Или лингвистика, так как "для Бога... ля-ля-ля как одна минута"?
раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Извините, я немного разбавлю вашу беседу.


О спасении человека можно узнать непосредственно из Евангелия. Там об этом много говорится. Например:


"И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою". Лк. 18:20


Или же в Нагорной Проповеди. Однако, главным условием является вера и исповедание Триединого Бога.


Есть ещё такие слова: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).


Но, надо учитывать, что сколько бы человек не трудился, все это может выразить его любовь к Богу и готовность исполнять Его волю о себе, очищение, равно как и спасение подаётся только Богом и сам человек наработать себе на спасение не может. Почему я упомянул очищение. Потому, что человек и от повреждения грехом сам избавиться не может. Иными словами мы можем только выбрать путь и по нему идти. Сбиваться, падать, упираться. Настойчиво и смиренно просить Бога о помощи. Смирять свою гордость, высокоумие. У каждого человека в конечном итоге свой путь и свои взаимоотношения с Богом. Что-то человеку даётся легко, а другим сложно. Что-то наоборот. Потому вопрос спасения достаточно широко описан и в Евангелии и в Деяниях. Кроме того, важна и церковная жизнь человека, его участи в Таинствах. Господь для того и основал Церковь земную, как прообраз Небесного Иерусалима.


О том где пребывают души усопших и помогает ли молитва за них. В Царствии Небесном обителей много, где-то да пребывают. Это из области тайн Домостроительства Господнего и для нас эта информация ничего не изменит.

А вот помогает ли молитва усопшим. Помогает, поскольку у Бога все живы. Но не определяет.

Размышления на тему, а вот человек был хуже некуда, а молитва ему помогла, справедливо ли это- это из области умозрительной квазифилософии, я думаю.

В целом, не могу порекомендовать быстрого источника о христианском вероисповедании. В древние времена, например, людей, прежде чем крестить учили от трёх до пяти лет. Назывались они оглашенные. Основные источники Евангелие, Деяния, толкования, учебники догматического богословия и литургики. Есть не очень большая книга "основы Православия" Н. Серебрякова. Можно с неё начать, при желании.

Извините за простыню, надеюсь, что-то удалось прояснить.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо!
1
Автор поста оценил этот комментарий

Священное Писание вне догматов. Догматы православной церкви появились только в первые века христианства.

Мы же не будем сейчас в миллионный раз разбирать шестоднев, обсуждать все эти "йомы", другие "дикие" библейские истории? Смысла не вижу.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
То есть и Священное Писание можно читать выборочно? :)
Притчу о Лазаре и богаче, который мучался в аду ещё до страшного суда, читать не надо? :)
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Надо читать. Но это притча, и читать её надо как притчу. С чего началась эта дискуссия? С того, что я сказал об отсутствии догматов в православии по поводу загробной жизни. Нет какого-то единого, утвержденного, точного и подробного суждения на этот счёт. Есть частные мнения, которые и основываются на редких упоминаниях этого состояния в Библии. И вот эти частные мнения бывают и очень авторитетными, бывают просто полезными для спасения, а бывают и откровенно противоречащие основам веры.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

По учению Церкви, очень важно молиться за новопреставленного (недавно умершего человека) в первые сорок дней с момента смерти, так как в это время душа человека попадает до Страшного суда либо в рай, либо в ад, но молитвы умершим нужны и после этого срока

Следует ли считать этот текст, из журнала Фома, ошибочным? Каким критерием следует пользоваться, чтобы понять, относится ли какая-то позиция к православному канону или нет?

раскрыть ветку (19)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это все педагогика. Благочестивые размышления на тему. Дань традиции. Парадигма пастырской работы. Как я уже сказал, догматов на посмертную судьбу человека не существует.

Это не ошибочный текст, ведь вера - это не математика. Это несколько приземленная проповедь для людей. Так проще. Молитва за умерших нужна самим молящимся. Остальное  - тайна. Если в журнале Фома говорится о том, что нужна покойникам - значит эта заметка рассчитана на несколько упрощенное и где-то примитивное понимание. Это просто проповедь.

раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий
Где можно ознакомиться с исчерпывающим перечнем догматов?
раскрыть ветку (17)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну посмотрите определения Вселенских Соборов Православной Церкви.

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий
Я глянул, но твёрдого перечня догматов не увидел. Не считать же догматом анафему какому-нибудь Никону или Арию.
Реально интересно: есть ли какой-то свод догматов?
раскрыть ветку (15)
2
Автор поста оценил этот комментарий

В Православии есть Исповедание православной веры Восточной Церкви, принятое Иерусалимским собором 1672 года догматы изложены в самом кратком и сжатом виде.(https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ispovedanie-pravoslavn...)

В частности про посмертную участь - Определение 18:

Мы веруем, что души усопших пребывают в покое (ἀνέσει) или в болезновании (ὀδύνῃ), в соответствии с тем, что каждый сотворил, ибо отделившись от своих тел, они немедленно переходят или к радости, или к печали и плачу. Однако [следует] исповедовать, что ни наслаждение (ἀπόλαυσις), ни осуждение не являются совершенными (τέλειος). Ибо [лишь] после общего воскресения, когда душа соединится с телом, с которым жила добродетельно или порочно, каждый восприимет совершенство, будь то в наслаждении или в осуждении.

Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния (μὴ ποιήσαντας οὐδοτιοῦν καρπὸν μετανοίας) проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением (ἱκανοποίησις), – их души отходят в ад (ᾅδης) и претерпевают там воздаяние (ποινή) за те грехи, которые они совершили.

Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская Церковь – ежедневно за всех вообще. Следует, впрочем, подразумевать, что мы не знаем времени [их] освобождения. Ибо мы знаем и веруем, что таковые будут освобождены от [этого] страшного положения до общего Воскресения и Суда, но когда, мы не знаем

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо!!!! Вот действительно ответ с обоснованием.
Жаль, что @Nicomah о нём не знал :)
раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, я действительно не знал о таком соборном утверждении. Тем более, что это поместный собор Иерусалимской Церкви, оросы которого распространяются только на эту поместную Церковь. Вряд ли эти определения можно считать вселенским догматом, то есть обязательными к исповеданию всеми Церквями.

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий
То есть Иерусалимский поместный собор не авторитетен в вопросе, что включается, а что не включается в Православный канон?
раскрыть ветку (11)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Знаете, если я ничего не путаю, то говорят что так - попадают или в ад, или в рай. но в аду нет сковородок, а в раю - арф. Ад - это место где вообще нет присутствия бога, это место, где душа до Страшного суда обитает в постоянной глубочайшей депрессии, без проблеска надежды, в постоянном отчаянье и тоске. Возможно постоянно переживая свои плохие поступки. В раю же наоборот, душа постоянно ощущает присутствие бога, там душа спокойна, радостна, чувствует полнейшее, чистейшее, незамутненное счастье, которое никогда не надоедает и не приедается. Тут - когда как, иногда ощущает, иногда нет.

Помолившись за гитлера(как в анекдоте - после крокодила я ее за человека не считаю) вы можете дать ему толику надежды, ненадолго. Типа секунду не думать о всех тех, кто погиб из-за него.

раскрыть ветку (44)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за пояснения.
Как я понимаю, вы всё же относитесь к этим вопросам серьёзнее, чем я)
Если мой атеизм вас не оскорбляет, помогите понять: всё же до Страшного Суда и после смерти где обитают души согласно Православию? Если память не изменяет, Католицизм помещает их то ли в Чистилище, то ли временно в Рай.
И второе. Всё же христианство учит, насколько понимаю, что посмертная судьба зависит от жизни и от милости Божьей. Каким боком тут молитвы? Бог же и так в курсе, благодарен ли я Гитлеру за что-то или нет. Как внешнее проявление (молитва) может повлиять на загробную судьбу другого человека?
раскрыть ветку (43)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Если вкратце, помогут чуть облегчить страдания. В православии нет чистилища, есть мытарства, но они неканоничны. У ТС-а более верно сказано, что до Страшного суда, типо спят. Но когда он наступит, то и мёртвые и живые предстанут перед Богом.

