Цифровой контроль Большого Брата
Цифровизация перевозок наземным транспортом потихоньку подбирается к самому интимному - сопроводительным документам. Очень скоро контролирующие органы будут в режиме онлайна знать, кто, куда, сколько и за сколько повез груз. Будет известен расход каждого литра топлива, каждый килограмм в полуприцепе.
И это не страшилки на ночь глядя, логика прогресса неумолима. Прозрачность, точность и доступность от этого никуда не деться. Вопрос лишь в скорости внедрения технологий. Давайте разбираться в тонкостях светлого цифрового будущего перевозок.
Классная тема
Старые песни о главном. Недели три назад знакомого перевозчика затаскали налоговики. Интересовались услугами за 16,17 и 18 года. Камералка как она есть. А вся проблема в контрагенте, который так постарался оптимизировать свои расходы, что ИФНС просто взбеленилась. Последствия - куча потраченных сил и времени со стороны ТК.
До 2015 года процветала схема, где клиент, экспедитор, перевозчик и диспетчер. В этой цепочке было легко спрятать любые суммы и объемы. Она была непрозрачной для ИФНС. Шаловливые ручки государства не касались основных денежных потоков.
Но с 2015 года лафа закончилась. Государство в лице налоговиков запустило систему АСК НДС-3. Теперь процесс получения книг продаж и покупок была оптимизирована. Инспектор стал видеть какие суммы зашли, а какие вышли и основание для их списания. Особо подозрительные контрагенты стали доступны для проверки через просто анализ их работы с перевозчиком.
Бизнес попытался было ответить мутными схемами по прокрутке денег через банки. Но очень скоро и сами банки перестали рисковать такими операциями. Более того АСК НДС-3 стала выявлять компании, которые злупотребляли такими “отмывалками” для нала.
Более хитромудрые комбинации с уводом НДС по типу ввода какого-то одноразового юрлица тоже очень быстро стала известна программе. Теперь робот детально просчитывает что и с кого можно взять. Доступны данные по расходам ГСМ, зарплаты водителей, налоги. Помимо этого идет постоянный анализ ваших контрагентов. Как только возникает малейший намек на махинации ИФНС тут же запрашивает информацию о нем: первичную документацию по услугам, платежные документы и т.д
Электронные ТТН
Сейчас в классической схеме есть намеренные разрывы. Это связано с нежеланием крупных ТК оплатить весь объем налогов. Собственно и прибыль этого бизнеса завязана как раз на уход от большей части выплат по налогам.
Поэтому инициатива ИФНС об электронных ТТН, которые уже с 2022 году ходят в обороте наравне с бумажными, мы имеем в виду систему «Суперсервис 22». То есть ТТН в этой схеме служит основанием и доказательством того, что между ТК и клиентом заключен договор. Среди отслеживаемых параметров:
Сроки доставки, разгрузки и загрузки груза;
Штрафы за простой и недопоставку груза;
Вместимость, грузоподъемность ТС;
Особые условия доставки груза, температурный режим, условия хранения, класс опасности перевозимого вещества.
Раздел 3 ТТН включает в себя обязательное закрепление объявленной стоимости груза. Также нужно будет указать адрес погрузки и выгрузки, сведения о грузоотправителе. Имеются и данные об исполнителе, которого потом можно будет вызвать, и он все как миленький расскажет о перевозках.
Раздел 11 ТТН содержит данные о ТС: госномер машины и полуприцепа, тип владения - собственность, аренда, лизинг.
Добавим обязательные подписи сторон, указание стоимости услуг и порядок их оплаты.
В общем, удобная для фискалов вещь получилась. Взял один документ и все стало ясно. Кто вез, на каком основании, сколько за это взяли и кто оплатил, как и где прокрутились деньги.
То есть хаос, когда фура числится на одном ИП, сдана в субаренду другому ИП, водитель нанят третьим, трудовой договор висит на четвертом, а экспедитора вообще нанимает пятое и так далее. Короче, таким схемам скоро придет трындец.
Цифровые путевые
К 2025 году электронные ТТН станут обязательными. Однако в паре с ними буду действовать и электронные путевые листы. Чуете, к чему это? Ага, помимо чисто контрольных моментов по медосмотру воителя и состояния ТС, проверяющий сможет узнать тип владения фурой - аренда, лизинг, состав расходов - зарплата водителей, плата за ГСМ, запчасти и т.д.
Таким образом, «Суперсервис 22» будет большим братом, который знает о тебе все. К примеру, почему у машины зафиксирован 10-кратный перерасход дизельного топлива? Почему за сутки проехали 4000 км? Кто выпустил в рейс водителя? Почему ТТН оформлена на одну машину, а по факту едет другая? Почему был перегруз? Все, что сейчас терпит бумага станет неприемлемым для цифры. К 27-28 гг все это будет заполняться онлайн. Отрасль станет более контролируемой.
Да, пока и ТТН и “путевик” в стадии теста, но через пару лет они станут обязательными к использованию. Иначе штраф. Все это следствие борьбы с крупными ТК, но эти монстры очень быстро адаптируются. А впухать, как обычно, будут мелкие средние компании.
«Автодата», черный ящик для фур
Устройство аналогичное тахографу будет в режиме онлайна отправлять информацию на облачные сервера: о своем местоположении, динамических показателях поездки скорость, нагрузка на ось, торможение, маневрирование и т.д., возможной усталости водителя, дорожной обстановке.
В планах властей внедрить технологию к 2030 году. А что, все логично. К 27-28 гг откатает «Суперсервис 22», который в связке с АСК НДС-3 уже к тому времени выработает свою эффективность. Так что о всяких левых догрузах, перегрузах и виртуальных перерасходах ГСМ придется забыть. Все это будет слишком очевидно для ИФНС, УГАДН и ГИБДД.