Церковь поддерживает гендерные стереотипы

В свое время один из столпов Реформации Мартин Лютер отказался от деления на клириков и мирян и выдвинул принцип священства всех верующих.

Лютера трудно назвать сторонником женского равноправия, но этот шаг помог таковому прижиться в протестантизме. Если священство распространяется на всех, то и женщины не должны быть исключением. Так был заложен фундамент для их рукоположения. Понятно, что консерваторы встречают перемены в штыки. Некоторые лютеранские церкви до сих пор не признают женского священства, но по большей части традиционалисты пребывают в лоне католичества и православия.


Логика их рассуждений такова. Различия полов носят глубинный характер и касаются не только физических, но и метафизических вещей; недаром Христос избрал апостолов из мужчин и не включил в их число свою мать. Но, возражая против проникновения женского равноправия в церковную жизнь, даже рьяные католики-консерваторы не покушаются на него за пределами церковных стен. Более того, католическая церковь сотрудничает с феминистками в их борьбе с домашним насилием или принуждением к проституции.

В России же церковь поддерживает гендерные стереотипы. Скажем, у нас можно услышать от священника, что женщины сами виноваты в том, что становятся жертвами изнасилования. То, что на Западе именуют мужским шовинизмом, у нас находится на подъеме, поэтому разговоры о «новой мужественности» можно услышать только в среде образованной городской молодежи.


Между тем социальная роль женщин в нашей стране быстро меняется. Иногда это приводит к парадоксальной ситуации: женщины делают карьеру, работают на нескольких работах и ведут домашнее хозяйство, а мужчины не слишком утруждают себя работой, по дому вовсе ничего не делают, но рады порассуждать о патриархальных «духовных скрепах» и ностальгируют по временам Домостроя.