раскрыть ветку (42)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если вкратце, помогут чуть облегчить страдания.

То есть посмертная судьба зависит не только от прижизненных действий и от Бога, но и от голосования молитвой?)

раскрыть ветку (41)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Если кому-то то дали срок, то его судьба вряд ли изменится от моих пары передач. А это не 25 и даже сто лет. Это вечность. И через поколение-другое, вряд ли кто даже могилу будет посещать.

раскрыть ветку (35)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Так всё же: зависит посмертная судьба человека от молитв живущих? Я читал какие-то предания о брате молящейся, которому её молитвы помогли перейти на "другой берег". Это передача в виде 100 г сала для пожизненно-заключенного или всё же какое-то помилование?
Если первое, нужны ли молитвы тому, у кого срок вечность, а польза 100 г сала?
раскрыть ветку (34)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Есть притча от Христа, про богача и Лазаря. Там дословно говорится, что нельзя оттуда перейти.

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, притч от Христа было много... Включая сравнение самаритянки с собакой)
раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Так к самарянинам и относились, хуже чем к собакам. В контексте притчи к иудеям-это было более чем понятно. Сейчас это режет слух.

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Христос обладал относительной и характерной для своего времени моралью?)
раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не зависит. Есть предания около церковные. Например на день архангел Михаила и сил беспилотных. Но они теологически не верны. Как и мытарства. Хотя тот же Ореген был предан анафематству, за доводы, что ад не вечен. Профессор Осипов тоже на эту тему книжку написал. Хотя логично вроде. Если Бог-есть любовь, как можно обречь человека, на вечные страдания?

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий
То есть молитвы об умерших лишены смысла?
Почему Церковь чётко и недвусмысленно не заявит об этом?
раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я не сказал, что лишены смысла. Какой смысл посещать могилу близкого человека?

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий
Для кого?
Мой вопрос: поможет ли молитва по умершему умершему?
раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что это никому не надо. Ни церкви, ни родственникам.


Отпевание 5000 + церковной утвари по мелочи рублей на 500 вышло.


Родственникам не надо, потому что "да что ж мы за люди такие, если своего в последний путь по-человечески не проводим" (то есть личные мотивы)

2
Автор поста оценил этот комментарий

Вы можете облегчить участь души усопшего, которая будет решена на страшном суде, если молитесь за него. Сам он уже ни молитвой, ни поступками себе помочь не в состоянии.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
То есть тезис о том, что Спасение зависит только от самого человека и от Бога, ошибочен?
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне сложно углубляться в вопросы богословия, потому что я не самый компетентный собеседник в данном случае. Я транслирую то, что услышала от священника.

Конечно, каждому на страшном суде воздастся прежде всего по делам его. Но молитва за душу ближнего (покойного или живого) это всё-таки некоторая помощь в его участи. Бог милосерден, но он прощает тех, кто просит прощения, или за кого просят.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
То есть я могу себя плохо вести, но если кто-то сильно за меня помолится, я буду спасён?)
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я думаю, тут всё будет зависеть от пропорций)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Про то, что происходит с людьми после смерти, но до страшного суда, описано в Новом Завете в притче о богаче и Лазаре. Написано, что после смерти богач мучился в аду и просил пить у Лазаря. Потом просил сказать его братьям, которые были живы, чтобы они не грешили. Т.е. по братьям видно, что страшного суда еще не было, но богач уже мучался, а Лазарь был в раю.

Вопрос тогда к этому батюшке, он Библию хоть читал?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Посмотрите, плиз, в этой же ветке мою дискуссию с @Nicomah и попробуйте выяснить, кто из вас прав:)
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

А смысл? Ответ есть в Библии, причем всем известный. Просто православные не ее читают, а жития святых.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Так ещё ж нужно правильно трактовать прочитанное. Некоторые предложение побить камнями тех, кто не соблюдает день субботний, понимают буквально, некоторые шесть дней творения трактуют аллегорически...
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Так там история понятная. Никак по другому трактовать невозможно, все ясно и понятно

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку